СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории России в 6 классе по теме «Первые государства на территории Восточной Европы»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока истории предназначена для обучающихся 6 класса.Цели урока: Сформировать представления обучающихся о восточных славянах и варягах, о расселении славян в 5-8 веках. Познакомить с историей Хазарского каганата и Великой Болгарии, а также определить влияние природных условий и географического положения на общественную жизнь восточных славян.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России в 6 классе по теме «Первые государства на территории Восточной Европы»»

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»


Разработка урока по истории России по теме «Первые государства на территории Восточной Европы»

Учитель: Богатырева Наталья Александровна

Цель: Сформировать представления обучающихся о восточных славянах и варягах, о расселении славян в 5-8 веках. Познакомить с историей Хазарского каганата и Великой Болгарии, а также определить влияние природных условий и географического положения на общественную жизнь восточных славян.

Учить обучающихся формулировать свою точку зрения, приводить аргументы. Развивать связную речь, формировать умение работать с информацией.

Воспитывать интерес к истории родного края.

Основные понятия: каганат, иудаизм, кочевники, дань,

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку, позитивный настрой на работу.

Проверка домашнего задания.

Какие языковые семьи вы знаете? (Индоевропейская, уральская, алтайская)

= Расскажите о племенах славян и балтов. (Они расположились между реками Днестр и Висла, Западной Двиной и Окой. Их основными занятиями были рыболовство, охота, скотоводство и подсечное земледелие. Племена балтов и славян так тесно были переплетены, что археологи до сих пор не могут точно определить, какие именно археологические находки 1 и 2 тысячелетий до н.э. оставили предки славян, а какие – балтов.

Приблизительно в 1 тысячелетии до н.э. балто-славянские племена распались на балтские и славянские племена).

= Когда славянские племена разделились на три группы? (В 1 тысячелетии до н.э.)

= Назовите эти группы. (Южные, восточные, западные)

= Где на территории нашей страны греки создали свои города-государства? (Северное Причерноморье и Приазовье)

= Кто такие варвары? (Так греки называли людей, которые не понимали греческого языка)

= Расскажите о скифах. (Часть скифов занимались кочевым скотоводством.

Часть - стали заниматься земледелием, вели оседлый образ жизни. Использовали труд рабов. Скифы – свободный народ. Хорошие воины: богатые – всадники, бедные – пешие. Торговали со славянами. Верили в жизнь после смерти, хоронили в скифских курганах, большие богатства.

Познакомились с греческой культурой, многое переняли для себя).

= Когда славяне стали самостоятельным народом? (8-9 век)

= Когда сформировался единый старославянский язык? (8-9 век)

= С каким событием это связано? (Создание кириллицы, славянской письменности, на основе греческого алфавита).

= Что можно узнать о народах, сравнив их языки и обычаи? (Имеют ли эти народы общие корни. Если общее в языке и обычаях есть, значит, в далеком прошлом эти народы тесно контактировали, жили на одной территории).

Сообщение темы урока, формулировка целей.

Тема: Первые государства на территории Восточной Европы.

Сформулируйте цели.

= Когда появились первые государства на территории Восточной Европы?

= Что это были за государства?

= Как они были устроены?

Стр. 27, посмотрите, какие новые слова мы узнаем? (каганат, иудаизм, ислам)

Запись в тетрадь: дата, тема.

Новый материал.

= Давайте еще раз назовем, на какие три ветви разделились славяне? (южные, западные, восточные)

= Прочитаем об этом в учебнике на стр. 27.

= Рассмотрим карту на стр. 28.

= Выписать в тетрадь названия племен восточных славян (вятичи, словене, кривичи, полочане, поляне, древляне, дулебы, уличи, тиверцы, северяне, дреговичи).

Учитель: Многие исторические источники полагают, что восточных славян называли русами, другие источники руссами называют северных соседей восточных славян, и лишь позже, после долгого совместного проживания этих племен, название русы перешло и на восточных славян.

= Чем занимались восточные славяне? (земледелие, ремесло, охота, рыболовство).

= С какой целью объединялись племена восточных славян? (для защиты от врагов).

= А кто же нападал на племена восточных славян? (воинственные скандинавы – варяги).

Учитель: Варяги были опытные воины, своими набегами они опустошали земли Западной Европы. Еще одним важным занятием варягов была торговля. Они по речным торговым путям плавали торговать в Константинополь.

Работа с документом, стр. 34. «Славяне». Прочитать о жизни и быте славянских племен.

Учитель: На юге и юго-востоке восточным славянам приходилось сталкиваться с племенами кочевников – тюркоязычных хазар и булгар.

Работа с учебником. Пункт «Хазарский каганат»

= К какому времени относятся упоминания о хазарах? (6 век)

= Где он был расположен? (степи Северного Предкавказья)

Запись в тетрадь: в 30-е годы 7 века на территории современного Дагестана образован Хазарский каганат.

= Почему это государство получило название «каганат»? (во главе государства стоял правитель – каган).

= Назовите крупнейшие поселение каганата. (Беленджер, Селемдер)

Учитель: В конце 7 века под напором Арабского халифата хазары отошли на север, основали новую столицу Итиль на берегу Волги.

= Назовите основные занятия хазар. Зачитать на стр. 30.

= Верования хазар. Зачитать на стр. 30.

Запись в тетрадь: на рубеже 8-9 веков часть хазарской аристократии приняли иудаизм.

Учитель: В середине 9 до середины 10 веков в междуречье Волги и Камы сложилось государство Волжская Болгария.

Самостоятельная работа с учебником. Прочитать пункт и приготовить краткие тезисы.

  • Основные занятия – скотоводство, ремесло, зарождается земледелие.

  • Подчинялась Хазарскому каганату.

  • В 922 году приняли ислам.

  • Союз с Арабским халифатом помог избавиться от зависимости хазарам.

  • 10 век – самостоятельное государство.

  • 1236 год – разгромлена монголами во главе с Батыем.

  • 15 век – основа для создания казанского ханства.

Учитель: А теперь давайте рассмотрим влияние природных условий и географического положения на общественную жизнь восточных славян.

Давайте рассмотрим природные условия.

Прочитать в учебнике, стр. 32-33.

Вывод: Климатические и географические условия затрудняли развитие земледелия, много сил приходилось тратить на подготовку пашен, использовался коллективный труд.

Учитель: Защита от внешних врагов, воинствующих соседей – вторая отличительная черта жизни восточных славян.

= Какая необходимость возникла у разрозненных восточнославянских племен?

Вывод: Чтобы выжить – нужно объединиться.

Учитель: Таким образом, вскоре возникло государство славян – Древняя Русь.

Закрепление.

Стр. 27. Работа с лентой времени.

  • 30-е годы 7 века - Образование Хазарского каганата.

  • 7 век – начало опустошительных набегов викингов в Европе.

  • Рубеж 8-9 веков – принятие хазарской аристократией иудаизма

  • Середина 9 – середина 10 века – образование Волжской Болгарии

  • 922 год – принятие волжскими болгарами ислама.

Проработать итоги главы, стр. 36.

Домашнее задание: параграф 3, ответить на вопросы устноРефлексия: смайлики

Оценки за урок с комментарием учителя.