СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Народы гор и степей»

Цель урока: Показать разнообразие нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях.

Задачи: 1. Дать представление о культуре жителей гор и степей;

2. Раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья - юрты;

3. Развивать творческие и графические навыки;

4.Воспитывать уважение к культуре других народов;

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

 

1. Организационный момент. Верчу рукою глобус на столе, Разглядываю страны и границы: У толстяка на голубом челе Палитра многоцветная искрится. Что ни оттенок цвета, то народ; Что ни страна, то новая окраска… С материка на материк ползёт И по морям плывёт моя указка. (Д. Содномдорж)

-Мы продолжаем наше путешествие по странам мира.

 

2. Актуализация знаний.

- С какой страны началось ваше знакомство с искусством разных стран мира ?

- Как еще называют Японию?

- Почему с ней связан образ восходящего солнца?

3.Беседа по теме урока.

Вы уже знаете, что природа нашей планеты разнообразна, как и условия жизни разных народов. Люди научились жить и в горах, и в низинах, и среди снегов, и среди раскаленных песков. И, всегда приспосабливаясь к природе, люди с замечательной изобретательностью строят свой человеческий мир.

-Что необходимо человеку для существования? (жилье,дом)

Всюду где бы не жил человек, ему необходимо жилище. Каким быть дому, зависит от жары или холода и от природных материалов, которыми можно воспользоваться.

А сейчас отгадайте загадки:

-О какой природной зоне идет речь?

  • На все стороны путь;

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор! (степь)

  • Каменные великаны

Белоснежные шапки надели ( горы)

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

Сформулируйте тему урока.

Посмотрите на географическую карту мира. Вы видите, что регионы мира раскрашены разными цветами. Что означает каждый цвет?( Белые поля означают, что в этих местах постоянно лежит снег. Желтым цветом обозначают пустыни, зеленым- леса, коричневым-горы.) В каждом из этих регионов свой климат, свои особенности природы. И почти везде обитают люди. Конечно, из-за разных природных условий им приходится приспосабливаться к среде обитания. От того, где людям приходится жить, зависит, как выглядит их жилище , одежда, внешний облик.

-Перенесемся на самые северные части нашей страны.

Жители Севера, живя среди снегов и льда, научились строить теплые дома. Эскимосы Америки строят дом – иглу изо льда ( Вырезали огромные снежные плиты, которые укладывали друг на друга так, что в результате получался купол-полушарие. Внутрь иглу вносили лампу, в которой горел тюлений жир. Под воздействием тепла снег на внутренней поверхности стен подтаивал, после чего в иглу впускали холодный воздух, и на подтаявших стенах образовывалась ледяная корка, которая скрепляла все плиты. Потом снег постепенно оседал, и стены становились еще прочнее, отдельные снежные плиты-кирпичи плотно «припаивались» друг к другу. В иглу двери нет, и входят в жилище совершенно необычным способом — снизу, через пол. К входному отверстию в полу ведет длинный тоннель, вырытый в снегу. Обычно иглу строили небольшими по размеру: метра два в высоту, три-четыре в диаметре, да еще жили в таком доме, как правило, две семьи. И так делали не потому, что не хватало снега. При желании иглу можно сделать куда больше. Эскимосы умеют это делать. Иглу, где собирается весь род на собрания или на какие-то другие мероприятия, они строят и по 12 метров диаметром, а строительного материала вокруг сколько угодно. Дело в том, что небольшие помещения лучше сохраняют тепло и его легче обогреть. Снежные стены пропускают свет — и даже окон не надо. Хотя некоторые строители делают и окна, вставляя в отверстия тонкие ледяные пластинки. В иглу можно жить и летом. Плотные снежные стены не тают, тем более что лето в тех местах короткое и не жаркое.) ,

Жители Севера, живущие на территории нашей страны (чукчи, эвенки), оленеводы и охотники создают яранги и чумы из шкур животных (переносное жилище из жердей и оленьих шкур с конической крышей у некоторых народов северо-восточной Сибири, занимающихся оленеводством.)

- Как вы представляете жизнь в таких домах?

- Как вы думаете, какие занятия были наиболее привычными для этих народов?

Для проведения праздников у людей , проживающих на Крайнем севере, традиционными остаются танцевальные движения, в которых передается мир природы, обращение к солнцу. Музыкальным сопровождением для таких танцев были звуки бубнов.

 

Теперь с Крайнего Севера мы перенесемся в противоположную сторону – на юг, в горную местность. Посмотрите В горных селениях-аулах дома-сакли растут ввысь и напоминают ласточкины гнезда. Подобные горные поселения есть в нашей стране в районе Кавказских гор.

У разных народов веками складывались свои представления о красоте дома, связанные с образом жизни.

Одни селились на одном месте, оседая на века, а другие вели кочевой образ, переходя с одного места на другое.

И ныне для многих жителей нашей планеты основным занятием является разведение скота – скотоводство.

Прокормить большие стада животных могут бескрайние степи, которые простираются во все стороны. Но передвигаясь по степи, вслед за стадами, скотовод должен иметь такой дом, который можно перенести с места на место.

Еще в древности люди придумали необычный переносной дом, который называется юрта.

 

- Юрта – дом из шерсти овец. Из нее валяют войлок и выделывают ковры, чтобы превратить их в теплые стены. Основой юрты, на которую кладется войлок, является легкий каркас из связанных, растянутых гармошкой деревянных решеток и длинных тонких жердей, образующих свод. Юрту можно собрать за один день и перевезти на одном верблюде.

Снаружи юрта похожа на купол. Как правило, она бывает из белого или серого войлока и украшена узорными лентами. Внутри юрты пол и стены украшают теплыми, красочными коврами. Юрта, как и все предметы в ней украшены орнаментами со своей символикой и значением. Особо украшался и вход в юрту.

В доме-юрте с древнейших времен жили китайцы, монголы, киргизы, казахи и многие народы.

У казахов с древних времен считалось, что орнаменты обладают свойствами отгонять злых степных духов.

Казахские орнаменты очень красивы. Красного цвета в узорах больше всего, он символ солнца, очищающего священного огня, радости и весны, которая, связанная с пробуждением степи, была у казахов одним из самых праздничных времен года.

Степь в эту пору представляла собой бескрайний красочный ковер, на зеленом фоне которого доминировал цвет тюльпанов и маков.

Мотив тюльпана был одним из самых популярных узоров не только в вышивке, но и в других видах казахского прикладного искусства. Большое место в орнаменте вышивки занимают растительные композиции.

Основным элементом являются рогообразные силуэты как отражение жизни казахов: животноводов, охотников, земледельцев и кочевников. Встречаются не только элементы-рога, но и следы животных и человека, крылья птиц. Из этих элементов рождаются композиции. На сегодняшний день известно около 200 видов

Народные мастера постоянно создают орнаменты, обогащая их другими формами, дополняют изделия новыми замыслами. Узоры, предназначенные для ковров, нельзя было использовать в одежде.

Очень важна в орнаментах симметрия: обе стороны элемента орнамента должны быть одинаковыми.

4.Физкультминутка.

 

5.Практическое задание.

Создание индивидуальной композиции «Юрта в степи». Основные правила работы с кистью и красками:

  1. Смочить кисточку в воде
  2. Излишки влаги отжать о край стакана с водой
  3. Набираем краску на кисточку лёгкими мазками
  4. Легко, не нажимая, кладём краску на бумагу или ведём линию, держа локоть на столе и придерживая лист бумаги другой рукой.

6. Выставка. Анализ работ учащихся.

7.Рефлексия.

8.Итог урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Выставка работ.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству»

Тема: «Народы гор и степей»

Цель урока: Показать разнообразие нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях.

Задачи: 1. Дать представление о культуре жителей гор и степей;

2. Раскрыть образ степного мира в конструкции степного жилья - юрты;

3. Развивать творческие и графические навыки;

4.Воспитывать уважение к культуре других народов;

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:


1. Организационный момент.
Верчу рукою глобус на столе,
Разглядываю страны и границы:
У толстяка на голубом челе
Палитра многоцветная искрится.

Что ни оттенок цвета, то народ;
Что ни страна, то новая окраска…
С материка на материк ползёт
И по морям плывёт моя указка.

(Д. Содномдорж)

-Мы продолжаем наше путешествие по странам мира.


2. Актуализация знаний.

- С какой страны началось ваше знакомство с искусством разных стран мира ?

- Как еще называют Японию?

- Почему с ней связан образ восходящего солнца?

3.Беседа по теме урока.

Вы уже знаете, что природа нашей планеты разнообразна, как и условия жизни разных народов. Люди научились жить и в горах, и в низинах, и среди снегов, и среди раскаленных песков. И, всегда приспосабливаясь к природе, люди с замечательной изобретательностью строят свой человеческий мир.

-Что необходимо человеку для существования? (жилье,дом)

Всюду где бы не жил человек, ему необходимо жилище. Каким быть дому, зависит от жары или холода и от природных материалов, которыми можно воспользоваться.

А сейчас отгадайте загадки:

-О какой природной зоне идет речь?

  • На все стороны путь;

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор! (степь)

  • Каменные великаны

Белоснежные шапки надели ( горы)

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

Сформулируйте тему урока.

Посмотрите на географическую карту мира. Вы видите, что регионы мира раскрашены разными цветами. Что означает каждый цвет?( Белые поля означают, что в этих местах постоянно лежит снег. Желтым цветом обозначают пустыни, зеленым- леса, коричневым-горы.) В каждом из этих регионов свой климат, свои особенности природы. И почти везде обитают люди. Конечно, из-за разных природных условий им приходится приспосабливаться к среде обитания. От того, где людям приходится жить, зависит, как выглядит их жилище , одежда, внешний облик.

-Перенесемся на самые северные части нашей страны.

Жители Севера, живя среди снегов и льда, научились строить теплые дома. Эскимосы Америки строят дом – иглу изо льда ( Вырезали огромные снежные плиты, которые укладывали друг на друга так, что в результате получался купол-полушарие. Внутрь иглу вносили лампу, в которой горел тюлений жир. Под воздействием тепла снег на внутренней поверхности стен подтаивал, после чего в иглу впускали холодный воздух, и на подтаявших стенах образовывалась ледяная корка, которая скрепляла все плиты. Потом снег постепенно оседал, и стены становились еще прочнее, отдельные снежные плиты-кирпичи плотно «припаивались» друг к другу. В иглу двери нет, и входят в жилище совершенно необычным способом — снизу, через пол. К входному отверстию в полу ведет длинный тоннель, вырытый в снегу. Обычно иглу строили небольшими по размеру: метра два в высоту, три-четыре в диаметре, да еще жили в таком доме, как правило, две семьи. И так делали не потому, что не хватало снега. При желании иглу можно сделать куда больше. Эскимосы умеют это делать. Иглу, где собирается весь род на собрания или на какие-то другие мероприятия, они строят и по 12 метров диаметром, а строительного материала вокруг сколько угодно. Дело в том, что небольшие помещения лучше сохраняют тепло и его легче обогреть. Снежные стены пропускают свет — и даже окон не надо. Хотя некоторые строители делают и окна, вставляя в отверстия тонкие ледяные пластинки. В иглу можно жить и летом. Плотные снежные стены не тают, тем более что лето в тех местах короткое и не жаркое.) ,

Жители Севера, живущие на территории нашей страны (чукчи, эвенки), оленеводы и охотники создают яранги и чумы из шкур животных (переносное жилище из жердей и оленьих шкур с конической крышей у некоторых народов северо-восточной Сибири, занимающихся оленеводством.)

- Как вы представляете жизнь в таких домах?

- Как вы думаете, какие занятия были наиболее привычными для этих народов?

Для проведения праздников у людей , проживающих на Крайнем севере, традиционными остаются танцевальные движения, в которых передается мир природы, обращение к солнцу. Музыкальным сопровождением для таких танцев были звуки бубнов.


Теперь с Крайнего Севера мы перенесемся в противоположную сторону – на юг, в горную местность. Посмотрите В горных селениях-аулах дома-сакли растут ввысь и напоминают ласточкины гнезда. Подобные горные поселения есть в нашей стране в районе Кавказских гор.

У разных народов веками складывались свои представления о красоте дома, связанные с образом жизни.

Одни селились на одном месте, оседая на века, а другие вели кочевой образ, переходя с одного места на другое.

И ныне для многих жителей нашей планеты основным занятием является разведение скота – скотоводство.

Прокормить большие стада животных могут бескрайние степи, которые простираются во все стороны. Но передвигаясь по степи, вслед за стадами, скотовод должен иметь такой дом, который можно перенести с места на место.

Еще в древности люди придумали необычный переносной дом, который называется юрта.


- Юрта – дом из шерсти овец. Из нее валяют войлок и выделывают ковры, чтобы превратить их в теплые стены. Основой юрты, на которую кладется войлок, является легкий каркас из связанных, растянутых гармошкой деревянных решеток и длинных тонких жердей, образующих свод. Юрту можно собрать за один день и перевезти на одном верблюде.

Снаружи юрта похожа на купол. Как правило, она бывает из белого или серого войлока и украшена узорными лентами. Внутри юрты пол и стены украшают теплыми, красочными коврами. Юрта, как и все предметы в ней украшены орнаментами со своей символикой и значением. Особо украшался и вход в юрту.

В доме-юрте с древнейших времен жили китайцы, монголы, киргизы, казахи и многие народы.

У казахов с древних времен считалось, что орнаменты обладают свойствами отгонять злых степных духов.

Казахские орнаменты очень красивы. Красного цвета в узорах больше всего, он символ солнца, очищающего священного огня, радости и весны, которая, связанная с пробуждением степи, была у казахов одним из самых праздничных времен года.

Степь в эту пору представляла собой бескрайний красочный ковер, на зеленом фоне которого доминировал цвет тюльпанов и маков.

Мотив тюльпана был одним из самых популярных узоров не только в вышивке, но и в других видах казахского прикладного искусства. Большое место в орнаменте вышивки занимают растительные композиции.

Основным элементом являются рогообразные силуэты как отражение жизни казахов: животноводов, охотников, земледельцев и кочевников.
Встречаются не только элементы-рога, но и следы животных и человека, крылья птиц. Из этих элементов рождаются композиции. На сегодняшний день известно около 200 видов

Народные мастера постоянно создают орнаменты, обогащая их другими формами, дополняют изделия новыми замыслами. Узоры, предназначенные для ковров, нельзя было использовать в одежде.

Очень важна в орнаментах симметрия: обе стороны элемента орнамента должны быть одинаковыми.

4.Физкультминутка.


5.Практическое задание.

Создание индивидуальной композиции «Юрта в степи».

Основные правила работы с кистью и красками:

  1. Смочить кисточку в воде

  2. Излишки влаги отжать о край стакана с водой

  3. Набираем краску на кисточку лёгкими мазками

  4. Легко, не нажимая, кладём краску на бумагу или ведём линию, держа локоть на столе и придерживая лист бумаги другой рукой.

6. Выставка. Анализ работ учащихся.

7.Рефлексия.

8.Итог урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Выставка работ.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!