Этап и время | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-мотивационный (2 минуты) | Здравствуйте, дорогие ученики! Меня зовут Анастасия Валентиновна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Давайте проверим вашу готовность к уроку: у вас на партах должны лежать учебник, пенал, бумага, клей, ножницы и раздаточный материал. Поднимите руку, кто готов к уроку. Молодцы! Ребята, ответьте на вопрос: зачем вы пришли в школу? Совершенно верно, учиться и получать новые знания. Поднимите руку, кто готов сегодня на уроке получать новые знания. Ребята, а каким должен быть ученик? Совершенно верно, желаю вам активной работы! | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, настраивает на работу | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, слушают учителя |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (3 минуты) | Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока. Где в жизни вам может встретиться ритм? Ответьте на вопрос: что такое ритм в изобразительном уроке? Ритм – это повтор, чередование форм, линий, цветных и чёрных пятен. Предлагаю вам выполнить интересное задание, представленное на доске. Вам необходимо рассмотреть рисунки и соотнести их с названием. Обсудите это задание в паре. Давайте вспомним правила работы в паре, как нужно работать? Кто желает выйти к доске и соединить стрелками рисунок с его названием? Почему вы так считаете? Как вы пришли к такому выводу? Поднимите руку, кто согласен. Кто не согласен, объясните почему. | Задает вопрос, слушает ответы учащихся Предлагает выполнить задание, объясняет задание | Слушают учителя, отвечают на вопросы Слушают учителя, выполняют задание |
Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (2 минуты) | А почему вы не смогли справиться с заданием? Вы правы, нам не хватает знаний, чтобы его выполнить. Предположите, с чем будет связана тема нашего урока? Откройте учебник на странице 134. Кто желает прочитать тему нашего урока? Ребята, давайте поставим цель на урок. Цель нашего урока: научиться составлять композицию из бумаги, изображая ритм и движение. | Задает вопросы, слушает ответы, предлагает определить тему и цель урока | Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют тему и цель урока |
Построение плана выхода из затруднения (2 минуты) | Ребята, давайте составим план урока, который будет для нас помощником. Знаете ли вы, что такое статика и динамика? Что нам необходимо узнать 1-м пунктом плана? 1. Узнать, что такое статика и динамика. Ребята, знаете ли вы основные правила композиции? Что нам необходимо узнать 2-м пунктом плана? 2. Узнать о правилах композиции. Ребята, а умеете ли вы составлять композицию из бумаги, изображая ритм и движение? Чему нам необходимо научиться 3=м пунктом плана? 3. Научиться составлять композицию из бумаги, изображая ритм и движение. | Предлагает составить план работы на уроке | Составляют план работы на уроке |
Реализация построенного плана / Открытие нового знания (10 минут) | Ребята, что нам необходимо выполнить первым пунктом плана? Предлагаю поработать с учебником на странице 135. Рассмотрите иллюстрации. Как летят птицы на первой иллюстрации? (цепочкой, спокойно, ровно). Что произошло на 2 иллюстрации? (одна птица вылетела). Что произошло с ритмом? (он нарушился). Что происходит на третьей иллюстрации? А на последней? На каких иллюстрациях художник лучше передал динамику, движение? Обратите внимание на доску, рыбки упорядоченно плывут к крючку – это упорядоченное движение, на другом рисунке рыбки испугались щуку и скорее уплывают в хаотичном порядке – это беспорядочное движение. В изобразительном искусстве состояние движения называют динамикой. Обратите внимание на доску, рыбки находятся в состоянии покоя (показ покоя на доске с помощью рыбок). В изобразительном искусстве состояние покоя называют статикой. Обратите внимание на доску, кто желает еще раз прочитать, что такое статика и динамика? Предлагаю вам поработать с репродукциями картин. Обратите внимание, как художник передаёт движение в разных видах искусства, изображая предметы по наклонной линии. Какой пункт мы выполнили? Что вы узнали? Ребята, что нам необходимо узнать вторым пунктом плана? Нам необходимо познакомиться с правилами композиции для того, чтобы правильно составить композицию и показать ритм и движения. Знакомо ли вам слово композиция? Объясните своими словами, что это такое. Композиция – это составление элементов рисунка по размерам и расположению относительно друг друга. Какие правила композиции вам известны? 1. Важно ли использовать весь лист? Да, значит первое правило – это использование всего листа. 2. Если движение статичное, то предметы изображаем в центре. Если динамичное – по наклонной линии. Какой пункт плана мы выполнили? Назовите правила композиции. Физминутка А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Предлагает поработать с иллюстрациями учебника, задает вопросы, слушает ответы учащихся, демонстрирует состояние покоя и движения на доске Предлагает поработать с репродукциями картин Предлагает познакомиться с правилами композиции, задает вопросы, слушает ответы учащихся Проводит физминутку | Открывают учебник, рассматривают иллюстрации, слушают учителя, отвечают на вопросы, смотрят, как учитель демонстрирует состояние покоя и движения на доске Рассматривают репродукции, отвечают на вопросы Слушают учителя, отвечают на вопросы Повторяют за учителем |
Самостоятельная работа (20 минут) | А теперь предлагаю приступить к третьему пункту плана и самостоятельно поработать, составить свою композицию. Вам необходимо выбрать, какое движение вы хотите передать в своей работе: либо спокойствие, либо упорядоченное движение, либо беспорядочное движение. Обратите внимание на образец. Я выбрала беспорядочное движение, то есть у меня изображена динамика, поэтому у меня соблюдены все правила композиции: если это динамика, то рыбки изображены по наклонной линии, также я использовала весь лист. Ваша задача взять для основы лист бумаги голубого или синего цвета, затем с помощью трафарета создать рыбок (обвести трафарет на бумаге и вырезать рыбок), затем приступить к созданию композиции, для этого сначала попробуйте расположить рыбок на листе так, чтобы на листе не оставалось пустого места в зависимости от движения, которое вы выбрали, и только потом приступить к приклеиванию рыбок на лист с помощью клея. Можете проявить своё творчество, использовать разные цвета бумаги, украсить рыбок, прорисовать чешую, плавники, глаза рот, вырезать и приклеить водоросли. Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы с ножницами и клеем для того, чтобы быть осторожными и беречь свое здоровье и здоровье других. Правила работы с ножницами: не держать ножницы концами вверх, не оставлять ножницы в открытом виде, передавать ножницы в открытом виде, кольцами в сторону товарища, при работе следите за пальцами другой руки, ножницы убирайте в сторону. Правила работы с клеем: если клей жидкий, то работайте с помощью специальной кисточки, избегайте попадание клея в глаза и рот, передавайте в закрытом виде. Поменяйтесь с соседом работами и оцените работу с помощью листов оценки: Критерий | + | - | В композиции показана статика или динамика. | | | Работа выполнена соразмерно листу. | | | Работа завершена. | | | | Проводит инструктаж по выполнению работы Показывает образец работы Предлагает вспомнить правила работы с ножницами и клеем Предлагает оценить работу соседа с помощью листов оценки | Слушают учителя Рассматривают образец работы Вспоминают правила работы с ножницами и клеем Оценивают работу соседа с помощью листов оценки |
Включение в систему знаний (1 минута) | Ребята, как в изобразительном искусстве можно ещё изобразить движение? | Задает вопрос, слушает ответы учащихся | Слушают, отвечают на вопрос |
Рефлексия. Итог урока (3 минуты) | Давайте подведем итог. Какая была тема урока? А цель? Мы ее достигли? Возникли ли у вас трудности? Какие? Давайте вернемся к заданию, с которым у нас возникли трудности в начале урока и попробуем еще раз его решить. Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке с помощью дорожки успеха. Вам необходимо прочитать каждый критерий для оценки и определить, к какому критерию ближе всего находится ваша самооценка. Поднимите руку те, кто выбрал ответ «не знаю». Поднимите руку те, кто выбрал ответ «знаю и понимаю». Поднимите руку те, кто выбрал ответ «понимаю и могу применить». Поднимите руку те, кто выбрал ответ «могу научить другого». Ребята, спасибо вам за активную работу на уроке! С вами очень приятно работать! Обязательно прибираем рабочее место, мусор выкидываем. | Подводит итог, возвращает учащихся проблеме, организует рефлексию деятельности на уроке с помощью «дорожки успеха», благодарит за работу на уроке, просит убрать мусор с парт | Отвечают на вопросы учителя, возвращаются проблеме, оценивают свою деятельность на уроке, поднимают руку, слушают учителя, прибирают рабочее место, выкидывают мусор |
Домашнее задание (1 минута) | Если вам понравилось составлять композицию из бумаги, изображая ритм и движение, то вы можете самостоятельно дома выполнить такую работу, показав движение других предметов, или показать движение в другой технике, например с помощь красок. | Задает домашнее задание | Слушают домашнее задание |