СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству "Семикаракорская роспись" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока по ИЗО познакомит учащихся с Семикаракорской росписью, ее особенностями и историей возникновения. Ребята окунутся в мир искусства и вспомнят все виды росписей. В роли героев сказки примут непосредственное участие . Урок комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству "Семикаракорская роспись" 4 класс»

Урок ИЗО «Семикаракорская роспись»

Цель:

Расширить представление обучающихся о Семикаракорской росписи, обычаях и традициях Дона.

Задачи:

1. Познакомить с Донским народным промыслом, с посудой (ее формой, декором, силуэтом);

2. Формировать умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов Семикаракорской росписи;

3.Развивать творческих способностей и эстетического вкуса у обучающихся, придумать свои узоры и изделия;

4.Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров.

Оборудование: Семикаракорская посуда (демонстрационная), трафареты - формы под роспись - по количеству участников, презентация.

Инструменты:

Акварель.

Кисти: плоская № 8-12, № 3-4, беличьи или колонковые № 1-2.

Палитра.

Заготовки бумажных тарелок, покрытых водоэмульсионной краской.

Ветошь, порезанная на квадратики около 10 см, чтобы протирать кисти, и банка с водой.

Перья павлиньи.

Цветы бессмертника в вазе.

















ХОД ЗАНЯТИЯ

Слайд 1

Учитель-казачка: Добрый день вам, люди добрые! Хожу я по земле русской, сказы былинные да песни старинные собираю. А потом людям добрым рассказываю. Чтобы не пропали в веках "преданья старины далекой".

- Вижу, собрались и вы сказки мои послушать, есть у меня одна:

не то сказка, не то быль. Решайте сами, было это или не было.

Слайд 2

Фонограмма 1

(Выходят актеры: Марьюшка с вышивкой, Кощей Бессмертный, Аксинья, Степан – жених).

Учитель-казачка: "Жила когда-то в маленьком русском селе красавица Марьюшка. И была она рукодельницей необыкновенной - шелками вышивала разноцветными, золотыми да серебряными нитями. И так нравились людям ее уборы, что слава о ней разошлась по всей Руси. И стали купцы заезжие переманивать Марью: "Поедем, краса-девица, в город! Будешь самой лучшей мастерицей!" Смеялась девушка: "А я и так проживу, без города! Любо мне мое село, речка наша, лесочек, березки наши, цветы полевые. А в городе я что видеть буду?"

И так ее уговаривали, и этак. Но осталась Марья верна своей родине. И вот однажды приехал в село особый гость, стал он Марьюшку золотом осыпать, бусы ее на шею пытался накинуть жемчужные, шубку соболиную - на плечи. Но не приняла подарков она! Стал он тогда ее уговаривать замуж за него пойти, во дворец его переехать, в большом богатстве жить. Только рассмеялась она: "Не нужно мне богатства, здесь жить хочу!"

А был это Кощей Бессмертный, решил он лишить мир рукотворной красоты, которой Марья людей радовала. Осерчал, обернулся черным орлом.

Слайд 3

Схватил в когти девушку, превратив ее Жар-птицей, да и понес в свое царство. Почувствовала Марья - силы теряет, стала она прощаться с землей родной. Плакала и бросала перья радужные на землю на память о себе.

И там, куда попали перья волшебные Жар-птицы, стали появляться промыслы народные. Умельцы русские продолжали украшать мир, продолжали дело Марьи-искусницы.

Так появились: Хохлома и Гжель, Палех и Дымка, Жостово и Федоскино

Слайд 4

И много других мест, где живут настоящие волшебники, красоту создающие собственными руками!

- Ну, понравилась вам моя сказка?

Тогда у меня есть продолжение!

- А дальше дело было так! Упало перо волшебное и в наши края, где жила девушка, которую звали, Аксинья, дочь степи донской Лазорюшки и батюшки Дона Ивановича!

(Выходят артисты)

- Подобрала она его, принесла в родительский курень, да и спрятала. Иногда только доставала и любовалась. И такой покой на душу ее сходил, казалось, все будет хорошо! А был у нее друг любезный - Степан, казак удалой, чуб завитой. Должны были они на Покров пожениться. Да година пришла кровавая - война началась, И ушел воевать милый друг! Проводила она Степана, стояла на дороге, всматривалась вслед отъезжавшим всадникам. А в руке сжимала несколько цветочков полевых, которые ей подарил жених на память. Вернулась Аксинья в курень, поставила цветы в кувшин с водой и стала ждать своего суженого. Но месяц проходил за месяцем, а весточки все нет и нет. Вот и полевые бессмертники, не смотря на название, поблекли и опали. И осталась у Аксиньи одна радость - перо волшебное. Достала она его как-то вечером, в пальцах повертела, да и задела случайно им за кувшин. Но что это? Чудо чудное, диво дивное! Расцвели вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые, будто глазки чьи-то глядят, и утешить пытаются: "Не печалься, Аксиньюшка, все будет хорошо!"

А вскоре и суженый ее вернулся. Вышла Аксинья его встречать, подала ему кувшин с молоком. Выпил Степан, усы вытер. Смотрит, а на кувшине цветы цветут! Что за диво?

Степан: Вроде, мои цветы?

Аксинья: Твои. Они мне ждать тебя помогали!

Учитель: Спасибо, моим помощникам. Присаживайтесь на свои места.

- Вот так, ребята, у нас на Дону и появился свой народный промысел - фаянс расписной! Все краски родного края, весь цвет донской земли впитал в себя Семикаракорский фаянс.



Слайд 5

Посуда была разной - и кувшины делали, и миски, и большие плоские блюда под рыбу. Глина была повсюду, а вот гончарным промыслом занимались только в трех станицах: Старо-Григорьевской, Сиротинской и Ново-Григорьевской. А потом нашли хорошую белую глину и в казачьей станице Семикаракорской. Одно из преданий гласит, что некогда семеро братьев Каракоровых поселились на правом берегу Дона, но в силу сложившихся обстоятельств были вынуждены перебраться на левый берег, где впоследствии родилась Семикаракорская станица.

Семикаракорская керамика - это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски нашего прекрасного и могучего края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества. Многочисленные археологические исследования в окрестностях нынешнего города Семикаракорска подтверждают, что здесь еще с дохристианских времен стихийно возникали кустарные гончарные мастерские. Достаточно близко от города при раскопках были обнаружены древние многослойные поселения периода средневековья, в развалах которых обнаружена характерная традиционная керамика с местной глиной в тесте из обрывов реки Дон. В раннем средневековье (VII в н.э.) керамическое производство по изготовлению кухонной утвари, кирпича, черепицы достигло больших масштабов.

Отличительная особенность Семикаракорской керамики, которую сегодня все чаще называют "донской фаянс", в том, что при его производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность и многообразность форм, изобретательность и поэтичность в декоре, передающего красоту донского края, фольклорные казачьи мотивы и традиции. Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепные жанровые скульптурки в сочетании с формами являются новым направлением в Донском прикладном искусстве. Изготавливаются скульптуры малой пластики различной сюжетной композиции методом литья и ручной лепки. После обжига изделия декорируются ручной росписью, покрываются бесцветной глазурью и обжигаются повторно. Прозрачная глазурь сплавляется с подглазурными красками росписи и дает "вечный" декор с нежными тональными переходами.

Отличительной особенностью донского фаянса являются спокойные, нежные, теплые природные тона в желтовато-голубовато-зеленоватой гамме.



Слайд 6

Создают изделия художники-керамисты, значительная часть которых - члены Союза художников России. Ассортимент выпускаемой продукции сегодня более 250 наименований. . Это сервизы - столовые, чайные и кофейные, вазы и кувшины, салатники и настольные тарелки, бытовые куклы-грелки из фаянса и ткани - для чайников, кофейников и самоваров, а еще жанровая скульптура для сервировки хлебосольного стола.

Слайд 7-17

- Смотрите, все эти цветы, словно подернуты легкой дымкой! Да ведь в наших донских степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что вся степь маревом покрыта!

Ученик 1: Полдневный час. Жара гнетет дыханье,

Глядишь, прищурясь - блеск глаза слепит.

И над землею воздух в колебанье

Мигает быстро, будто бы кипит!

Ученик 2: А Дон все так же величаво

Течет меж светлых берегов,

В себя вбирая честь и славу

Донских удалых казаков.

-Да, у нас на Дону, как говорят художники, особый колорит - неяркий, степной. И только синее небо отражается в водах Дона. Да слепящее солнце там, в вышине.

-А сейчас я вам, открою небольшую тайну. В память, наверное, о той казачке - Аксинье, которая так верно ждала своего суженого и которая самый первый кувшин расписала, и назвали семикаракорцы свой промысел фаянсовый "АКСИНЬЯ"!

Слайд 18

- Вот и подошла к концу наша сказка. Поклон вам, мастера земли донской до земли! За то, что славите вы наш край по всему свету!

- Сегодня я приглашаю вас заняться художественным творчеством.





Слайд 19-27

Этапы выполнения работы:

(образцы росписи и трафареты на столах)

1. Выбор рисунка для росписи посуды.

2. При помощи трафарета-кальки наносим рисунок на керамическое изделие.

3. Роспись изделия. (Для выполнения мазка на кисть набирается краска двух цветов)









































Литература.

1. Евстифеева, Т.С. Семикаракорский фаянс / Т.С. Евстифеева // Донской временник. Год 1997.- Ростов-н/Д., 1996.- С.145-149.

2. В этом фаянсе-казачий дух /Т.Евстифеева //Вечерний Ростов.- 1995.-23 янв.

3. Зимние сказки Семикаракорской керамики // Аэрофлот-Дон.-2008.-№ 77.

4. Солнечная керамика. Альбом для детского художественного творчества Карапуз Год выпуска: 2008

5. http://www.aksinia.ru/?page=main