СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема "Хохлома". Программа Б.М. Неменского

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема "Хохлома". Программа Б.М. Неменского

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема "Хохлома". Программа Б.М. Неменского»

Конспект урока ИЗО

В 5 классе

Тема: «Хохлома» (2 урок).

Цель урока: формирование навыков росписи в традициях народного промысла, владение приемами и способами создания композиции, ритма завершенного художественного образа.

Задачи:

Продолжить знакомить уч-ся с народными промыслами России

Помочь детям освоить особенности Хохломской росписи.

Сформировать навыки составления декоративного композиции.

Продолжить отработку практических навыков в рисовании кистью красками на бумаге.

Развивать у детей чувство гордости за свой народ, свои традиции, чувство радости от сопричастности к красоте.



Оборудование:

Для учителя – компьютерная презентация

Элементы Хохломы, Гжели, Городца

Стихи о хохломе

Хохломские изделия



Для учащихся – гуашь

Кисти

Альбом



План урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Повторение пройденного материала.

  4. Изложение нового материала.

  5. Практическая работа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь.



  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Повторение пройденного материала.

Кто скажет, с каким народным промыслом мы познакомились на прошлом уроке? (Хохлома).

Начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Есть такая красивая легенда:



Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и каша стала золотой.

Была и еще одна история в селе Хохлома.



Жил мужичок, у которого большого богатства не было. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то спросил один барин



Что же ты так хвалишь свое искусство? А мужичок отвечает:



Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит. И правда, опустишь в воду, не тонет, а когда проходит специальную обработку в жаркой печи не горит. Вот так и прославился мастер в селе Хохлома, и сейчас его помнят.



Это конечно легенда, а что же из этой легенды действительно, правда?



Обратите внимание на небольшую выставку изделий.

Все ли стоящие здесь изделия выполнены в технике Хохлома?

Как вы это определили?



А теперь нам изделия расскажут о себе, а вы внимательно слушайте, потому что затем я вам задам вопросы. Эти вопросы лежат на ваших столах, познакомьтесь с ними в группах.

Кто смелый? Кто первым хочет узнать о том, что нам расскажут изделия?



Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.



Грустят деревья и дома,

Но сохраняет хохлома

В ромашках, в ложках,

в плошках – Радость!



Ладья – цветущий хвост, корма.

Нос - петушиная головка.

Плывет по лету Хохлома,

Расписанная очень ловко.



Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника.

Семеновская Хохлома

Вся золотиста-краснолика.



В тарелочках не полутьма.

Не сумрак в вазах и солонках,

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку.



О чем напоминают изделия, ярко расписанные хохломой? (А солнечная Хохлома напоминает нам о лете).

Какие изделия расписывают хохломской техникой? (ложки, плошки, вазы, солонки, ладья).

С чем сравнивается сказочная Хохлома? (со сказочной песней)

Что сохраняет Хохлома в каждом своем изделии? (радость)



Сегодня мы с вами, используя знания, полученные на предыдущем и на сегодняшнем уроках, будем учиться составлять узор в полосе, но прежде чем мы приступим к практической работе, нам нужно повторить, как называются элементы хохломской росписи.

(осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики)





А теперь закрепим наши знания и сопоставим различные виды техник. Здесь на столе лежат элементы хохломской, городецкой и гжельской росписей.

Ваша задача: 1-ой группе выбрать элементы хохломской росписи,

2-ой группе – элементы городецкой росписи,

3-й группе – элементы гжельской росписи и составить из этих элементов узор.









  1. Изложение нового материала.

Оказывается, не всё нам рассказали хохломские изделия.

Прием росписи, когда фон черный или красный, а листья и цветы золотистым цветом и красным, называется «под фон».(1 слайд)

На красном или черном фоне золотистые изображения выглядят очень нарядно.







А если по золотому фону вьется затейливый черный узор – кудрина, бежит, кружиться по поверхности посуды свободными завитками – такой прием называется «фоновый».(2 слайд)







  1. Практическая работа.

А сейчас мы с вами составим узор в полосе будем хохломскими мастерами и– украсим кружечки, которые у вас лежат на столе.

Кто скажет, какой прием росписи мы применим? («по фону»)

Подведение итогов – оформление детских работ на доске.





Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится опять

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома