СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Городецкая роспись.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ИЗО Тема: "Городецкая роспись".

Просмотр содержимого документа
«Тема: Городецкая роспись.»

Технологическая карта урока

Класс

5

Тема

Городецкая роспись.

Тип урока

Открытие нового знания

Цели педагогической деятельности

Познакомить с историей городецкой росписи; рассказать об особенностях городецкой росписи; воспитывать любовь и интерес к родной культуре

Задачи (Планируемые образовательные результаты)


Личностные: развитие индивидуальных творческих способностей, воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование уважительного отношения к культуре и искусству нашей страны; воспитание эстетического вкуса.

Предметные: Развивать умение компоновать рисунок с учетом поставленных задач, познакомить с основными элементами росписи (купавка), развивать способность понимать роль цвета для создания эмоциональной яркости рисунка росписи.

Регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль и пошаговую оценку своих действий с образцом.

Коммуникативные: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников, формирование собственной точки зрения при восприятии произведений искусства, соблюдать правила общения.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративная; фронтальная, групповая (работа в парах).

Образовательные ресурсы

  • Название программы: «Искусство. Изобразительное искусство: 5-9 классы». Авторы: С.П.Ломов, С.Е. Игнатьев, И.В.Кармазина. Издательство: М.: Дрофа. Год издания: 2013
  • Презентация (Microsoft PowerPoint)


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационный.


Мотивация.

Приветствие. Мотивация.


Организует ситуацию самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности.


Предлагает рассмотреть фотографии и репродукции полевых цветов. Определить их название. Примеры использования полевых цветов в творчестве поэтов и художников.



Показ образцов хохломской росписи (предыдущая тема) и городецкой росписи. Сравнение, выявление общих черт (растительная роспись, принадлежность к ДПИ) и различий (цветовая гамма, наличие животных и человека в росписи, различие элементов узора, симметричность).


Проверка рабочего места.


Погружение в учебную ситуацию.


Рассматривают иллюстрации и фотографии. Вспоминают названия цветов


Анализируют образцы с хохломской и городецкой росписью, выявляют общие черты и отличия.

Отвечают на вопросы учителя


Личностные:

- определить общие для всех правила поведения;

-определить индивидуальные правила работы;

Метапредметные:

-умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры; желание общаться с искусством;

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя и учащихся;

Предметные:

-восприятие и характеристика художественных образов, понимание значения искусства в жизни человека и общества.

2.Актуализация знаний.











3. Формулировка темы и задач урока.

Привлекает внимание учащихся к предметам, украшенным яркой нарядной росписью

- Знаете ли вы как называется эта роспись и где изготавливают эти предметы?

Предлагает определить цель урока

Проводит беседу об истории развития городецкого промысла, элементах росписи.

Тема урока «Городецкая роспись».

Почему ее так назвали? Рассказ о городецкой росписи с использованием презентации: где появилась роспись, какой узор и цвет использовали мастера, как располагали узор на предметах, что украшали.

Показывает городецкую купавку. Предлагает назвать составляющие части бутона.

Подводит учащихся к постановке художественной задачи?

- А сможете ли вы сами нарисовать такой цветок? Чем мы будем сегодня заниматься на уроке, какую задачу мы сегодня перед собой поставим?

Показ образца городецкой купавки.

Рассматривают иллюстрации и таблицы с изображением предметов городецкого промысла, проговаривают тему, определяя знание от незнания, формируют цель.

Участвуют в диалоге перечисляют ассортимент изделий, выявляют главные и второстепенные элементы росписи, определяют цветовую гамму.

Обучающиеся эмоционально настроены. Высказывают свои предположения о городецкой росписи. Восприятие визуальной и речевой информации. Анализируют и сравнивают увиденное. Осмысливают значимость предлагаемого материала для себя.

Личностные:

- формирование эстетических чувств, наблюдательности,

-восприятие и характеристика художественных образов,

- формирование уважительного отношения к искусству и культуре нашей страны;

Коммуникативные:

- умение вести диалог, точно и полно выражать свои мысли,

- уважать чужое мнение,

Предметные:

- развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.

4. Открытие нового знания.























5. Первичное закрепление.

Именно так выглядит городецкая купавка. Сколько цветов использовал мастер для рисования бутона? Розовый, бордовый, белый. Из скольки элементов состоит городецкий бутон? Назовите их.

А сможете ли вы сами нарисовать такой бутон? Нет/Да

Прежде, чем приступить к работе, давайте оценим, насколько хорошо вы справитесь с умением рисовать купавку. Для этого на обратной стороне альбомного листа нарисуем небольшую линеечку, на которой обозначим крестиком, насколько хорошо вы справитесь с этой задачей. Подпишите внизу линеечку – купавка. Сделали? А теперь давайте развернем умение рисовать купавку на микроумения - ответьте, какие умения вам необходимы, чтобы нарисовать такую купавку, что вы должны уметь рисовать? На каждое умение нарисуем новую линеечку, обозначим, насколько хорошо мы справимся с этим умением, поставив крестик.

Строим линеечки, подписываем их, обозначаем предполагаемый уровень умения.

Используя порядок построенных нами линеечек, соберите цветок, работая в парах. Материалы у вас на столе (аппликация). В этой ли последовательности вы собирали цветок? Если нет, то, давайте, определим, в какой именно! По построенным линеечкам мы можем простроить этапы выполнения работы, построить алгоритм (проставить цифры над линеечками).

Отложите в сторону ваши аппликации. Приступим к выполнению городецкой росписи. Чем мы сегодня будем работать? Гуашью.

Показ на доске и/или на экране.

Для рисования городецкой купавки нам понадобятся несколько цветов. Какой цвет мы возьмем за основу и будем использовать в первую очередь? Розовый. Но у нас нет розового цвета! Как его сделать самостоятельно? Белый+красный. Смешайте небольшое количество краски на палитре. Поворотом вертикально поставленной кисти выполняем кружок. При необходимости поправляем неровные края. Затем намечаем, где будут находиться лепестки. Что мы сейчас сделали? Намалевали розовым цветом основу для нашего цветка – мастера городецкой росписи этот (первый) этап называют подмалёвок. Повторите вслух.

Затем на светлый подмалевок нужно нанести основной рисунок, наложить тени – этап этот называется – тенёвка. Первым мы нарисуем еще не раскрывшуюся сердцевину бутона. Затем добавим лепестки – в основном при этом используется элемент росписи, который называется дужка (от слова дуга). Поочередно выполним элементы бутона темным цветом.

Наш цветок уже красив, но выглядит очень скромно! Нужно украсить его! Оживить солнечными бликами и жемчужинками росы. Последний этап росписи поможет нам оживить наш цветочек, добавит яркости и сочности, поэтому он так и называется – оживка/разживка. Выполняется этот этап белой краской тонкой кистью.

Слушают учителя, смотрят презентацию, участвуют в беседе. Выполняют в альбоме работу по образцу.

Личностные:

- формирование эстетических чувств, наблюдательности,

-восприятие и характеристика художественных образов,

- формирование уважительного отношения к искусству и культуре нашей страны;

Коммуникативные:

- умение вести диалог, точно и полно выражать свои мысли,

- уважать чужое мнение,

Предметные:

- развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.

6.Включение нового знания в систему знаний и повторения.



Практическая работа учащихся.

Учитель демонстрирует заранее подготовленный зрительный материал. Просит сравнить получившийся цветок с образцом.

Обращается к «Волшебным линеечкам», чтобы самостоятельно оценить работу, выявить собственные пробелы.

Объясняет творческую задачу. В ходе решения учебной проблемы консультирует, ведет индивидуальную работу.

Учащиеся воспринимают предложенную информацию, анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.

Фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия

Анализируют последовательность выполнения каждого элемента росписи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Восприятие задания, овладение творческим опытом создания эскиза для предметов разных форм (по вариантам) по мотивам городецкой росписи. Самоконтроль в процессе работы.

Предметные:

-умение сравнивать, анализировать, обобщать,

- умение конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа,

- формирование теоретических знаний по данному виду росписи,

- умение использовать художественный материал (гуашь) и средства художественной выразительности для передачи замысла в работе,

Коммуникативные:

- умение вежливо вести диалог,

Регулятивные:

-умение грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

-формирование эстетических чувств и потребностей;

7. Итог урока.





8. Оценивание.

9.Рефлексия.

Беседа по вопросам: Почему роспись называется Городецкой? Какой этап росписи выполняют первым: подмалёвок или оживку и почему? Почему цветок называется купавкой?

Достигли ли мы цели сегодняшнего занятия, если нет, то какие умения не получилось реализовать?

Учитель дает эмоциональную оценку работы учащихся на уроке.

Самооценка работ в соответствии с линеечками (формирующее оценивание).

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.



Самооценка своей творческой работы. Сравнительный анализ с образцом на доске.

Коммуникативные:

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников,

Личностные:

- формирование жизненных ценностей,

- развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и рефлексивного мышления.

10.Домашнее задание

Дает домашнее задание.

Дополнить получившийся цветок другими образцами, чтобы получилась гирлянда городецких цветов.

Личностные:

-умение проявить самостоятельность в поисках заданного материала.

Предметные:

- умение использовать художественный материал (гуашь) и средства художественной выразительности для передачи замысла в работе,

- умение компоновать рисунок с учетом поставленных задач;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!