Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе
Тема: «Дымковская игрушка. Лошадка»
Цели: Организовать совместную деятельность с целью знакомства с
традициями росписи дымковской игрушки. Создать условия для рисования
дымковской игрушки – лошадки
Задачи:
- нарисовать дымковскую игрушку ( лошадку )
- учить планировать свою работу
- формировать умения и навыки работы с кистью и красками
- учить составлять орнаменты
- формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в
жизни
Оборудование:
для детей - альбомы, кисти, краски, баночки с водой,
шаблоны лошадок, простые карандаши, черные фломастеры.
для учителя - презентация, рисунки дымковской
игрушки, шаблоны.
План урока:
1. Орг. момент.
2. Рассказ о дымковской игрушке.
3. Анализ росписи дымковской игрушки.
4. Знакомство с основными цветами.
5. Самостоятельная работа учащихся.
6. Итог урока. Выставка работ.

ХОД УРОКА:
I Организация проверки рабочего места учащихся и создание
положительного настроя:
Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Альбомы, кисти, краски?
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь.
II Этап мотивации, целеполагания и актуализации знаний.
- Сегодня мы поведем рассказ об игрушках. Но не об обычных игрушках, а о
народных. Издавна славилась наша Родина своими мастерами.
Места, где живут мастера называются центрами народных промыслов. Их
много. Вот об одном из них я вам сейчас расскажу. А ребята мне помогут.
1 ученик:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
2 ученик:
В некотором царстве
В Русском государстве,
На Вятке на реке,
Да в заречной слободе,
Возле града Кирова
Есть селенье Дымково.
3 ученик:
В той далекой стороне –
Так рассказывали мне
Там живут мастеровые
Да умелые какие!
Мастерят они игрушки.
А игрушки не простые.
Глиняные. Расписные
Звонкие да яркие!
Для ребят подарки!
Как вы уже догадались речь пойдет о Дымковской игрушке.
Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел. Ласково и нежно
называют эту игрушку – дымка. С высокого берега реки Вятки, на котором
стоит город Киров, видно большое селенье - Дымково. Зимой, когда топятся
печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – как будто в дыму, в
дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов,
козлов и уточек.
Летом умельцы заготавливали глину. Толкли вручную комовой мел. В
остальное время – лепили, сушили, обжигали изделия. Красили красками. А
весной привозили игрушки в город на праздник.
Дымковская игрушка лепится из местной красной глины. Перед обжигом
игрушки высушивают и только потом обжигают.
Обожженная игрушка имеет красно – коричневый цвет. Для побелки
используют смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку
и она становится белой – белой.
В дымковской игрушке только яркие цвета. Узоры имеют простые
геометрические формы: круг, клетка, волна.
В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов.
III Этап первичного восприятия и усвоения нового материала
Мы познакомились с историей создания Дымковской игрушки.
А какую цель поставим себе на уроке?
+ Рисование дымковской игрушки
Но в Дымковской игрушке очень много различных видов и форм. И чтобы
узнать какую игрушку мы будем учиться раскрашивать, я предлагаю
отгадать загадку.
Очень стройный и красивый.
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать.
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку (КОНЬ)
Верно. Сегодня на уроке мы будем учиться расписывать фигурку
Дымковской лошадки.
Я не случайно предложила вам лошадку, потому что в древности фигурка
коня оберегает от таинственных злых сил. Конь – это символ солнца, огня,
света и тепла.
Давайте рассмотрим фигурку лошадки.
Из каких элементов состоит узор?
+ Круги, волны, точки
Какие цвета используют мастера Дымково?
+ красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный.
Какие части мы закрасим полностью?
+ хвост. Гриву. Копыта. Уши.
А как расположены узоры на фигурке?
+ вдоль ног, шеи, туловища.
ФИЗМИНУТКА
Эй, лошадки все за мной!
Поспешим на водопой!
Вот река, широка и глубока,
Не достанешь до дна.
А водица вкусна!
Пей! Хороша водица!
Постучим копытцем!
Эй, лошадки, все за мной!
Поскакали домой.
IV Этап практической деятельности учащихся.
А сейчас мы приступим к выполнению росписи игрушки коня. Для этого мы
изобразим фигуру лошади на альбомных листах. Перед вами лежат шаблоны
дымковской лошадки. Положите ее на лист альбома так, чтобы фигурка
оказалась в центре листа. Возьмите простые карандаши и обведите фигурку.
Обведите получившийся рисунок черным фломастером.
Прорисуйте черной краской гриву, копыта и нос лошадки.
Нарисуем глазки и уздечку. А ушки раскрасим в яркий красный цвет.
А теперь останется нанести узор. Узор на лошадках будем рисовать
тоненькой кисточкой, бумажным тычком и ватной палочкой. Тычок
используется для изображения ровных кругов и овалов. Его мы сделали из
листочков бумаги.
. Цвет может быть у всех разный. А вот форма узора должна состоять из
кругов, точек, овалов.
А теперь нанесите узор на свои фигурки. А я буду помогать тем, у кого
возникнут затруднения.
V Этап подведения итогов
Подведем итоги нашей работы.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились?
- Как называется игрушка, которую мы с вами расписывали?
- Почему игрушка называется дымковской?
- Из чего ее лепят?
Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров,
расписывали игрушки. У всех получились очень яркие, красивые лошадки.
Давайте устроим выставку работ, выйдем к доске каждый со своим
рисунком и покажем всем что у нас получилось.
(Учащиеся выходят к доске с рисунками)
1 ученик:
Кони глиняные мчатся.
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться.
Если гриву упустил.
2 ученик:
Посмотрите, как живой
Скачет конь здесь удалой.
Ой, люли! Ой, люли!
Кони на лужок пошли
Кони удалые.
Гордые, лихие!
3 ученик:
Ой, вы гости дорогие!
Приходите снова к нам.
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья –
До свиданья! До свиданья! (ВСЕ ВМЕСТЕ)
Список использованной литературы:
1. Куревина О.А. , Ковалевская Е.Д. « Изобразительное искусство», 1
класс. Издательство «Баласс», 2012г.
2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И., «Изобразительное искусство», 1 класс.-
М.: Дрофа, 2010 г.
3. Максимова З.н. знакомство с изобразительным фольклором при
изучении раздела 2устное народное творчество».// Начальная школа
№8-1993.