Тема: «Весна в городе»
Цели: 1. Способствовать расширению знаний выполнения композиции на основе наблюдений за явлениями весенней природы; совершенствованию умений передавать впечатления от образов весенней природы при выполнении композиции и навыков работы с акварелью.
2. Создать условия для развития зрительной памяти, образного мышления и творческого воображения.
3. Содействовать воспитанию у учащихся аккуратности при выполнении практической работы.
Тип урока: комбинированный
Оборудование для учителя: аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник»; иллюстрации: Саврасов «Грачи прилетели», Левитан «Март»; наглядность для объяснения последовательности выполнения изображения; иллюстрации для кроссворда.
Оборудование для учащихся: простые карандаши, принадлежности для рисования акварельными красками; чистый лист формата бумаги А4.
План урока:
I. Организация начала урока
II. Актуализация и систематизация знаний
III. Изучение нового материала
3.1. Сообщение цели и задач урока;
3.2. Вступительная беседа;
3.3. Объяснение последовательности выполнения задания;
3.4. Закрепление последовательности выполнения задания.
Физкультминутка
IV. Практическая работа
4.1. Правила безопасности труда;
4.2. Творческая деятельность.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока:
-
Организация начала урока
- По весне шагаем дружно,
Многое узнать нам нужно!
Мы шагаем не спеша,
Ведь весна так хороша!
-
Актуализация и систематизация знаний учащихся
-
Изучение нового материала
-Послушайте стихотворение Евгения Баратынского и скажите, какая картина встает перед глазами.
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
- Так какая картина встает у вас перед глазами?
+ Ответы детей.
- Можно ли картины, описанные вами, использовать при рисовании города?
+Да/нет.
- Послушайте музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года». Как бы вы назвали это произведение?
+ Весна.
- Настоящее название – «Апрель. Подснежник». Что вы представляли при прослушивании этого произведения?
Что добавилось в вашей картине после прослушивания?
-
Сообщение целей и задач урока
- Тему сегодняшнего урока мне напел знакомый скворец. Разгадай кроссворд и назовите тему.
1.
2.
3.
4.
5.
- Что изображено под №1?
+ Верба.
- Правильно. Что изображено под №2?
+ Солнце.
- Хорошо. Что изображено под №3?
+ Скворечник.
- Правильно. А под №4?
+ Подснежник.
- Тема нашего сегодняшнего урока «Весна в городе».
3.2. Вступительная беседа
- Почему весну называют утром года?
+ Потому что весной все просыпается после зимы и опять заново зацветает.
- За что вы любите весну?
+ За то, что расцветают цветы, травка зеленеет, солнышко светит.
- Чем весенний город отличается от зимнего, летнего?
+ Весной оживает вода, земля, деревья… Природа просыпается и вновь возрождается к жизни: тянутся к солнцу ветви деревьев, прорастает трава, покрывая зелёными лоскутами землю. Открывают удивлённые глаза первые цветы, наперебой звучат птичьи голоса.
- Какие цвета краски вы возьмете для изображения весеннего города?
+ Светлые, теплые, сияющие. Основные цвета весны – ярко- голубой, зелёный с многочисленными оттенками.
- Давайте рассмотрим репродукцию картины Левитан «Март». Какое настроение вызывает у вас это произведение?
+ Хорошее, весеннее, солнечное.
- Какие объекты изображения вы видите на первом и на втором планах?
+ На первом – сбоку дом, деревья, везде еще лежит снег, на втором – лошадь и вдали стоят деревья.
- Какую цветовую гамму использует художник, чтобы передать настроение картины?
+ В основном теплую.
- А сейчас обратите внимание на репродукцию картины Соврасова «Грачи прилетели». Какую же здесь цветовую гамму использует художник, чтобы передать настроение данной картины?
+ Более темные цвета, такие как цвета охры (все оттенки коричневого), зеленого.
- Скажите, что изображено на переднем плане картины?
+ Небо мрачноватое, деревья, грачи, вдали изображена церковь.
- Чем отличаются эти две репродукции картин?
+ Цветовой гаммой и композицией.
- Правильно, молодцы.
-
Объяснение последовательности выполнения задания
- Ребята, сегодня мы будем рисовать весну в нашем городе.
1. Для этого нам нужно взять вначале простой карандаш и отметим важные элементы в нашем рисунке. В данном случае, я сначала отмечу дорогу. Далее по обе стороны этой дороги расположу два здания, а также отмечу те места, где у меня будут располагаться фонари.
2. После этого я рисую деревья. Более детально прорисовываю здания, т.е добавляю окна и двери.
3. А сейчас беру в руки палитру и кисточку. Вначале я закрашиваю дорогу и небо Далее прокрашиваю здания, прорисовываю окна двери. После этого берусь за фонари и деревья. Рисовать нужно аккуратно, чтобы не испортить наш рисунок.
4. Вот наш рисунок и готов.
-
Закрепление последовательности выполнения задания
- Ребята, с чего начнем рисовать наш рисунок?
+ Передадим основные элементы рисунка.
- Что делаем потом?
+ Придаем правильную форму элементам.
(Далее постепенно зарисовываем рисунок).
- Правильно, я вижу весну в городе именно так, а как видите ее вы, передайте в своем рисунке. У каждого свое воображение и фантазия, так что рисунки повторяться не должны.
Физкультминутка
- А сейчас мы немного отдохнем.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Руки вверх)
Вот подул весенний ветер - ( Глубокий вдох – шумный выдох)
Закачались тут же ветки. (Махи руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклон вперед)
-
Практическая работа
-
Правила безопасности труда
- Ребята, давайте вспомним, что нельзя делать при рисовании красками.
+ 1. Налить в стаканчик воду и подготовить свое рабочее место для рисования;
2. Не бегать по кассу, а сидеть спокойно, чтобы не испачкаться
3. Во время рисования не брать в рот кисточку
4. Не размахивать кисточкой
5. Не отвлекать соседа
6. При окончании работы вымыть кисти с мылом
7. Кисти убрать в пенал, краски в коробку
8. Привести свое рабочее место в порядок
- Соблюдайте эти правила.
-
Творческая деятельность
- Ну вот, мы немного отдохнули, вспомнили некоторые правила безопасности и теперь можем приступать к выполнению нашей работы.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия
- Чему вы сегодня на уроке научились?
- Что понравилось?
- Что вызвало у вас трудности?
- Что у вас хорошо получалось делать?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке? На обратной стороне своей работы поставьте себе оценку. А мы скажем свою после того, как увидим работы и сверим их.
А сейчас по очереди, начиная с первого ряда от окна, выходят и вывешивают свои работы на доску.