Тема: Все народы воспевают мудрость старости.
Цель:
- раскрыть перед учащимися сложный мир человеческих чувств, являющихся предметом искусства во всех странах мира, учить изображать лицо старого человека, учить видеть красоту действительности и в произведениях искусства;
- развивать творческое мышление, воображение, глазомер;
- воспитывать уважение в старшим людям.
Планируемые результаты: понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ.
Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, оценивание усваиваемого материала.
Регулятивные: определение последовательности действий, прогнозирование результатов, контроль, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, способность к выбору.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, самостоятельный учет установленных ориентиров действия, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
Тип урока: освоение новых знаний
Оборудование: учебник, принадлежности для рисования.
Ход урока
1.Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
-Проверьте своё рабочее место. Всё ли готово к уроку?
2.Мотивационный момент
-Послушайте внимательно стихотворение.
-Подумайте о чём оно?
Не обижайте стариков! Не надо!
Другие скажут: «Толк от них какой?
Какая в жизни может быть отрада?
Уже давно пора им на покой!»
Они когда-то были молодыми,
И жизнь у них нелёгкая была,
Они, как мы, страдали и любили,
Но время их ушло…и молодость ушла…
Теперь они не видят, слышат плохо,
А многие не помнят ничего,
Не надо забывать их раньше срока
И говорить, что время их прошло…
Мы сами тоже станем стариками,
Вы думаете, это далеко?
Увы! И время то не за горами,
Тогда поймёте, как им нелегко!
- Кто может высказаться, о чём это стихотворение? (о старости, не нужно забывать стариков)
Показ фотографий бабушек и дедушек.
-Я знаю, что некоторые из вас сегодня на урок пожелали принести фотографии своих бабушек и дедушек.
-Что вы можете о них сказать?
(Дети по очереди выходят к доске и прикрепляют фотографии, называя, кто на фотографии)
-Как замечательно с любовью вы рассказываете о своих бабушках и дедушках!
-Глядя на эти фотографии можно сказать, что у вас замечательные бабушки и дедушки.
3.Самоопределение к деятельности
-Но ведь у нас сегодня урок изобразительного искусства, а с помощью чего мы покажем свою любовь к старикам? (с помощью рисунка)
-Так а над какой темой будем работать? (портрет)
-Правильно!
-Тема нашего урока «Все народы воспевают мудрость старости»
-Какова цель нашего урока?
Выполнить изображение любимого пожилого человека, стремление выразить его внутренний мир.
4. Работа по теме урока
- Как вы думаете красота человека определяется только внешними чертами?(нет)
- А чем ещё? (красотой души человека)
- Правильно, а какую красоту мы видим сразу? (внешнюю красоту)
- А что нужно сделать что бы увидеть душевную красоту? (постараться рассмотреть.)
-К сожалению с возрастом в лице человека все яснее проступает красота опыта прожитых лет.
- Возраст показывает в лице человека черты его характера, особенности трудной и долгой жизнь.
- Эту красоту воспевают художники в своих произведениях.
-Сейчас мы с вами просмотрим некоторые работы великих художников, которые изображали стариков.
Слайд 1
Рембрандта Харменса ван Рейна «Портрет старика в красном»
(Голландия1606-1669)
-Давайте рассмотрим картину.
- Что вы здесь видите?(старик сидит на стуле)
-В каких тонах написана картина? (темных)
-Правильно в темных.
- Что художник выделяет на картине более четко?
(лицо, руки)
-Вглядитесь в выражение лица седая борода, нахмуренный лоб , взгляд темных глаз ?
-Что всё это придает старику? (задумчивость, серьезность)
-Вы сказали, что художник обращает внимание еще и на руки старика.
-На каком плане он их изобразил? (переднем)
-Как вы думаете, о чем могут рассказать эти руки? (что он много трудился)
-Почему вы так подумали? Что проступает на руках? (венки)
-Действительно, вы правы, это портрет старика труженика.
-Давай посмотрим еще одну картину, которую написал Леонардо Давинчи.
Слайд 2
Леонардо да Винчи «Автопортрет» (Италия 1452-1519 )
- Если это «Автопортрет», то кто изображен на этом портрете? (Леонардо да Винчи)
-Эта работа отличается от предыдущей работы. Как вы думаете чем? Посмотрите на технику выполнения. (первая картина написана красками, а эта в технике графика)
- По всей вероятности, Леонардо да Винчи было шестьдесят два года, когда он нарисовал автопортрет.
- Давайте рассмотрим картину.
-Каким на ней изображен художник? (грустным, серьезным, задумчивым)
-На чем художник сделал акцент, как вы думаете? (взгляд)
- Правильно, художник подчеркивает глаза.
-А какой у да Винчи взгляд? (серьезный)
-А что помогает это понять? (насупленные брови)
-Да он изобразил кустистые брови.
-Это слово для вас новое.
-Его значение вам сейчас расскажет Катя.
-Так, что обозначает слово кустистые? (сильно заросшие брови)
-Скажите, а что еще помогает понять нам его настроение? (губы)
-А почему? (уголки губ опущены вниз)
-Что на этом лице еще говорит о старости? (наличие морщинок)
-Это самая главная черта старости.
-Какие вы молодцы!
-Что все так хорошо можете рассмотреть и описать.
Слайд 3
-В старости люди худеют или полнеют. На лице появляются складки и морщины.
- Иногда по ним можно определить характер человека:
Давайте попробуем это сделать.
-Чем отличаются эти старушки?( своим характером)
-Как вы это поняли? (первая старушка улыбается)
-Как это показывает художник? (уголки губ подняты вверх)
-А вторая старушка ? (печальная)
-Как вы это поняли? (уголки губ опущены)
-Что еще помогает понять их характер? (брови)
-Какие они у первой? (домиком)
-А у второй ? (насупленные, опущены на глаза)
-Можем мы определить их возраст? Кто моложе?(первая)
-А ведь может быть и наоборот.
-Почему? (когда человек улыбается, он выглядит молодо)
- А сделайте вывод, о чем мы можем узнать из портрета?
Вывод: глядя на портрет человека можно рассказать не только о его красоте, но и о характере, красоте душевной.
Слайд 4
-Сравните две фотографии одного и того же человека сделанные в разное время.
-Что вы можете о них сказать?
-Сделайте вывод?
Вывод: С возрастом человек не меняется душевно. Меняется только внешность.
Физминутка
«Будем бабуле помогать».
(на первые две строчки дети хлопают в ладоши, а потом жестами показывают те действия, о которых говорится в рифмовке.)
Упражнение
«Будем бабуле помогать».
Раз, два, три, четыре, пять –
Бабулям надо помогать!
Чтобы чистым был наш дом,
Веником мы пол метем.
А теперь без суеты
Моем тряпкою полы.
Всю посуду перемоем,
Стол к обеду мы накроем.
Будем бабушку мы ждать
И с улыбкою встречать.
-Хорошо, садитесь.
-А теперь давайте просмотрим видео фрагмент.
-Обратите внимание, как художник передает внутренний мир человека.
Просмотр видеофрагмента
.-Какой вывод можно сделать из просмотренного фрагмента?
Вывод: Художники всех стран в своих произведениях обращаются к теме старости. В своих произведениях они показывают общечеловеческие ценности присущие всем людям на Земле,- это красота и мудрость старости. Поэтому и тема нашего урока посвящена ей.
5. Самостоятельная работа
.-Сейчас вашей задачей будет нарисовать портрет любимого пожилого человека, стремиться выразить его внутренний мир.
- Для этого нужно вспомнить последовательность выполнения портрета. Так это у нас уже не первый урок по рисованию портрета, я раздала вам карточки- памятки поэтапного рисования, которые будут вашими помощниками.
-Приступайте к выполнению работы.
6. Итог урока
-Прошу выйти к доске кому положила красные квадратики.
-Ваши работы выполнены замечательно.
-Вы получаете все отметку «5»
-Выйдите те, у кого желтые квадратики. В ваших работах есть еще что доработать, поэтому вы получаете отметку «4».
7. Рефлексия урока
– Что нужно было сделать?
– Кто выполнил работу?
– Кто выполнил работу самостоятельно?
-Кто с помощью учителя?
– Что бы ты хотел изменить в своей работе?
-Урок окончен.