Изобразительное искусство 5 класс
Урок №11
Тема: «Искусство Гжели»
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Н.А Горяева под редакцией Б.М. Неменского.
Цель урока: познакомить учащихся с народным промыслом «Гжель», с техникой исполнения основных элементов
Результаты обучения:
Личностные: формирование интереса к произведениям декоративно-прикладного искусства России, повышение роли собственной творческой деятельности при создании художественного образа, развитие фантазии и воображения, умение оценить творчество гжельских мастеров и работ одноклассников.
Метапредметные: умение высказывать и отстаивать свое мнение, отвечая на вопросы, использовать информацию, полученную на уроке, работать по предложенному учителем плану, самостоятельно выполнять задания, планировать время и анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимательность, навыки самостоятельного творческого мышления, понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.
Предметные: понимание «языка» гжели, освоение основных мотивов гжельской росписи, приемов росписи, создание художественного образа для украшения посуды.
Оборудование: шаблоны посуды, гуашь, большие и маленькие кисти, экран, ноутбук, проектор,
Зрительный ряд: таблицы – иллюстрации с изображением гжельской керамики; карточки со словами-терминами; презентация «Гжель»; готовые изделия с росписью, образцы элементов росписи.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, практический.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
План урока
1. Орг. момент (2 мин)
2 Повторение пройденного материала (5мин)
3. Сообщение темы и цели урока (3мин)
4.Изучение нового материала. (10 мин)
5.Физкультминутка (2 мин)
6 Практическая работа (20 мин)
7. Рефлексия. Итог урока (5 мин)
Ход урока
1.Организационный этап.
Добрый день 5 класс
Мне приятно видеть вас
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы теперь садитесь
Ребята сегодня на уроке, у нас присутствуют гости, поздоровайтесь пожалуйста с ними.
2.Повторение пройденного материала.
Ребята мы с вами продолжаем изучать тему Связь времен в народном искусстве на прошлых уроках мы познакомились с русскими народными промыслами. Скажите, пожалуйста, что такое промысел? (Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение).
–Мы сейчас проверим, как вы запомнили материал предыдущих уроков. На доске есть картинки народных промыслов, их нужно разделить на 3 группы дать им название, и назвать их основные элементы росписи.
(для выполнения работы приглашается к доске 1 ученик)
3.Введение в тему урока.
Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока ,я предлагаю вам выполнить следующее задание .Работать будете в паре .У вас на партах лежит цветок с лепестками разных цветов, выберите из них только те, которые обозначают теплые цвета. На обратной стороне лепестка есть буквы, составьте из них пожалуйста слово.
- Какое слово у вас получилось?
-Итак, ребята тема нашего урока «Гжель». Слайд с названием темы урока.
- Что вы знает по данной теме?
-что бы вы еще хотели бы узнать о гжели?
-Какая цел нашего урока? Цель урока: познакомиться с народным промыслом «Гжель», с техникой исполнения основных элементов
- Итак, ребята, мы с вами будем говорить о промысле гжели, о технике исполнения основных элементов
4.Изучение нового материала.
Чтобы познакомиться с историей промысла «гжель» я вам предлагаю посмотреть видео
Там вам будут встречаться слова такие как «фарфор» и «фаянс» это ребята посуда из глины, только фаянс намного прочнее фарфора, он считается более практичном для бытовых изделий
---просмотр видео-----
-Что сначала появилось фарфор или фаянс?
-кто первый произвел фаянс?(павел куликов)
Достаточно ли у нас теперь знаний по этой теме, чтобы сразу начать рисовать?
-правильно нет, нам нужно узнать элементы росписи гжель. Ребята посмотрите пожалуйста на предметы которые я вам принесла, какие вы видите узоры, элементы росписи?
-правильно в росписи гжель присутствует растительные орнамент это капельки, ягодки, травинки, листики, цветочки. Так же геометрический- это линии точки сеточки бардюры. Ещё же гжельские мастера изображали сюжетные композиции, Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности. Главный элемент гжельской росписи это роза.
Мы познакомились с вами с особенностями промысла «гжель», теперь предлагаю вам заполнить таблицы которые лежат у вас на партах .Работаем в паре. В помощь вам будет текст из учебника на стр…На данную работу у вас 3-5 минут.
Основные приемы гжельской росписи:
Ситчик. Оформляются ситчиком мелкие детали: завитки, волны, являющиеся базовыми узорами гжельской росписи.
Мазок с тенью. Краска набирается на кисть, с одной стороны
5.Физкультминутка
6. Практическая работа
Ну а сейчас я вам предлагаю самим стать чудо - мастерами и создать свой эскиз гжельской росписи посуды с использованием основных элементов росписи. Элементы росписи перед вами на доске (технологическая карта «Элементы росписи»). Вам нужно собрать из них свой неповторимый узор.
- Гжельские мастера всегда соблюдали порядок на рабочем месте, чтобы их изделия были красивыми и аккуратными. Мне бы хотелось, чтобы и вы стремились быть похожими, выполняя вашу работу, на настоящих гжельских мастеров.
Во время практической работы учитель делает обходы:
- контролирует организацию рабочего места;
- контролирует правильность выполнения задания;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
7. Итог урока
Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чем «Гжель» отличается от других художественных промыслов?
Выставка работ обучающихся.
Читает ученик.
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
-Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными
8.Домашнее задание.
Ваше домашнее задание на доске
Найти материал об особенностях городецкой росписи, ее форме и декоре.