Конспект урока ИЗО
В 5 классе
Тема: «Хохлома» (2 урок).
Цель урока: формирование навыков росписи в традициях народного промысла, владение приемами и способами создания композиции, ритма завершенного художественного образа.
Задачи:
Продолжить знакомить уч-ся с народными промыслами России
Помочь детям освоить особенности Хохломской росписи.
Сформировать навыки составления декоративного композиции.
Продолжить отработку практических навыков в рисовании кистью красками на бумаге.
Развивать у детей чувство гордости за свой народ, свои традиции, чувство радости от сопричастности к красоте.
Оборудование:
Для учителя – компьютерная презентация
Элементы Хохломы, Гжели, Городца
Стихи о хохломе
Хохломские изделия
Для учащихся – гуашь
Кисти
Альбом
План урока
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Повторение пройденного материала.
Изложение нового материала.
Практическая работа.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте! Садитесь.
Сообщение темы и цели урока.
Повторение пройденного материала.
Кто скажет, с каким народным промыслом мы познакомились на прошлом уроке? (Хохлома).
Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда:
Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и каша стала золотой.
Была и еще одна история в селе Хохлома.
Жил мужичок, у которого большого богатства не было. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то спросил один барин
Что же ты так хвалишь свое искусство? А мужичок отвечает:
Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит. И правда, опустишь в воду, не тонет, а когда проходит специальную обработку в жаркой печи не горит. Вот так и прославился мастер в селе Хохлома, и сейчас его помнят.
Это конечно легенда, а что же из этой легенды действительно, правда?
Обратите внимание на небольшую выставку изделий.
Все ли стоящие здесь изделия выполнены в технике Хохлома?
Как вы это определили?
А теперь нам изделия расскажут о себе, а вы внимательно слушайте, потому что затем я вам задам вопросы. Эти вопросы лежат на ваших столах, познакомьтесь с ними в группах.
Кто смелый? Кто первым хочет узнать о том, что нам расскажут изделия?
Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
Грустят деревья и дома,
Но сохраняет хохлома
В ромашках, в ложках,
в плошках – Радость!
Ладья – цветущий хвост, корма.
Нос - петушиная головка.
Плывет по лету Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Бочонок солнечен весьма,
На нем цветы и земляника.
Семеновская Хохлома
Вся золотиста-краснолика.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку.
О чем напоминают изделия, ярко расписанные хохломой? (А солнечная Хохлома напоминает нам о лете).
Какие изделия расписывают хохломской техникой? (ложки, плошки, вазы, солонки, ладья).
С чем сравнивается сказочная Хохлома? (со сказочной песней)
Что сохраняет Хохлома в каждом своем изделии? (радость)
Сегодня мы с вами, используя знания, полученные на предыдущем и на сегодняшнем уроках, будем учиться составлять узор в полосе, но прежде чем мы приступим к практической работе, нам нужно повторить, как называются элементы хохломской росписи.
(осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики)

А теперь закрепим наши знания и сопоставим различные виды техник. Здесь на столе лежат элементы хохломской, городецкой и гжельской росписей.
Ваша задача: 1-ой группе выбрать элементы хохломской росписи,
2-ой группе – элементы городецкой росписи,
3-й группе – элементы гжельской росписи и составить из этих элементов узор.
Изложение нового материала.
Оказывается, не всё нам рассказали хохломские изделия.
Прием росписи, когда фон черный или красный, а листья и цветы золотистым цветом и красным, называется «под фон».(1 слайд)
На красном или черном фоне золотистые изображения выглядят очень нарядно.
А если по золотому фону вьется затейливый черный узор – кудрина, бежит, кружиться по поверхности посуды свободными завитками – такой прием называется «фоновый».(2 слайд)
Практическая работа.
А сейчас мы с вами составим узор в полосе будем хохломскими мастерами и– украсим кружечки, которые у вас лежат на столе.
Кто скажет, какой прием росписи мы применим? («по фону»)
Подведение итогов – оформление детских работ на доске.

Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится опять
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома