СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развёрнутый план-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе. Тема урока: «Крылатые друзья»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развёрнутый план-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе.  Тема урока: «Крылатые друзья»

Просмотр содержимого документа
«Развёрнутый план-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе. Тема урока: «Крылатые друзья»»


Развёрнутый план-конспект урока изобразительного искусства

Класс: 7

Тема урока: «Крылатые друзья»

(1 час)


Вид урока: рисование с натуры.

Тип урока: выработки практических умений и навыков.

Цель урока:

  • научить изображать птиц при помощи мягких материалов (уголь);

  • сформировать представление о различных графических материалах и их возможностях.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

  • дать знания о строении и об изображении птиц, особенностях работы мягким материалом;

  • учить вести работу в технике по-сухому;

  • учить вести работу в технике «по-сырому»;

  • учить вести работу в комбинированной технике;

  • учить способам использования мягкого материала;

  • учитьзаконами композиции;

  • учить анализировать форму предметов;

  • учить использовать возможности графического материала для набора тона, для передачи фактуры;

  • учить использовать различные графические средства выразительности для передачи натуры;

  • учить терминологии («компоновка», «тон», «тушёвка», «мягкие материалы» и их виды, виды набросков);

  1. Развивающие:

  • анализ формы;

  • умение создавать быстрые наброски и зарисовки;

  • умение выделять главное для передачи характера;

  • умение работать мягкими материалами;

  • умение использовать тушёвку для передачи объёма и пространства;

  • законы перспективы;

умение сочетать различные средства выразительности для достижения задуманного эффекта;

моторика руки;

  1. Воспитывающие:

  • аккуратность;

  • внимательность;

  • любовь к природе;

  • понимание ценности реалистического рисунка.


Задание на урок: выполнить рисунок птицы, используя полученные знаний о разных техниках работы мягкими материалами.

Оборудование для урока: классная доска, натянутый планшет для показа, мел, указка, поэтапное наглядное пособие, магниты, уголь/чёрный соус.


Структура урока:

  1. Организационный момент: 1-2 минуты;

  2. Вступительная беседа: 2-3 минуты;

  3. Объяснение нового материала: 8 минут;

  4. Личный показ учителя: 2-3 минуты;

5. Практическая работа, упражнения: 28минут;

6. Организационное завершение: 4 минуты.

Итого: 45 минут.


Ход урока:


Этапы урока

Содержание урока

Наглядность

  1. Организационный момент (2мин.)

Устанавливаю дисциплину в классе, напоминаю детям, что начался урок.

Приветствие:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок изобразительного искусства у вас буду вести я. Меня зовут Зоя Маадыр-ооловна.

Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас есть для урока? Сегодня нам понадобится бумага формата А4, уголь, кисти и баночка с водой. Уголь для вас я принесла.

Раздаю бумагу.

Устанавливаю дисциплину…


  1. Вступительная беседа (2-3 мин.)

Объявляю тему урока:

- Тема нашего урока «Крылатые друзья». Как вы уже догадались по развешанным пособиям, речь пойдёт о птицах.

А кто мне скажет, почему вестники?

- Появление птиц в определённые моменты жизни человека всегда предвещало что-то особое. Какие приметы, связанные с птицами, вы знаете? Давайте вспомним только положительные.

А я знаю о таких, к примеру, как:

если ласточки вьют гнёзда под крышей дома, значит, дом будет защищён от пожаров и бурь;

гусь, летящий над морем, предвещает хорошую погоду;

а уж если вы увидите чайку, перед тем, как сесть на корабль, ваше путешествие окажется удачным и спокойным;

кроме этого, всем вам известно, что голубь является символом верности и чистоты и символом предстоящего праздника.

Поэтому нам, сегодня стоит уделить птицам должное внимание.









3-5. Объяснение нового материала, практическая работа

(28мин.)

Рисовать мы будем необычными и непривычными материалами – мягкими. Что же это за материалы?

- Очевидно, уголь.

К мягким материалам относят также сепию, сангину, различные соусы и бистр, пастель. Слышали когда-нибудь такие названия? Показываю материалы.

Показываю каждый названный материал. Очень краткая справка.

Выглядят они, как мелки различного цвета и представляют собой пигмент, особым образом обработанный. Пигмент, это попросту краситель. Вот, например, сангина, это окислившееся железо или ржавчина. Эти материалы художники начали использовать с 15 века. Практически все они, так или иначе, могут сочетаться между собой.

Сейчас всем вам я раздам уголь.

Уголь, все вы знаете, получают из сажи. На сегодняшний день он производится в виде мелков, или палочек и карандашей.

Цель сегодняшнего урока – сделать небольшую серию набросков – 3-5 штук в различных техниках, которые мы сейчас изучим. На каждый набросок должно уходить не более пяти минут, я буду вам помогать.

На доске висят наброски различных птиц, которые призваны вам помочь. Давайте обратимся к этим пособиям.

На этом плакате изображены основные способы работы мягким материалом. Это штриховка, тушёвка (Что такое тушёвка? – растёртые штрихи), работа «по-сырому» при помощи кисти, различные сочетания – работа «по-сырому» и штриховка, «по-сырому» и тушёвка и т.д.

Обращаю ваше внимание, что работать можно как остриём, так и всей плоскостью, меняя направление движения.

На набросках вы можете увидеть результат нашей работы.

Давайте подумаем, почему в разных случаях использованы те или иные приёмы работы? Достижению какого эффекта они служат?

Вызываю двоих ребят к доске, вручаю им указку, они высказывают свои предположения, а класс им помогает.

Ну а как достичь этих эффектов, я сейчас покажу. Мы сделаем сначала несколько упражнений. На половинке листа А4 пробуем повторить штрих, тушёвку, работу плоскостью вместе со мной.

Предлагаю взять половинку листа А4. Одна половинка – один способ.

При этом линии штриховки могут быть разными, как плоскими, так и валёрными, служащими выражению пластики (показываю, что такое валёр). Когда вы сделаете это задание, мы вместе попробуем работу «по-сырому».

Сейчас первые и вторые парты остаются на местах, третьи могут тихонько встать, а последние парты сейчас аккуратно и тихо подойдут ко мне и встанут рядом.

Показываю, как вести работу. Первым делом натираем угольный порошок на лист бумаги. Кистью разводим небольшое количество угля и наносим смелыми мазками, как при работе акварелью, уголь на лист, стараясь передать характерные особенности формы. Намечаем головку, грудку, хвостик и оставляем высыхать. Далее мы можем или уточнять работу слой за слоем, или довести её сухим способом – дорисовать пёрышки, лапки, глазки и т.д.

Кому не понятно?

Если поняли, также тихо садимся и приступаем к работе.


- Я вижу, все справились с упражнениями, давайте приступим к выполнению сегодняшнего задания. Что это за птица, вы, конечно же, знаете.

- Курица.

- Верно, курица, давайте внимательно на неё посмотрим. У неё есть гребешок, пышные перья, особенно, перья хвоста, мощные лапы с когтями.

Именно её нам предстоит нарисовать.

Напомните мне, как размещается изображение на листе? Посередине, заполняя собой всё полезное пространство листа, снизу чуть больше места для устойчивости.

- Отлично, а как мы разместим лист бумаги для данной композиции?

- Горизонтально/вертикально.

- Для этого каждому из вас необходимо измерить её ширину и высоту и выяснить, что же больше. Знаете ли вы, что такое метод визирования и как измерить курицу при помощи карандаша?

На вытянутой руке держим карандаш перпендикулярно руке и замеряем на нём ширину, затем смотрим, сколько эта ширина укладывается в высоте или наоборот. С разных ракурсов это отношение может быть различным.

- Обратимся теперь к листу №1. На нём вы видите изображение курицы, выполненное, как быстрая линейная зарисовка. Я сделал её толстыми линиями, чтобы вам всем было хорошо видно, вы же, помните, что линии должны быть тонкими, так как уголь в дальнейшем может не лечь по простому карандашу. Намечаем границы рисунка, затем быстрыми линиями пытаемся передать характер натуры. Какой он? Хорошо заметны переходы формы, анатомические особенности.

Возможные ошибки: множество ненужных линий; неаккуратность выполнения, нарушение пропорций, нарушение композиции, несоответствие изображения натуре.

Помогаю выполнить этап.

- Все справились замечательно! Теперь нам следует по намеченному рисунку выполнить работу в материале. Мы сегодня познакомились с основными способами работы, и теперь вы можете сами выбирать, какой из них и где именно на вашей работе будет применён. Начинаем работать с определения теней. Откуда падает свет?

- Свет падает сверху, значит, освещённые части лучше решить через линию и штрих, тени через мягкую тушёвку, а контрасты резко подчеркнуть плоскостью мелка. Но вы можете комбинировать эти способы по своему усмотрению. Если кто-то захочет, то он может сначала затонировать рисунок мокрым углём, а затем доработать «по-сухому».

Хожу по классу и помогаю выполнить задание.

Возможные ошибки: грязь, неоправданное и неуместное использование тех или иных способов рисования, нарушения светотени, серость рисунка.

Готовые работы фиксируем лаком для волос.













  1. Организационное завершение

(4 мин.)

В течение урока отмечаю для себя лучшие работы, проводим короткую выставку с анализом положительных мест. Даю желающим высказаться указку, передавай тем самым на некоторое время роль учителя. Вы все молодцы. Убираем свои рабочие места. Урок окончен. До свидания.