607181, Нижегородская область, г. Саров, ул.Гоголя, дом 12
тел.(83130) 9-11-04, факс (83130) 9-11-01, е-mail: [email protected]
ОКПО 49781055, ОГРН 1025202201551, ИНН 5254024808, КПП 525401001
Разработка урока по истории в 7 классе по теме:
Урок истории России "Окончание Смутного времени. Второе ополчение и освобождение России".
Учитель истории и обществознания
Агафонова Е. Т.
Г. Саров, 2021г.
Урок истории России "Окончание Смутного времени. Второе ополчение и освобождение России".
Агафонова Екатерина Тадеушевна учитель истории и обществознания
Разделы: История
Класс: 7
Цели: рассказать о подъеме национального самосознания русского народа и патриотического движения; рассказать об этапах освобождения страны от захватчиков; воспитать в учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности.
Задачи урока:
1.Образовательная:
продолжить знакомство учащихся с событиями Смутного времени.
2.Развивающая:
Развивать навыки работы с исторической картой, документами, историческими источниками.
3.Воспитательная:
воспитывать у учащихся чувства гражданского долга за судьбу своей страны.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД:
умение формулировать определения основных понятий темы;
знание хронологии событий и основных дат по теме урока.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
умение воспроизводить информацию по памяти;
давать определения понятий, искать, анализировать и структурировать информацию.
Регулятивные УУД:
умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности;
умение планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты.
Коммуникативные УУД:
владение монологической контекстной речью;
умение слушать и отвечать на вопросы учителя .
Личностные УУД:
уважительное отношение к учителю и одноклассникам, высказываемому ими мнению;
умение оценивать деятельность К. Минина и Пожарского с морально – этической точки зрения.
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний по теме.
Изучение нового материала.
Первичное закрепление и систематизация знаний.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока.
План урока:
Второе ополчение.
Осада и освобождение Москвы.
Земский собор 1613 г. Воцарение Михаила Романова.
Важнейшие даты: лето-осень 1612 г. – осада Москвы; 1613 г. – Земский собор; 1613-1645 гг. – царствование Михаила Романова.
Выдающиеся личности: К.А. Минин; Д.М. Пожарский; Авраамий Палицын; Дионисий – монахи Троице-Сергиева Монастыря; Иван Сусанин; патриарх Филарет.
Оборудование: карта 5 учебника. Карта «Россия в XVII в.»; Установка мультимедиа, https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-uroka-po-teme-okonchanie-smuty-vtoro.html, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности учащихся к учебному занятию. Организация внимания учащихся. Готовятся к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний по теме.
Метод «Занимательные вопросы».
Учитель: Я задаю вопросы, вы отвечаете:
Да (вы согласны) - хлопаем в ладоши
Нет (не согласны) - поднимаем правую руку вверх.
Вопросы:
1.Борис Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей? (да)
2. В 1604 г. Лжедмитрий 1 предпринял первый поход на Москву? (да)
3. Мать Лжедмитрия 1 звали Елена Глинская? (нет)
4. «урочные лета» и «заповедные годы» это акты подтверждения отмены Юрьева дня? (да)
5. Период Смутного времени в истории России начинается именно со смерти царя Федора (да)
6. Причина народных и «голодных» бунтов заключалась в правление Бориса Годунова (нет)
7.Первым патриархом России был Филарет? (нет)
3. Изучение нового материала.
(Учащиеся распределены на 3 группы).
1.Второе ополчение.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, мы сможем управлять временем и перенесёмся в начало XVII века.
Звучит набат.
Учитель: XVII век встречает нас набатом, о каких событиях напоминает нам тревожный колокольный звон?
Предполагаемый ответ: Смута, Смутное время, Лихолетье.
Учитель: Начало XVII века для нашей страны было крайне сложным и трагическим. Не случайно это период вошел в историю под названием Смутного времени. Давайте вспомним причины Смуты.
Учащиеся формулируют причины Смуты.
Учитель: Казалось, возврата к единому и независимому государству нет. Но, были россияне, которые осознали, что Родине угрожает опасность, поднялись на её защиту. Таких людей называют «патриотами».
На доске термин «ПАТРИОТИЗМ»
Патриотизм – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней. На фоне музыки Прокофьева «Вставайте люди русские ……») (запись в тетр.)
Проблемный вопрос урока: Какова роль народа в ликвидации Смутного времени?
Учитель:
- Представьте, что от Вас зависит судьба Москвы, а значит, всей России. Какое Вы примите решение? (Ребята делают выбор).
1. «У москвичей своя земля, а у нас своя! Каждый сам за себя!»
2. «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Всё отдадим, чтобы ратным людям ни в чём нужды не было. Лучше смерть, чем иноземное иго!»
- Те, кто из Вас выбрали второй вариант, повели себя точно так же, как и нижегородский староста, купец Кузьма Минин, которому и принадлежат выбранные Вами слова.
Именно Нижний Новгород стал центром второго ополчения. (запись в тетр.)
Первой на защиту русского государства от иностранных интервентов встала Русская Православная Церковь. Игумен Троице-Сергиевского монастыря Дионисий и монах Авраамий Палицын стали рассылать письма по всем русским городам, призывая народ на защиту Руси и православной веры от врагов. (Зачитать текст обращения)
Православные христиане, горе нам! Пришли дни конечной гибели нашей. Гибнет наше Московское государство, гибнет и православная вера. Литовские и польские люди умыслили Московское государство разорить и обратить истинную веру Христову в латинскую ересь. Стойте твердо за православную веру, обороняйте ее всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей...” . Дионисий.
Грамота нижегородцам. «Вы видите как ваше отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную… Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдёте вы подобного». Патриарх Гермоген. Январь 1611 г.
К чему призывали представители церкви? (ответы учеников: стоять за веру, объединиться, бороться с врагами)
- Народное ополчение – вооружённое формирование, созданное из народа в годы особой опасности.(запись в тетр.)
4. Первичное закрепление и систематизация знаний
Учитель: Вы обратили внимание, что путешествие во времени мы совершаем группами узких специалистов. На столе вы найдете тексты документов и лист- задание. Мы продолжаем заполнять таблицу по теме «Окончание Смутного времени». Первая колонка нами заполнена, заполняем вторую часть. Работая с документом с карандашом в руках – отмечаем и подчеркиваем главное.
1 группа – историки-социологи
2 группа – историки-картографы
3 группа – историки-аналитики
Учитель: С нами присутствует и Летописец, задача которого внести результаты работы групп в сводную Летописную таблицу.
Лист-задание 1 группе:
Определите этапы национально-освободительного движения, руководителей и социальный состав Второго ополчения. Приложение
Лист-задание 2 группе (карта подготовлена заранее формат А3):
2.Осада и освобождение Москвы.
Отметьте на карте передвижение Второго ополчения, в таблице составьте хронику фактов. (более подробно рассмотреть вопрос Осады и освобождения Москвы). Приложение
Лист-задание 3 группы:
Анализируя причины поражения Первого ополчения назовите причины победы Второго ополчения. Приложение
На выполнение задания 10 мин.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ В ГРУППАХ: (каждая группа передает частично заполненную таблицу летописцу, который оформляет сводную на лисе А3)
Учитель: Ребята что это? По-моему шум? Уж не к центральной ли площади Нижнего Новгорода мы приближаемся?
Чтец:
Волжане! Православный люд!
Повсюду русских ляхи бьют!
Ужели враг непобедим?
Ужели землю отдадим?
Нет за собой народ ведя,
Пойдем мы, жизни не щадя!
Не пощадим домов, клетей,
Ни золота, ни серебра!
Весь народ отозвался на эти слова.
И понесли ему добро:
И жемчуга, и серебро,
Иконы, ризы и меха,
Одежды, платьев вороха.
Кто приводил гнедых коней,
Коров, баранов и свиней.
Кто приносил мешки зерна,
Тюки овечьего руна, –
Ну, словом, все, что снесть могли,
На площадь Минину несли.
Тащили и везли.
Поволжье Минин призывал,
Он ополчение собирал…
Учитель: Мы закончили заполнение таблицы. Данный материал может быть использован вами как опорный конспект при повторении темы.
IV. Земский собор 1613 г. Воцарение Михаила Романова. (5 мин.)
Земский собор был созван для избрания нового царя. Он был составлен из представителей различных сословий, кроме закрепощенных крестьян и холопов.
Задание ученикам: Выполнение задания 5 из рабочей тетради.
– Был ли этот собор более представительным, чем предыдущие? Почему, как вы думаете? (ответы учеников: Земский собор был более представительный, чем предыдущие. Различные слои общества были заинтересованы в разрешении кризиса)
– Кто преобладал на соборе? (ответы учеников: преобладали на соборе представители боярства, дворянства, духовенства)
– Расскажите, какие кандидатуры на царство рассматривались на соборе? (ответы учеников: кандидатур на царство рассматривалось несколько: Голицын, Мстиславский, Трубецкой, Пожарский, и, наконец, Михаил Романов)
– Объясните, почему выбор пал именно на молодого Романова? (ответы учеников: выбор пал именно на Романова, он принадлежал к известной фамилии и был очень молод, так что боярство могло не бояться его своеволия)
Избрание Михаила Романова положило конец династическому и политическому кризису в России. Земский собор вовсе не решил всех насущных задач. Одной из главных оставалось наведение элементарного порядка в стране. Это оказалось поистине нелегкой задачей.
Учитель. Возвращаемся в наши дни.
Смута была испытанием государства на жизнестойкость. Подточенное внутренними конфликтами, расшатанное натиском интервентов, оно чуть было не рухнуло, чуть было не распалось. Однако, в этот критический момент русскому народу хватило сил и мудрости «собрать землю» вывести её из состояния всеобщей войны и хаоса, отстоять свою независимость и государственность.
Подвиг Минина и Пожарского не был забыт потомками. Спустя два века в Москве на Красной площади у храма Василия Блаженного был установлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому работы Ивана Мартоса.
Надпись на постаменте гласит «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»
Память об этом подвиге жива до сих пор. Именно в память о нем с 2005 года 4 ноября в России – государственный праздник «День Народного Единства», посвященный возрождению исторической памяти нашего народа, восстановлению святынь.
У народа, который не помнит прошлого, нет будущего!
5.Рефлексия. Заполнение карты рефлексии
Учитель:
- Кто из исторических личностей сегодняшнего урока вам запомнился больше всего? Почему?
- Какой из этапов урока вам понравился больше всего?
- Какое из заданий вызвало у вас наибольшее затруднение?
6.Д/З. Параграф 5
Эссе на тему: «Смута-трагедия, очищение и возрождение России».
7.Подведение итогов урока. Оценивание, учитель благодарит учеников за работу, желает хорошего и продуктивного дня.