Дата: 16.11.23 Класс:4-Б Предмет: изо
Тема: Древние соборы
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели деятельности учителя: Совершенствовать знания учащихся об устройстве храма древнего города, развивать логическое мышление, внимание учащихся; обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией, воспитывать чувство прекрасного, коллективизм, самостоятельность, интерес к урокам изобразительного искусства , архитектуре России.
Планируемые результаты:
Предметные: знают устройство храма, умеют делать макет храма.
Личностные: признают собственные ошибки; умение слышать и слушать друг друга
Метапредметные: регулятивные: организуют самомопроверку выполненной работы; познавательные: выполняют макет храма, сравнивают разные способы выполнения макета; коммуникативные: высказывают свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют результаты при совместной презентации решения.
Цель урока: познакомить учащихся с историей создания древних соборов; дать представление об особенностях архитектуры соборов; развивать умение работать в группе, проявлять взаимопомощь.
Оборудование: для учителя- репродукции
для учащихся: гуашь, кисти, бумага, клей, учебник Л. А. Неменская «Изобразительное искусство» в 4 классе
Незнакомые слова:
Тын, архитектура, арка, свод, закомары, купол, барабан, глава, апсида, алтарь, иконостас, оклад, Аристотель Фиораванти, Барма, Постник,
1. Сообщение темы урока.
Друзья, урок начнём, И разговор наш поведём
О соборах Древней Руси – Гордости нашей страны.
Мы узнаем, составные части храмов, их виды, познакомимся с правилами поведения в храме.
2. Повторение пройденного. Как начиналось строительство каждого древнего поселения?
Обычно для постройки древнерусского городища выбирали холмистую местность, на богатых лесом берегах рек и озёр. Лесные чащи давали человеку пищу и материал для построек.
Чтобы защититься от врагов, каждое городище обносили крепостной стеной, вбивали в землю частокол – забор из огромных, заострённых вверху брёвен, в старину такой забор называли – тыном (тын). Отсюда, само название «город» произошло от древних слов «городили»,
«огораживали». На углах крепостной стены и по сторонам сооружались башни. На заострённых верхушках башен располагались сторожевые вышки.
Башни были глухие и проездные. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными воротами. У ворот строили мост через реку, который по необходимости опускался и поднимался (демонстрирует работу моста).
Какое жильё использовали древние славяне? За крепостной стеной помещалось очень многое: храмы или соборы, колокольни, рыночная площадь, княжеский двор, палаты знатных людей и избы.
Все постройки у славян были деревянные, так как жили они в лесу, а лес давал им много строительного материала. Каждая семья строила для себя деревянный, рубленый дом-избу, иногда двух или трёхэтажный. Улиц, подобных современным, не было. Постройки располагались то очень близко друг к другу, что невозможно было между ними передвигаться, то очень широко.
Свой дом хозяин старался украсить и защитить от злых духов. Поэтому часто на крышах домов можно было увидеть голову коня.
Конёк - это древнейший символ, связанный с жизнью крестьянина. На крыше, в домашней утвари, даже в игрушках у детей - везде использовался образ конька, горделивый, скачущий, статный.
3. Изучение новой темы.
Учитель. Чем мы должны завершить строительство нашего городища? (высказывания детей).
В центре любого поселения на самом высоком и красивом месте посреди площади строили собор – главный храм.
Для чего строили храмы в поселениях? (высказывания детей).
Храм – архитектурное сооружение.
Архитектура – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить.
Здания храмов различны по форме. Они могут быть в форме продолговатого прямоугольника, круглые и более сложные – крестообразные.
Башня Соловецкого монастыря Кижи
Во внешнем виде храмов выделяют основные части.
(Работа с учебником. Читают и определяют части храма на схеме) Учебник стр. 55
Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба!
Завершением храмов служат купола. Они бывают различного цвета.
Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа.
Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери.
Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого.
Цвет куполов зависит от материального состояния прихода.
Число куполов у храмов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.
Внутреннее убранство храма подчинено определённым правилам. Центральное место занимает алтарь, он располагается в восточной части храма. Полукруглый выступ церкви с восточной стороны называется апсида. Алтарь отделён от основного помещения храма иконостасом, перегородкой, на которой укреплены иконы. Икон в храме много, разного размера и в разном убранстве, окладе.
5. Физминутка.
6. Практическая работа
1 группа готовит модель и сообщение о соборе.
2 группа – модель и сообщение о колокольне.
10. Итоги урока. Рефлексия.
- Что нового узнали за время выполнения проекта?
- Какие трудности испытывали при изготовлении макета?
- Где можно его применить?
11. Оценки за урок.