Повторение пройденного материала | -Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке? Фронтальная беседа по вопросам. Назовите два ханства, которые образовались после распада Золотой Орды. Покажите их на карте. Какое беспокойство вызывали эти ханства у русских людей? Назовите местное население Поволжья. Покажите на карте места проживания местного населения. Кто из русских царей повел свое войско на Казань? Задание 1. Прочитайте текст и дайте правильный ответ, о каком событии идет речь. - У Ивана IV было 150 пушек, русские войска подкопали стены города, подложили туда бочки с порохом и взорвали. Через пролом в стене войска ворвались в город. После ожесточенного боя на улицах город был взят. Взятие Астрахани Взятие Казани Взятие Сибири Чем закончился поход на Казань и Астрахань? Покажите эти города на карте. Какое значение имело присоединение к Российскому государству Астраханского и Казанского ханства? (в случае затруднений зачитать ответ из учебника) | Вспоминают тему и содержание предыдущего урока. Дают полный ответ. Один ученик показывает Астраханское и Казанское ханства на настенной карте, остальные следят. Дают развернутый ответ. На карте ищут места проживания местного населения Поволжья, называют их. Дают ответ. Выполняют задание индивидуально - устно. Дают ответ. Один ученик показывает города на карте. Дают ответ. |
Актуализация знаний, объявление новой темы | Вступительное слово учителя. Иван IV присоединил земли Казанского и Астраханского ханств. Стал подумывать русский царь о богатых сибирских землях. Сообщение темы урока: «Покорение Сибири». | Записывают тему урока в тетрадь. |
Изучение нового материала. | Вводная беседа. Работа с текстом (объяснительное чтение) Каким образом появились поселение казаков? Словарная работа: казаки, круг, атаман. Почему было выгодно вести торговлю с Сибирью? Чем занимались казаки? Что можно сказать об атамане Ермаке Тимофеевиче? Кто правил Сибирским ханством? Задание 2. Проследите путь отряда Ермака. Продолжение работы с текстом учебника (о борьбе Кучума с Ермаком). Демонстрация и разбор картины «Покорение Сибири Ермаком». - Как был снаряжен отряд Ермака? - К какому городу подошел Ермак? Чтение стихотворения «Смерть Ермака». Демонстрация иллюстрации «Памятник Ермаку». - Найдите в тексте абзац о последнем походе войска Ермака. Работа с рассказом для дополнительного чтения «Строительство сибирских городов». - С какой целью строились остроги? Словарная работа: остроги. - Какие города возникли в Сибири? Показ на карте. Кратко проговорив изученный материал, делает вывод. | Находят ответы в тексте учебника. Один читает вслух, остальные следят. Находят объяснение слов в учебнике. Один ученик показывает на карте, остальные следят. Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят. Рассматривают иллюстрацию. Слушают чтение стихотворения. Находят нужный абзац, зачитывают. Олин читает указанный учителем абзацы, остальные следят. Следят за показом на карте. Слушают вывод учителя. |
Первичное закрепление нового материала. | Беседа по вопросам. Зачем Ермак вступил в войну с ханом Кучумом? Чем закончился поход Ермака? Выберите правильный ответ. Сибирская земля была включена в состав Российского государства. Победил хан Кучум. Кучум стал полновластным хозяином Сибири. - Подчеркните правильный ответ. 3. При каком царе сибирские земли были присоединены в России? 4. Кому русские люди благодарны в присоединении Сибири? | Участвуют в беседе. Задание выполняют коллективно – устно. |