2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: совместно с детьми сформулировать тему и цель занятия через проблемную ситуацию. | Беседа, демонстрация, постановка проблемной ситуации | С древних времен человек стремился украсить свое жилище, предметы быта и посуду. Древний человек мог сшить две шкуры, надеть их на себя, выдолбить посудину и пользоваться ими, но в человеке заложено стремление к красоте, и он брал в руки резец и начинал вырезать узор на чаше и на рукоятке ножа…. Плоды труда художника окружают нас повсюду. Мебель, посуда, одежда- ко всему приложен труд художника. Он ищет, создает, украшает их- декорирует в переводе с латинского-украшаю. Декорирование применяется в народном творчестве. Как называется прикладное искусство, создаваемое человеком? (декоративно-прикладное искусство-ДПИ) А где мы можем наблюдать ДПИ? (в украшении предметов быта, игрушек) Ребята, а что такое промысел? ПРОМЫСЕЛ - это центр изготовления ДПИ. Какие художественные промыслы вы знаете? Ребята, чтобы узнать с какой росписью мы сегодня познакомимся соберите буквы на доске. Итак, какое слово у нас получилось? (городецкая), ребята, знакома ли вам эта роспись? Какая тема нашего занятия? СЛАЙД Тема занятия: Городецкая роспись СЛАЙД Цель: узнать о городецкой росписи, ее особенностях и применении в быту - Хорошо. Ребята, посмотрите на слайд (на слайде вещи быта расписанные городецкой росписью) что вы видите? Промысел в городе Городце развивался с середины 19 века. СЛАЙД Яркой городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери. Городецкая роспись по дереву по праву считается одним из наиболее ярких явлений народной художественной культуры России. СЛАЙД В отличие от других росписей, городецкая роспись насыщенна и отражает все богатство красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким солнцем, заливающим ослепительным светом гирлянды цветов, причудливых птиц, стройных, изящных городецких коней. Вот предметы, на которые могла наноситься городецкая роспись (на слайде). Это могут быть: коромысла, прялки, донца, лубочные короба, игрушки, посуда, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. Ребята, какие основные цвета используются? Основные цвета голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного, зеленый, черный, синий, белый. (слайд). Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы, кони - все эти сюжеты дополняют изображения бутонов цветов, розаны, купавы (слайд). Технология городецкой росписи такова: СЛАЙД Если фон цветка розовый, красный, то серединку выполняют темно - красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают темно-синим или фиолетовым. Существует три вида композиции в городецкой росписи: - цветочная роспись (слайд) - Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» (слайд) - Сюжетная роспись (слайд) Ребята, а сейчас, самое интересное. Я предлагаю вам познакомиться с узорами городецкой росписи. И попробовать нарисовать их мелом или мокрой кисточкой на доске. Вы ходите по 3 человека к доске, выбирайте элемент и пробуйте нарисовать его. Ребята, вот посмотрите основные узоры городецкой росписи (на слайде 2) | Слушают учителя, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы. Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль), познавательные УУД (умение структурировать знания, формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, обобщение,), коммуникативные УУД (умение строить речевые высказывания). |
3.Комплексное применение и систематизация знаний. 3.1 Объяснение приёма работы Задача: объяснить ход работы, показать алгоритм и закрепить его понимание. | Беседа, объяснение, демонстрация | Сегодня, я предлагаю вам выбрать шаблон, на котором вы будете работать, тренироваться наносить роспись. Для этого я выдам вам шаблоны деревянной посуды. Ваша задача обвести его на своем чистом листе, а затем мы выполним эскиз будущей росписи карандашом. Сегодня на занятии мы сделаем только эскиз росписи карандашом, а на следующем занятии вы закончите работу и выполните роспись в цвете. Кому непонятно, чем мы будем заниматься? -Хорошо. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы, запоминают алгоритм рисования, повторяют его. Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, планирование, коррекция), познавательные УУД (умение структурировать знания, моделирование, анализ, обобщение), коммуникативные УУД (умение строить речевые высказывания). |
3.3 Вопросы на уточнение Задача: закрепить знания о городецком узоре, повторить алгоритм. | Беседа, объяснение, демонстрация | - Ребята, кому непонятно что мы будем сегодня делать? Давайте приступим к работе. Если у вас будут появляться вопросы, поднимите руку и я к вам подойду. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы, запоминают алгоритм рисования, повторяют его. Проявляют регулятивные УУД (волевая саморегуляция, планирование, коррекция) , познавательные УУД (умение структурировать знания, моделирование, анализ, обобщение), коммуникативные УУД (умение строить речевые высказывания). |
4.Практическая работа Задача: контролировать процесс рисования, выделять общие ошибки и показать возможность их исправления. | Объяснение, пример, демонстрация, создание ситуации свободного выбора, творческое задание | Начинаем рисовать карандашом. Делаем эскиз. Проводим вспомогательные линии. Прорисовываем элементы. Когда узор будет завершён, уберите ластиком вспомогательные линии. Кому непонятно задание? Приступаем к работе. У кого возникнут вопросы или затруднения, поднимаем руку. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, выполняют эскиз. Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (умение структурировать знания, анализ, сравнение, обобщение), коммуникативыне УУД (умение строить речевые высказывания). |