СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛНОМ ИСКУССТВЕ: ВЫПОЛНЯЕМ ПРОЕКТ «МОЙ ЛЮБИЫЙ ХУДОЖНИК» "

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛНОМ ИСКУССТВЕ: ВЫПОЛНЯЕМ ПРОЕКТ «МОЙ ЛЮБИЫЙ ХУДОЖНИК» "»

Методическая разработка

урока изобразительного искусства

 в 6 классе


Автор разработки: учитель МБОУ «Трудовская школа» Симферопольского района Республики Крым Куманская Антонина Александровна


Тема раздела: «Человек и пространство. Пейзаж »

Тема урока: ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛНОМ ИСКУССТВЕ: ВЫПОЛНЯЕМ ПРОЕКТ «МОЙ ЛЮБИЫЙ ХУДОЖНИК»

Урок № 24

Цель урока: создание проекта «Мой любимый художник»

Тип урока: закрепление изученного материала.

Форма проведения: групповая.

Планируемые результаты:

Предметные: анализировать, выделять главное в картине и обобщать; определять термин жанр и его виды натюрморт, пейзаж, портрет, исторический жанр, батальный, бытовой; анализировать картины написанные художниками в разных жанрах; обобщать полученные знания, сравнивать объекты и определять тематическая картина и её виды.

Метапредметные: определять цель учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; осознанно использовать их в решении практической задачи.

Личностные: иметь желание учиться; проявлять познавательную активность, понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих задач.

Оборудование, художественные материалы:

наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация по теме, образцы детских работ по этой теме; словари, энциклопедии, учебник, гуашь, кисти.


Эпиграф урока:

«Любите живопись, поэты! Ведь ей единственной дано

Души изменчивой приметы переносить на полотно». Н.Заболоцкий



ХОД УРОКА

I. ВСТУПЛЕНИЕ (создание эмоционального тона урока): звучит тихая, спокойная музыка, на доске картины разных жанров)

II. ЭКСПОЗИЦИЯ (формулировка темы, постановка проблемы)

Беседа учителя:

-Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна, слушаем симфонии, читаем романы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все эти очень разные, казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом .

-Каким? Искусство.

Искусство – это художественное творчество в целом. Оно существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством.

– Вам немного лет, но вы уже имеете значительный опыт творческой деятельности, опыт общения с искусством и созерцания искусства.

– Какие виды искусства вы знаете? (Изобразительные, декоративно-прикдадное, танцевальные, кино).


III. РАЗРАБОТКА (взаимосвязь материала урока, развитие действия, кульминация)

-Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство. Оно очень разнообразно и поэтому делится на жанры. Давайте мы с вами перенесемся в мир картин, в виртуальный музей искусства и окунемся в красоту и неповторимость произведений искусств.

(демонстрация презентаци « Жанры изобразительного искусства»)

-Что вы можете сказать , какие картины вы увидели. ? Чем они отличаются? Понравились они вам или нет? Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

– Мы повторим изученные жанры изобразительного искусства, рассматривая разнообразные картины известных художников. И выполним проекты «Мой любимый художник».

-А кто же такой художник?

Художник – деятель искусства.

В картинах отражает он

События, природу, чувства,

Связь поколений и времён.

Повещенко О.

-Какие прекрасные слова об художнике, создателе прекрасного мы услышали. Сегодня мы с вами поговорим об художниках. Наверника у каждого из вас есть свой любимый художник, картины которого вам очень нравятся и мы сегодня с вами постараемся рассказать о них, и показать на примерах их красоту ,величие и неповторимость.


Изучение нового материала .

Сегодня мы будем работать в группах , повторять знания по жанровой живописи, учиться воспринимать художественные достоинства произведений искусства, учиться вести диалог с ними.

Учитель: А для чего нам с вами это нужно?

Ответить на этот вопрос я хочу словами Владимира Фирсова:

Чтоб с днем грядущим быть на высоте,
Преодолев веков и свет и тьму,
Цените, люди,
Тягу к красоте
Не менее, чем красоту саму.
Что красота!
Пребудет и пройдет,
По сути дела – разная везде,
А тяга к красоте не подведет,
Извечная, как тяга к высоте.

Сегодня на уроке мы с вами прикоснемся к прекрасному. Мы с вами повторили все жанры , но работать мы будем только с двумя.

Для этого нам нужно поделиться на три группы, отвечая на вопросы:

1.Жанр связан с изображением людей- это…ПОРТРЕТ.(1 группа)
2. Жанр, в котором основным предметом изображения является природа-это…ПЕЙЗАЖ.

(2 группа)
3. Жанр показывает неодушевленные, предметы, организованные в реальной бытовой среде в единую группу-это…НАТЮРМОРТ. (3 группа)
(по итогам деления получается 3 группы: натюрморт, портрет, пейзаж)


Задания для групп:

  1. Рассказать о жанре изобразительного искусства, который им выпал.

  2. Рассказать о представителях своего жанра.

  3. Проанализировать одну картину из жанра.

  4. Выполнить творческую работу, рисуют рисунки данного жанра.

Ребята распределяют между собой обязанности ,садятся на рабочие места и начинают работать над своим проектом .

Звучит легкая мелодия.


2. Творческая практическая деятельность

(Группы изучают материал, который расположен у них на столе и готовят материал для сообщения. При этом могут использовать энциклопедию, источники, которые у них на партах и ноутбук для сбора необходимой информации, рисуют рисунки)


3.Защита проекта

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

Выступает каждая группа.


Выступает первая группа «Портретная живопись»

Презентация «Портрет»

Портрет– жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение одного или нескольких человек. Портрет – один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета лежит увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим условием портретности является сходство изображения с портретируемым, причем не только внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человека как представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды. Он имеет разновидности: одиночный, погрудный, поясной, в рост, парный портрет, групповой, автопортрет.

Художники: Брюллов Карл Павлович, Кипренский Орест Адамович, Крамской Иван Николаевич .Первые портреты появились в 1-3 веках нашей эры в Египте. Они были выполнены горячим воском. Портреты доносят до нас не только образы эпох, отражают историческое время, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому человеку. Порой красота портретируемых побуждает поэтов писать стихи.

(звучит музыка, Шопен «Прелюдия»)

« Любите живопись , поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмя былого,


Едва закутана в атлас

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза как два тумана,

Полуулыбка, полуплач

Ее глаза как два обмана,

Покрытых мглою неудач» Н.Заболоцкий

Перед нами работа замечательного художника Федора Рокотова. «Портрет А.П.Струйской»

Ученик: Рокотова привлекает в Струйской идеал человеческого достоинства и красоты. Эмоциональное воздействие ее портрета зависит от потока неяркого сета, не охватывающего модель в целом, а лишь вызывающего из темноты освещенную сторону лица и шеи. Она как бы выступает из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. «Туманные» переливы живописи художника созвучны внутренним движением «тайны души», скрытой за любезной улыбкой, но видимой в глубине взгляда. Пленительную трепетность образу Струйской придает, прежде всего, мастерство Рокотова: легкий мазок, незаметные переходы от одного цвета к другому, изысканная колористическая гамма.

Демонстрация творческих работ по теме портрет.

( ребята вывешивают свои работы на доске)


Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.


Выступает вторая группа «Пейзажная живопись»

Презентация «Пейзаж»

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – от франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина.

Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить в росписи Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Египта. В Средние века пейзажами украшали стены дворцов, храмов, богатые дома. Часто пейзаж служит фоном в живописных работах других жанров. Художники не только стремились точно воспроизвести выбранный им пейзажный мотив, но и передать свое отношение к природе, создает свой художественный образ. Но красоту природы подмечали не только художники, но и поэты.

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой светлою толпой

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой 
Блестят в лазури голубой.

Как вышки елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небе, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой»

                                                                       И. Бунин

Художники: Куинджи Архип Иванович, Левитан Исаак Ильич, Саврасов Алексей Кондратьевич, Шишкин Иван Иванович и др.; художники-маринисты – Айвазовский Иван Константинович

Перед нами картина Исаака Левитана «Золотая Осень» 1895г.

Ученик: Одно из известнейших произведений Левитана – создателя русского «пейзажа настроения» – Золотая осень полна чувства радости, выражаемого в брызжущих с холста ярких красках. Через голубизну неба, золото листвы, зелень пожухлой травы он передает в картине какое-то особое торжественное патетическое настроение. Самый обычный среднерусский пейзаж художник превращает в замечательный поэтический образ, открывая перед зрителями сокровенную тайну красоты русской природы, утопающей в золотых красках осени. Картина звучит как гимн русской природе, потому что этот вид, эта многокрасочность, эта яркость и праздничность дает возможность почувствовать вечное и незыблемое-красоту мира, очаровывающую и просветляющую человека.

Демонстрация творческих работ по теме пейзаж.

( ребята вывешивают свои работы на доске)


Выступает третья группа «Натюрморт»

Презентация « Натюрморт»

Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение предметов быта, цветов, фруктов.

Натюрморт-это изображение тех вещей и предметов, которые нас окружают. Развивать этот жанр начали в 18 веке голландские художники. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Основной мотив мог быть дополнен изображением людей, зверей, птиц, Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии.

Художники: Кустодиев Борис Михайлович, Коровин Константин Алексеевич, Перов Василий Григорьевич, Грабарь Иван.

Перед вами картина Юлия Юльевича Клевера «Сирень и клубника».

На картине мы видим клубнику и сирень, только что поставленные на стол. На первом плане расположена полная тарелка клубники, она небрежно стоит на ветках сирени, из-за чего часть ягод высыпалась на стол. Ягоды ярко-красные, переспевшие, все говорит о том, что за окном стоит жаркая, солнечная погода. По-видимому конец мая, на это указывает и букет сирени. Перезревшие цветы осыпаются с утомленных, обессиленных зноем веток.

Литературный портрет.

Ученик:

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст. Как струпья, положил.
Он понял масла густоту-
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

Демонстрация творческих работ по теме натюрморт.

( ребята вывешивают свои работы на доске)


Ну что же, мы теперь знаем что такое жанр, познакомились с тремя основными жанрами искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. Я надеюсь, что теперь вы без труда сможете определить жанр любой картины


КУЛЬМИНАЦИЯ

Обращение к эпиграфу.

Выставка и презентация работ.

- Работа окончена. Я попрошу старших помощников по группам оценить работу своей команды. Все ли работали хорошо, были ли трудности при работе? На сколько оцениваете работу группы?

Спасибо всем за сотрудничество! Все молодцы!


IV. РЕПРИЗА (рефлексия)

Что нового вы узнали на уроке?

- Оцени свою работу на уроке?

- Всё ли вам удалось в этом задании?

- Что не удалось? Почему?

- Какое настроение у вас сейчас?