• понимать влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться; • сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи, рассуждать о роли материала в определении формы; • определять и характеризовать понятия «эволюция формы», «дизайн»; • создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей; • развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности | Познавательные: • выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций. Регулятивные: • работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность и сгущенность); • планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей). Коммуникативные: • воспитывать мотивацию к учебной деятельности, развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); • развивать творческое воображение | • проявлять интерес к изучению нового материала, сознавать свои интересы (добиваться поставленной цели); • понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор; • осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции; • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности; • формировать осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре |
I. Органи-зацион-ный момент | Беседа с постановкой проблемы | - Мы уже знаем, что вещь утилитарна, поэтому очень важно, из чего она сделана! - Из чего была сделана посуда в Древней Руси? А из какого материала создают посуду сегодня? - А можно представить себе посуду из ткани? - Нет? Почему? Сделайте вывод! - Правильно. Не только форма, но и материал влияют на функцию вещи! Выберите и вставьте пропущенные слова в теме урока: « ... и ... материала в конструкции». (Роль, значение.) | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Выбирают из предложенных слов те, которые подходят, и вставляют в предложение | Фронталь-ная | Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала | |
II. Изу-чение нового материала | Объяснитель-но-иллюстратив-ный | - Предназначение вещи во многом определяет материал. Вазу делают из стекла, чтобы она удерживала влагу, носки - из шерсти, чтобы они удерживали тепло. В современных конструктивных искусствах используется большое количество различных материалов, рождённых благодаря открытиям в науке и технике. История эволюции материалов, из которых с древности и до наших времён изготавливались вещи для утилитарных нужд, имеет глубокие корни. Например, изготовление посуды многие столетия известно человеку. Это ремесло было также проявлением творческих черт человека, что доказано многочисленными археологическими раскопками в разных точках мира. Производство посуды было ручным, и делали ее из простой глины. Первые тарелки появились 600 лет назад во Франции и имели четырехугольную форму. В России фарфоровая посуда появилась значительно позже, чем в европейских странах. Долгое время предпочтение в дворянских домах отдавалось посуде из серебра и золота. Один из самых больших столовых сервизов из серебра, весивший более двух тонн, подарила своему фавориту Григорию Орлову Екатерина II. Современная посуда для сервировки стола по традиции делится на три части: столовая, чайная, десертная. Столовая посуда сегодня очень красива, и при ее производстве используются фарфор, фаянс или специальное стекло. Во время приемов или больших обедов применяется также хрустальная посуда. Презентация «Материал для творчества». (Слайды 2-5.) - Сделайте быстрые фантазийные наброски любого предмета посуды. - История создания мебели ещё более удивительна. Первая мебель, созданная человеком, была жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой. Древнейшие из известных нам образцов мебели были найдены в Египте в царских погребениях III века до нашей эры. Это обломки ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также «авторами» кроватей и стульев. Шло время, появлялись новые стили в архитектуре и дизайне интерьеров, и каждый из них либо изменял уже существующие элементы мебели, либо создавал нечто совершенно новое. Мебель очень «зависела» и от страны, где она создавалась. Во Франции - изящная и декоративная, в Германии -- прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина, в Скандинавии - удобная и функциональная. В двадцатом веке бурно развивается химия, а появление новых синтетических материалов и пластмассы произвело взрыв в мебельной индустрии. Минимализм 60-х годов создает пластмассовые тонконогие столы и стулья. Производство мебели из штучного стало поточным, дерево сменили заменители. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным вкусом и советами дизайнера, ограничиваясь только чувством меры и платежеспособностью. Создание мебели стало искусством. Презентация « Материал д.7Я творчества». (Слайды 6-·9.) -Сделайте быстрые фантазийные наброски любого предмета мебели. -А вот история светильников берет свое начало еще со времен первобытных людей, когда посреди пещеры постоянно поддерживался огонь, который позволял первобытным людям не только приготовить пищу и согреться, но и осветить свое неприхотливое жилище. Древние римляне и греки широко применяли напольные светильники, которые представляли собой треногу, завершавшуюся чашей с горючим веществом, в которое нередко добавляли и ароматические вещества. (слайд 10) Свеча породила серьезный прорыв в области светильников. Отличаясь большим удобством и будучи несложной и экономичной в производстве в сравнении с остальными устройствами, свеча способствовала созданию целого семейства самых различных светильников, а канделябр приобрел изящность и витиеватость конструкций. В конце семнадцатого века закончил ось формирование общей конструкции люстры, которая теперь служила основанием для сотни свечей и освещала огромные бальные залы. (Слайд 11.) На смену свечкам пришел керосин, который породил создание лампы, именуемой «летучая мышь». Дизайн этого светильника и сегодня служит прообразом при создании множества разновидностей светильников, которые находят свое применение на кухнях, в детских комнатах в виде различных настольных ламп и бра. (Слайд 12.) Сегодня уже можно подобрать стиль для освещения своего жилища в духе, который наиболее близок конкретному человеку. История люстр в ХХI веке пестрит появлением новых решений. Люди научились закалять стекло, изобрели пластик, заменили ручное производство серийным, сделали системы освещения «интеллектуальными» - и это только малая доля достижений современной светотехники. (Слайды 13. 14.) -Сделайте быстрые фантазийные наброски светильника. -Бурное дизайнерское творчество конца ХХ и начала ХХI веков умело сочетает исторически сложившиеся формы с новыми материалами и технологиями, порождает удивительные по своеобразию объекты | Слушают учителя. Рассматривают предметы и материалы, из которых они сделаны. Выполняют быстрые фантазийные наброски | Фронталь-ная, индивиду-альная | Познавательные: понимают влияние функции вещи на материал, из которого он: будет создаваться; анализируют и обобщают; определяют и характеризуют понятия «эволюция формы», «дизайн». Предметные: осваивают художественную культуру во всем ее многообразии; приобретают опыт создания художественного образа в графике. Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; соблюдают нормы коллективного общения. Личностные: проявляют познавательную активность; формируют ответственное отношение к учению, способности к саморазвитию и самообразованию; развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия; формируют целостное мировоззрение, учитывающее культурное многообразие мира; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процесс е образовательной, творческой деятельности. Регулятивные: определяют учебную цель и жизненно-практическую проблему | |
ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность | Практический, Творческий поиск | -Рассмотрите свои наброски. Они помогут вам при выполнении творческого задания, в котором материал играет определяющую роль в создании конструкции, формы и назначения вещи. Проект «Сочинение вещи». -Прочитайте внимательно задание 1 на странице 81 в учебнике, только после этого приступайте к выполнению задания | Готовят рабочее место. Выполняют творческое задание | Индивиду-альная | Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; конструируют вещь; создают новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей. Личностные: осознают свои интересы и цели | |