Изучение нового материала | 1.Беседа по теме «Искусство Городца» Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца. Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Фабрика возникла на месте старинного промысла, которому более 200 лет. -Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов . Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется. Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым. Раньше мастера использовали темперные краски (которыми писали иконы), а сейчас современные мастера используют масляные краски. Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками. Черным цветом тоже можно подчеркивать форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись. Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить главные элементы цветочной росписи: розан и купавку. Приготовьте гуашь и кисти, а также альбомный лист. Сейчас я покажу, как выполнять декоративное изображение розана и купавки, а вы выполняйте следом за мной. 3. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой роспи (Учитель демонстрирует выполнение розана и купавки на доске). Подмалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей. Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом. В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек — это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа. У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо: (показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру. Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Рисунок закончен. | Слушают Повторяют за учителем на отдельном листе | Личностные: проявление интереса, установление личностного смысла знания. Познавательные: умение анализировать, умение строить речевое высказывание. К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение |
С.Р уч-ся | - А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – разделочные доски. По форме они напоминают донце прялки. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья). (Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы, в этом им помогает таблица «Последовательность выполнения розана и купавки, листочка, кустика. Схемы узоров».) У вас есть бумажные заготовки разделочных досок. - Наш мастер на ярмарке будет ждать ваши работы. И мое пожелание каждому из вас: Ничего не бойся – Ты делаешь для всех. Мы на тебя надеемся И верим в твой успех. Получится, КАК НАДО, И даже сверх того. Доска лежит здесь рядом, Давай начнем с нее! - Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей работе. (Звучат русские народные песни). | С.Р | Личностные: проявление интереса в выборе решения. Познавательные: оценивать технологические свойства материалов, умение подбирать инструменты, материалы. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату; Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение |
Итог урока | Рефлексия Выставка работ учащихся, выявление ошибок, выставление оценок. -Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы! Наши доски расписные, Посмотрите, вот какие: Всё хотим вам показать И подробно описать. - С каким замечательным народным промыслом вы познакомились? - А где расположен этот промысел? - Какие элементы цветочного узора Городца являются основными? - Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью? - Кто считает, что работу не успел завершить? - Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами? МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА РАБОТУ. Урок окончен. До свидания. | Показывают работы, оценивают друг друга Росписью В Городце Розан и купавка Поднимают отвечают | Личностные: проявление интереса в выборе решения. Познавательные: оценивать технологические свойства материалов, умение подбирать инструменты, материалы. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату; Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение |