СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории России по теме "Итоги реформ Петра Первого" Урок - суд.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока истории России предназначена в игровой форме (урок-суд) повторить и закрепить знания учащихся по изученой теме "Итоги реформ Петра Первого"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России по теме "Итоги реформ Петра Первого" Урок - суд.»




МБОУ «Бельковская СОШ»






Методическая разработка урока

по Истории России

в первой четверти XVIII века


тема


«Итоги реформ Петра I»


(урок-суд)













разработала:

учитель истории

Казаногина Т.Н.







с. Бельково

2018г




Урок-суд: Итоги реформ Петра Первого.

Цель урока: Повторить и закрепить знания учащихся по истории России в первой четверти 18 века, подвести итоги правления Петра Первого, дать оценку Петру Первому как правителя России и личность. Систематизировать знания учащихся по основным событиям первой четверти 18 века, выяснить причинно – следственные связи реформ Петра Первого и их последствия. Развивать умение учащихся самостоятельно добывать знания, работать с историческими источниками, уметь работать творчески; и работать с картой, уметь выражать своё мнение и его аргументировать.

Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: карта, проектор, компьютер, видеоматериалы.


Предварительная работа по подготовке урока. Учащиеся получили творческие задания – подготовить выступления в суде в соответствии с данной ролью, используя дополнительную литературу.


Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Проведение суда.

Секретарь – Встать! Суд идет.

Судья – Заседание суда рассматривает «Дело Петра Алексеевича Романова» императора России с 1682 по 1725гг.

С иском в суд обратился прокурор _______________________ .

Изложите суть ваших претензий.

Прокурор: В свете собранных мною доказательств, я считаю, что императору России Петру Алексеевичу Романову было незаслуженно присвоено звание «Великий». Прошу суд рассмотреть мои доказательства и снять с Петра Первого это почетное звание, так как он его не заслуживает.

Судья: Адвокат, вы согласны с обвинением Петра Алексеевича в незаконном присвоении титула «Великий»?

Адвокат: Нет. Не согласен. Считаю обвинения не обоснованными. Я докажу, что мой подзащитный носит титул Петра Великого вполне законно.

Судья: Приходим к рассмотрению дела. Прокурор для дачи показаний можете пригласить первого свидетеля.

Прокурор. Я приглашаю свидетеля – царицу Евдокию Лопухину.

Евдокия Лопухина (выступление с подготовленной речью)

Судья: Есть ли у адвоката вопросы к свидетелю обвинения?

Адвокат (задает вопросы)

Судья: Имеются ли еще у обвинения свидетели?

Прокурор. Свидетель – царевич Алексей Петрович.

Судья: Для дачи показаний приглашается царевич Алексей Петрович.

Царевич Алексей Петрович (выступление с подготовленной речью)

Судья: Есть ли вопросы у адвоката к свидетелю обвинения?

Адвокат. Вопросы есть (задает вопросы)

Судья: Еще имеются свидетели у стороны обвинения или иные доказательства.

Прокурор. Свидетелей нет, но есть фотоматериалы, доказывающие вину подсудимого. Разрешите их показать. (Представляет на компьютере фотоматериалы и выступает с речью)

Судья: сторона защиты у вас есть свои свидетели?

Адвокат: Моим свидетелем выступает царица Екатерина Первая.

Судья. Для дачи показаний приглашается царица Екатерина Первая.

Екатерина 1 - (выступление с подготовленной речью)

Судья: У прокурора есть вопросы к свидетелю защиты?

(Прокурор задает вопросы.)

Судья: Есть ли у вас еще свидетели.

Адвокат. Мой свидетель друг Петра Алексеевича – Александр Меньшиков.

Судья. Для дачи показаний приглашается Александр Меньшиков.

Александр Меньшиков (выступление с подготовленной речью)

Судья: Есть ли вопросы у прокурора к свидетелю?

Прокурор задает вопросы.

Судья: Имеются ли еще свидетели у стороны защиты?

Адвокат. Свидетелей больше нет, но есть видеоматериалы. Разрешите приобщить их к делу.

Судья. Разрешаю.

Адвокат. (показывает видеоролик и делает выводы)

Судья. Еще есть доказательства?

Адвокат. Разрешите сделать следственной эксперимент.

Судья. Разрешаю.

Адвокат. (проводит эксперимент – раздает всем тесты с реформами правителей: Михаила, Алексея, Софьи и Петра и просит ответить, а затем делает выводы, что реформы Петра Первого более обширны в отличие от других правителей, более многочисленны и затронули все общество, а значит имели огромное историческое значение.)

Судья. Имеются ли еще доказательства?

Адвокат. Нет, не имеются.

Судья. Переходим к прениям сторон. С обвинительной речью выступает прокурор.

Прокурор. (выступление с подготовленной речью)

Судья. Слово предоставляется адвокату.

Адвокат. (выступление с подготовленной речью)

Судья. Рассмотрены доказательства, заслушаны свидетели. Присяжные должны вынести свой вердикт – Заслуженно ли присвоено звание «Великий» императору Петру Первому.

Суд удаляется для принятия решения.

Секретарь. Встать. (все встают)

(Судья подходит к присяжным и получает вердикт)

Секретарь. Встать. Суд идет!

Все стают и стоят.

Судья зачитывает приговор

Судья. На этом судебное заседание по делу Петра Алексеевича Романова

считаю закрытым.

Решение суда вступает в силу после оглашения, может быть обжаловано в вышестоящей инстанции в течение 10 дней .

Всем спасибо.














Методические материалы к уроку.




Задание. Найдите соответствия между правителями и их реформами.

В колонке напротив реформы укажите букву царя-реформатора.

А. - Алексей Михайлович

Б. - Софья Алексеевна

В. - Федор Алексеевич

Г. - Петр Алексеевич

Название реформы

Правитель России

1

Табель о рангах


2

Единый налог – стрелецкие деньги


3

Образован Сенат


4

Страна поделена на 8 губерний


5

Отмена местничества


6

Налоги на соль


7

вечный мир с Польшей


8

Соборное Уложение


9

Вместо приказов образованы коллегии


10

Указ о единонаследовании




Обвинительная речь прокурора


Вопрос первый - Сколько погибло народа при строительстве Петербурга?

( попрошу показать мои фотодокументы)

Санкт-Петербург начался с постройки в 1703 году на Заячьем острове крепости Святого Петра .

Постройка города в низменной местности требовала громадного количества рабочей силы. Указами Петра сотни тысяч крестьян сгонялись на строительство и работали в исключительно тяжелых условиях.

Известно , что анонимный иностранный писатель Петербурга 1710-1711 гг. сообщал своим читателям, что при строительстве столицы уже погибло, "как говорят, ..свыше ста тысяч" человек. Другой иностранец - датский посланник Юст Юль, посетивший Россию в 1710-1712 гг. , считал, что только на сооружении Петропавловской крепости от непосильных работ, голода и холода погибло не меньше 60 тыс. человек. Французский дипломат де Лави сообщал в 1717 г. в Париж о том, что в городе гибнет ежегодно не менее двух третей присланных на работы крестьян.

Факт первый: с людьми обращались плохо. Со всех концов страны рабочих под конвоем гнали в столицу, где они несколько месяцев должны были жить в землянках, шалашах, под открытым небом; пища их была скудна, медицинского обслуживания не было вообще.

Факт второй: с 1721 г. все работы в городе и его пригородах были переведены на подряд. Только с этого времени положение рабочих улучшилось.

Меншиков сообщал секретарю Петра А. Макарову, что из петергофских и стрельнинских рабочих "больных зело много и умирают непрестанно, из которых нынешним летом больше тысячи померло».
Ежегодно в Петербург предписывалось доставлять около 30 тыс. работников. За первые 18 лет через стройки Петербурга должны были пройти 540 тыс. человек. Две трети из такой массы народа составляют 360 тыс. человек. Как видно, город построен с огромными потерями русского населения. Поэтому, при Петре I населения России сократилось.


Сколько погибло воинов в годы Северной войны?


30 ноября 1700 года началось первое сражение Северной войны.

Русская армия потерпела полное поражение. Шведы получили 20 тыс. мушкетов и царскую казну в 32 тыс. рублей, а также 210 знамён. Шведы потеряли убитыми 677 человек и около 1250 были ранены. Потери русской армии составили около 7 тысяч человек убитыми, утонувшими и ранеными, включая дезертиров и погибших от голода и холода.

Было много новых сражений, которые принесли победу русской армии, но в них гибли русские воины. Приблизительно, потери составили более 200 тыс человек. Конечно, Россия по итогам войны получила выход к Балтийскому морю, но цена оказалась, также, очень велика.

Поэтому Петра Алексеевича не следует считать великим правителем.



Фотоматериалы к уроку

Строительство Петербурга











































Поражение под русской армии Нарвой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!