СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Древние соборы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Древние соборы"»

Дата: 16.11.23 Класс:4-Б  Предмет: изо

Тема: Древние соборы

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели деятельности учителя: Совершенствовать знания учащихся об устройстве храма древнего города, развивать логическое мышление, внимание учащихся; обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией, воспитывать чувство прекрасного, коллективизм, самостоятельность, интерес к урокам изобразительного искусства , архитектуре России.

Планируемые результаты:

Предметные: знают устройство храма, умеют делать макет храма.

Личностные: признают собственные ошибки; умение слышать и слушать друг друга

Метапредметные: регулятивные: организуют самомопроверку выполненной работы; познавательные: выполняют макет храма, сравнивают разные способы выполнения макета; коммуникативные: высказывают свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют результаты при совместной презентации решения.

Цель урока: познакомить учащихся с историей создания древних соборов; дать представление об особенностях архитектуры соборов; развивать умение работать в группе, проявлять взаимопомощь.

Оборудование: для учителя- репродукции

для учащихся: гуашь, кисти, бумага, клей, учебник Л. А. Неменская «Изобразительное искусство» в 4 классе

Незнакомые слова:

Тын, архитектура, арка, свод, закомары, купол, барабан, глава, апсида, алтарь, иконостас, оклад, Аристотель Фиораванти, Барма, Постник,



1. Сообщение темы урока.

Друзья, урок начнём, И разговор наш поведём

О соборах Древней Руси – Гордости нашей страны.

Мы узнаем, составные части храмов, их виды, познакомимся с правилами поведения в храме.

2. Повторение пройденного. Как начиналось строительство каждого древнего поселения?

Обычно для постройки древнерусского городища выбирали холмистую местность, на богатых лесом берегах рек и озёр. Лесные чащи давали человеку пищу и материал для построек.

Чтобы защититься от врагов, каждое городище обносили крепостной стеной, вбивали в землю частокол – забор из огромных, заострённых вверху брёвен, в старину такой забор называли – тыном (тын). Отсюда, само название «город» произошло от древних слов «городили»,

«огораживали». На углах крепостной стены и по сторонам сооружались башни. На заострённых верхушках башен располагались сторожевые вышки.

Башни были глухие и проездные. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными воротами. У ворот строили мост через реку, который по необходимости опускался и поднимался (демонстрирует работу моста).

Какое жильё использовали древние славяне? За крепостной стеной помещалось очень многое: храмы или соборы, колокольни, рыночная площадь, княжеский двор, палаты знатных людей и избы.

Все постройки у славян были деревянные, так как жили они в лесу, а лес давал им много строительного материала. Каждая семья строила для себя деревянный, рубленый дом-избу, иногда двух или трёхэтажный. Улиц, подобных современным, не было. Постройки располагались то очень близко друг к другу, что невозможно было между ними передвигаться, то очень широко.



Свой дом хозяин старался украсить и защитить от злых духов. Поэтому часто на крышах домов можно было увидеть голову коня.

Конёк - это древнейший символ, связанный с жизнью крестьянина. На крыше, в домашней утвари, даже в игрушках у детей - везде использовался образ конька, горделивый, скачущий, статный.

3. Изучение новой темы.

Учитель. Чем мы должны завершить строительство нашего городища? (высказывания детей).

В центре любого поселения на самом высоком и красивом месте посреди площади строили собор – главный храм.

Для чего строили храмы в поселениях? (высказывания детей).

Храм – архитектурное сооружение.

Архитектура – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить.

Здания храмов различны по форме. Они могут быть в форме продолговатого прямоугольника, круглые и более сложные – крестообразные.

Башня Соловецкого монастыря Кижи

Во внешнем виде храмов выделяют основные части.

(Работа с учебником. Читают и определяют части храма на схеме) Учебник стр. 55

Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба!

Завершением храмов служат купола. Они бывают различного цвета.

Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа.

Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери.

Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого.

Цвет куполов зависит от материального состояния прихода.

Число куполов у храмов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.

Внутреннее убранство храма подчинено определённым правилам. Центральное место занимает алтарь, он располагается в восточной части храма. Полукруглый выступ церкви с восточной стороны называется апсида. Алтарь отделён от основного помещения храма иконостасом, перегородкой, на которой укреплены иконы. Икон в храме много, разного размера и в разном убранстве, окладе.

5. Физминутка.

6. Практическая работа

1 группа готовит модель и сообщение о соборе.

2 группа – модель и сообщение о колокольне.

10. Итоги урока. Рефлексия.

- Что нового узнали за время выполнения проекта?

- Какие трудности испытывали при изготовлении макета?

- Где можно его применить?

11. Оценки за урок.