Конспект урока по предмету «Буква – образ» (5 класс) на тему:
Буквица. Составление обложки к шрифтовому альбому
Цель: Создать условия для выполнения коллективной работы – обложки к шрифтовому альбому через выполнения буквиц для названия альбома.
Задачи: - актуализировать знания учащихся таких понятий как иллюстрация, виды иллюстраций;
- познакомить с элементом оформления книги – Буквицей, ее видами;
- развивать графические умения и навыки при выполнении буквицы;
- развивать умения работать коллективно над обложкой шрифтового альбома, придумывать названия, распределять буквы, оформлять обложку;
Оборудование:
Для учителя: книги с иллюстрациями и буквицами, наглядные пособия, слайд – презентация.
Для учащихся: альбомы, карандаши, кисти, краски, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы.
ХОД УРОКА
Орг. момент – Проверка рабочего места
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием, затем нас ждет коллективная работа над обложкой нашего шрифтового альбома.
Вводная беседа
Для начала вспомним что такое иллюстрация?
Какие виды иллюстрации вы знаете (полосная, полуполосная, разворотная и т.д.)
А знаете ли вы, как называется большая выделенная буква, которая является элементом оформления книжной страницы? (Буквица)
А теперь давайте посмотрим какое определение этому понятию дают словари:
1) Буквица – это крупная, часто выделенная цветом, орнаментированная или иным образом украшенная начальная буква раздела.
2) Буквица (устар.) – книга для первоначального обучения грамоте, то же, что азбука или букварь.
Оказывается буквица не только элемент книги, но и когда – то буквицей называли азбуку, букварь.
Буквица бывает разной, давайте внимательно рассмотрим, перед вами две разных буквицы, чем они отличаются? (одна - декоративно оформлена, а вторая - выделена цветом и размером)
Буквица – иллюстрация, она декоративно оформлена и выполнена в едином стиле с иллюстрациями в книге. Также она может быть элементом иллюстрации одновременно.
Наборная буквица, она увеличенного размера, и выделена цветом. Она может быть рисованной декоративной, а может быть того же стиля что и текст книги.
Снова посмотрим на страницы с буквицей, и попытаемся найти отличия. Чем они отличаются между собой? (одна буквица – находится на уровне первой строки, вторая – углубляется в текст, третья – находится внутри текста).
А теперь давайте посмотрим буквицы отдельно, как они украшаются, и какие буквицы выполняли ребята в других школах.
Объяснение задания
Наша с вами задача сделать обложку к шрифтовому альбому. Это мы с вами сделаем при помощи буквиц, из которых будет состоять название альбома. Поэтому сейчас придумываем название к нашему альбому.
Теперь, исходя из названия, распределим буквы на каждого из вас.
Итак, распределили. А теперь перед началом работы наметьте границы для буквицы 7х4, затем очень тонкой линией наметьте букву и приступайте к ее декорированию. Это нам нужно для того чтобы буквы не получились разные по размеру, и уместились в обложку.
Практическая работа
Теперь, когда мы выполнили буквицы, нам необходимо их вырезать с сложить в единую композицию, оформить обложку.
Подведение итогов
Анализ коллективной работы, и каждой работы отдельно.