Рисовать мы будем необычными и непривычными материалами – мягкими. Что же это за материалы? - Очевидно, уголь. К мягким материалам относят также сепию, сангину, различные соусы и бистр, пастель. Слышали когда-нибудь такие названия? Показываю материалы. Показываю каждый названный материал. Очень краткая справка. Выглядят они, как мелки различного цвета и представляют собой пигмент, особым образом обработанный. Пигмент, это попросту краситель. Вот, например, сангина, это окислившееся железо или ржавчина. Эти материалы художники начали использовать с 15 века. Практически все они, так или иначе, могут сочетаться между собой. Сейчас всем вам я раздам уголь. Уголь, все вы знаете, получают из сажи. На сегодняшний день он производится в виде мелков, или палочек и карандашей. Цель сегодняшнего урока – сделать небольшую серию набросков – 3-5 штук в различных техниках, которые мы сейчас изучим. На каждый набросок должно уходить не более пяти минут, я буду вам помогать. На доске висят наброски различных птиц, которые призваны вам помочь. Давайте обратимся к этим пособиям. На этом плакате изображены основные способы работы мягким материалом. Это штриховка, тушёвка (Что такое тушёвка? – растёртые штрихи), работа «по-сырому» при помощи кисти, различные сочетания – работа «по-сырому» и штриховка, «по-сырому» и тушёвка и т.д. Обращаю ваше внимание, что работать можно как остриём, так и всей плоскостью, меняя направление движения. На набросках вы можете увидеть результат нашей работы. Давайте подумаем, почему в разных случаях использованы те или иные приёмы работы? Достижению какого эффекта они служат? Вызываю двоих ребят к доске, вручаю им указку, они высказывают свои предположения, а класс им помогает. Ну а как достичь этих эффектов, я сейчас покажу. Мы сделаем сначала несколько упражнений. На половинке листа А4 пробуем повторить штрих, тушёвку, работу плоскостью вместе со мной. Предлагаю взять половинку листа А4. Одна половинка – один способ. При этом линии штриховки могут быть разными, как плоскими, так и валёрными, служащими выражению пластики (показываю, что такое валёр). Когда вы сделаете это задание, мы вместе попробуем работу «по-сырому». Сейчас первые и вторые парты остаются на местах, третьи могут тихонько встать, а последние парты сейчас аккуратно и тихо подойдут ко мне и встанут рядом. Показываю, как вести работу. Первым делом натираем угольный порошок на лист бумаги. Кистью разводим небольшое количество угля и наносим смелыми мазками, как при работе акварелью, уголь на лист, стараясь передать характерные особенности формы. Намечаем головку, грудку, хвостик и оставляем высыхать. Далее мы можем или уточнять работу слой за слоем, или довести её сухим способом – дорисовать пёрышки, лапки, глазки и т.д. Кому не понятно? Если поняли, также тихо садимся и приступаем к работе. - Я вижу, все справились с упражнениями, давайте приступим к выполнению сегодняшнего задания. Что это за птица, вы, конечно же, знаете. - Курица. - Верно, курица, давайте внимательно на неё посмотрим. У неё есть гребешок, пышные перья, особенно, перья хвоста, мощные лапы с когтями. Именно её нам предстоит нарисовать. Напомните мне, как размещается изображение на листе? Посередине, заполняя собой всё полезное пространство листа, снизу чуть больше места для устойчивости. - Отлично, а как мы разместим лист бумаги для данной композиции? - Горизонтально/вертикально. - Для этого каждому из вас необходимо измерить её ширину и высоту и выяснить, что же больше. Знаете ли вы, что такое метод визирования и как измерить курицу при помощи карандаша? На вытянутой руке держим карандаш перпендикулярно руке и замеряем на нём ширину, затем смотрим, сколько эта ширина укладывается в высоте или наоборот. С разных ракурсов это отношение может быть различным. - Обратимся теперь к листу №1. На нём вы видите изображение курицы, выполненное, как быстрая линейная зарисовка. Я сделал её толстыми линиями, чтобы вам всем было хорошо видно, вы же, помните, что линии должны быть тонкими, так как уголь в дальнейшем может не лечь по простому карандашу. Намечаем границы рисунка, затем быстрыми линиями пытаемся передать характер натуры. Какой он? Хорошо заметны переходы формы, анатомические особенности. Возможные ошибки: множество ненужных линий; неаккуратность выполнения, нарушение пропорций, нарушение композиции, несоответствие изображения натуре. Помогаю выполнить этап. - Все справились замечательно! Теперь нам следует по намеченному рисунку выполнить работу в материале. Мы сегодня познакомились с основными способами работы, и теперь вы можете сами выбирать, какой из них и где именно на вашей работе будет применён. Начинаем работать с определения теней. Откуда падает свет? - Свет падает сверху, значит, освещённые части лучше решить через линию и штрих, тени через мягкую тушёвку, а контрасты резко подчеркнуть плоскостью мелка. Но вы можете комбинировать эти способы по своему усмотрению. Если кто-то захочет, то он может сначала затонировать рисунок мокрым углём, а затем доработать «по-сухому». Хожу по классу и помогаю выполнить задание. Возможные ошибки: грязь, неоправданное и неуместное использование тех или иных способов рисования, нарушения светотени, серость рисунка. Готовые работы фиксируем лаком для волос. |