СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по теме "Городецкая роспись"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель :Научиться выполнять Городецкую роспись без предварительного карандашного рисунка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по теме "Городецкая роспись"»

Тема урока: «Городецкая роспись».

Цель урока: Научиться выполнять Городецкую роспись без предварительного карандашного рисунка.

Задачи урока:

  1. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи.

  2. Эстетическое воспитание учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства.

  3. Развитие творческой фантазии, художественного вкуса.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Урок – экскурсия.

Оборудование урока:

  1. Изделия различных народных промыслов России (Хохлома, Жостово, Гжель, Матрешки, Городец)

  2. Слайды с изображением изделий Городецкого промысла.

  3. Шаблоны разделочных досок.

  4. Раздаточный материал (карточки с изображением порядка выполнения основных элементов Городецкой росписи).

  5. Схемы композиционного расположения элементов в Городецкой росписи.

  6. Карточки для повторения ранее изученной темы.

  7. Стихотворения и загадки о народных промыслах.

  8. Мультимедийный проектор.

  9. Экран.

  10. Видеоролик «Мастер класс от Городецких мастеров»

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сообщение темы урока

Учитель: Ребята, обратите внимание, как оформлен наш класс.

Какие предметы находятся у нас на столе, стеллажах?

Ученики: Разделочные доски, расписные подносы, посуда деревянная и керамическая.

Учитель: А как в целом все эти предметы называются?

Ученики: Декоративно-прикладное искусство.

Учитель: Правильно предметы декоративного прикладного искусства.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение народных промыслов и познакомимся с Городецкой росписью и изготовим товары для Народной ярмарки.

Повторение изученного материала.

Учитель: Но прежде, чем начать экскурсию проведём небольшую словарную работу.

1. Работа по карточкам.

2. Экскурсия.

Учитель: Ребята, а теперь начнём нашу экскурсию. Назначаю вас на должность экскурсоводов, расскажите, пожалуйста, мне и нашим гостям о тех предметах, которые представлены на выставке.

(свой рассказ ученики сопровождают показом образцов).

1-ый ученик. Хохлома, хохлома-

Наше чудо дивное!

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной.

Нарисуем травку

Солнечною краской,

А цветы-огоньки

Красной краской от зари.

2-ой ученик Роспись хохломская.

Словно колдовская.

В сказочную песню

Просится она

И нигде на свете

Нет таких соцветий-

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

3-ий ученик. С именем старинного торгового села в Горьковской области (Горький ныне - Нижний Новгород) связано название росписи деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы и березы вещь тщательно покрывается слоем жидкой глины («вапы»). Просушенная «повапленная» вещь многократно покрывается олифой, красится серебристым алюминиевым порошком, по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкой. Расписанную вещь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной».

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов называемых «травкой», «ягодкой», «виноградом», «листком» «древком», «кудриной».

4-ый-ученик. Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась, теперь

Известно всем в народе

Ее названье - Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете вы

Красоты такой.

5-ый ученик. Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов «гжель», «жечь», выражавших важную сторону промысла. Здесь, в местах, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Искусство гжельских мастеров уже в XVIII веке достигло высокого расцвета.

Роспись наносят на поверхность обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом, синим кобальтом.

Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы-розы, астры, гвоздики, формы которых перерабатываются и становятся довольно условными, но живописными и декоративными.

6-ой ученик. В тиши родного края

Под сенью сосен древних

Живет одна простая

Российская деревня.

Проснется спозаранку

В любую непогоду

И стелет самобранку

Для праздника природы.

Черный фон сияет лаком

А на ней цветов краса.

Алых, желтых, с красным маком-

Это просто чудеса!

7-ой ученик. Неподалеку от Москвы в начале XIX века в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов.

Производственный процесс начинается с вырубки их железного листа заготовки нужного размера. Затем штамповкой на мощном прессе заготовке придают одну из 26 принятых на фабрике форм: круглую, овальную, овальную фигурную, овальную крылатую, готическую, прямоугольную («сибирскую», «гитарную», восьмигранную или другую). Острые края формы подгибают и переходят к грунтовке, шпаклевке, просушке, шлифовке, окраске черной краской и лакировке.

Основными мотивами Жостовской росписи являются: букеты цветов, составленные из роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек; тройки лошадей; пейзажи. Сделанная роспись должна хорошо вписываться в форму подноса и подчеркивать его особенности. Как правило, роспись дополняется золотой орнаментальной рамкой вдоль бортика, составленной из элементов называемых елочкой, травкой, лентой, рюшечками, дождиком и др.

Изучение нового материала.

Учитель: Спасибо, ребята за интересный рассказ. А теперь мы поменяемся с вами местами, вы будете зрителями, а я стану экскурсоводом продолжу нашу экскурсию по миру ДПИ, и познакомлю вас с Городецкой росписью.

Городецкая роспись-

Как ее нам не з нать…

Здесь такие узоры,

Что ни в сказке сказать,

Здесь такие сюжеты-

Ни пером описать.

Городецкая роспись-

Как ее нам не знать.

Широко известен центр художественной росписи - город Городец. Промысел возник в середине XIX века на берегах левого притока реки Волги реки Узолы в Городецких деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха. (слайд) .

Целые живописные полотна появились на донцах прялок, разделочных досках, домашней мебели. Надменно и серьёзно смотрели нарядные дамы и кавалеры, военные в форме тех лет лихо маршировали и гарцевали на конях (Слайд).

И в наше время городецкие мастера, сохраняя традиционные формы росписи, создают новые типы композиций и мотивов, которыми по прежнему украшают детские столики, стульчики, табуреты-сундучки, кони-качалки, декоративные панно в виде: прямоугольных пластин и круглых тарелок. (слайд)

Росписи выполняются клеевыми красками (темпера, гуашь). Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, гирлянды, венки в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету, применяя, при этом яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые цвета.

Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида:

Цветочная роспись (букеты цветов из «розанов», «купавок», «бубенчиков», «ромашек»;

Цветочная роспись с включением мотива «конь», «птица»;

Сюжетная роспись (гуляния барынь и кавалеров, чаепития, всадники). (слайды)

Все изображения обводят белыми штрихами и точками (оживкой). Звучные цвета, гармоничные сочетания, пышные букеты, сказочные птицы - все ярко выражает красоту природы и радость жизни.

Учитель: Ребята посмотрите на экран, сейчас городецкие мастера покажут вам как выполнять элементы росписи без предварительного карандашного наброска.

Видеоролик на тему «Мастер класс от городецких мастеров»

(Просмотр сопровождается объяснением).

Все элементы Городецкой росписи рисуются сразу кистью без предварительного рисунка. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом с синей. Выполню два круга в центре листа. Голубым и розовым цветом.

В середине розового круга красным цветом нарисую небольшой кружочек-это центр кружка. У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки, нужно край круга розана поделить пополам, каждую половину еще раз пополам. Теперь каждую четвертую часть в свою очередь делим поровну. В каждую из полученных четырех долек впишу лепесток цветка - дужку.

А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке, другая часть кружка расположена на белом поле листа. У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру.

Последние белые штрихи как бы оживляют цветок и называют их «оживка» ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков так же ставим короткие штрихи. А у купавки оживка подчеркивает его форму - в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие.

Остальные элементы росписи будете выполнять по технологическим картам, которые лежат у вас на столах.

Практическая работа учащихся.

( во время практической работы звучат русские народные песни)

На ваших столах лежат: технологические карты (этапы изображения элементов росписи); шаблоны разделочных досок, если вам необходимо можете ими воспользоваться; цветная бумага, ножницы; шаблоны элементов, для тех, кто будет делать аппликацию. Задание для каждой группы разное.

1. «Сказочный букет».

2. «Птицы райского сада» или «Весёлые кони».

3. «На прогулке».

Ребята, если вы считаете, что с заданием вашей группы вы не справитесь, или наоборот задание вам кажется очень простым, вы можете перейти в другую группу. А ещё пока вы работаете, подумайте над тем, в какой форме вы бы хотели презентовать свою работу (электронная презентация, панно, выставка)? А теперь, если всё понятно, можете приступать к работе и выполнить своё задание, используя различные техники (аппликация, рисунок.)

Рефлексия.

Учитель: Понравилась вам наша экскурсия?

Может, что-то вы бы хотели изменить?

С каким промыслом познакомились?

Ученики: С Городецкой росписью.

Учитель: А где расположен промысел?

Ученики: - Этот промысел располагается в Нижегородской области.

Учитель: Какие элементы росписи являются главными?

Ученики: - В Городецкой росписи главными элементами являются:

цветы (купавка, розан, бубенчик, листочки, ромашка);

птицы (фазан, голубь, павлин, петух, лебедь, кукушка), кони

сюжетные композиции.

Учитель: На каких изделиях выполняется роспись?

Ученики: - Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Домашнее задание: