СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии»


Тема: Периодическая таблица химических элементов.


Цели урока:

  1. Изучить структуру, значение периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева;

  2. Научиться давать характеристику химических элементов;


Задачи:

 Образовательные – познакомить учащихся со структурой периодической системы элементов.

Развивающие – развивать познавательные интересы, формирование умения самостоятельно работать с книгой, умение выделять главы, развитие логического мышления, умение систематизировать полученный материал.

Воспитательные – формирование мировоззрения учащихся на основе восприятия нового материала, воспитание экологических навыков, повышение мотивационной деятельности учащихся путем обозначения личной значимости данной темы для учащихся



Ход урока

  1. Организационный этап.

Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний. Закрепление пройденного материала.

Назовите классы неорганических соединений.

Задание: Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите ключевое слово (фамилию великого русского химика Д.И. Менделеева).


Формулы

Классы неорганических соединений

оксиды

кислоты

основания

соли

K2O

м

а

ш

а

H2SiO3

п

е

т

р

P2O5

н

и

м

а

CuSO4

п

о

с

д

Ca(OH)2

л

и

е

с

Fe(NO3)3

а

н

у

л

SO2

е

л

з

а

H3PO4

н

е

л

с

K3PO4

ч

у

м

в



Великий русский ученый Д.И. Менделеев (показывает на портрет ученого) является автором, первооткрывателем одного из самых фундаментальных законов природы - Периодического закона, с которым мы с вами ознакомились на предыдущем уроке.

Вопрос: Сформулируйте периодический закон Д.И. Менделеева.

(Ответ учащихся:

Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных масс (весов) элементов. (1869 г.))

  1. Мотивация учебной деятельности.

- Что вы знаете о Д.И.Менделееве?

Великий русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, экономист, технолог, геолог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель.

- Какие мифы существуют о Д.И.Менделееве?

В каком году родился Менделеев? И в каком году открыл периодический закон?


  1. Изучение нового материала

На основе периодического закона Менделеев Д.И. объединил химические элементы в одну общую систему, называемую периодической таблицей химических элементов. В следующем году всё человечество будет отмечать 185-летие со дня рождения великого русского учёного, гениального человека Д.И. Менделеева и 150 лет со дня открытия периодического закона и периодической системы.

Тема сегодняшнего урока: Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды.

Девиз урока: «У научного изучения предмета две основные цели: предвиденье и польза» Д.И.Менделеев.

(Слова предвиденье и польза, распечатанные на бумаге, учитель прикрепляет к доске.

Ребята, к этим словам мы вернёмся в конце урока.)

Какая цель нашего урока?

- Ответы учащихся.

Цель нашего сегодняшнего урока изучить структуру периодической таблицы химических элементов и научиться работать с ней.

Многие ученые всего мира пытались систематизировать химические элементы, известные к тому времени. Но именно наш великий русский ученый Д. И. Менделеев смог найти верное решение и расположил их в ряды. За основу он взял величину, наиболее изученную в то время, относительную атомную массу.


И вот 17 февраля 1869 года Д.И. Менделеев сделал свой первый набросок периодической системы, озаглавленной “Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве”

Давайте представим, что химические элементы – это жильцы и их нужно расселить в многоэтажном доме. Как у всякого дома здесь есть подъезды, этажи и номера квартир, но одно условие все они должны жить в мире и согласии. И Менделеев навел порядок среди этих капризных жильцов.

Познакомимся со структурой современной периодической системой химических элементов. Любая таблица состоит из строк и столбцов. В ПСХЭ строки и столбцы имеют свои названия.


А теперь давайте обратимся непосредственно к самой таблице и поработаем с ней. (Учитель объясняет основные положения, учащиеся основные из них записывают в рабочие тетради).


Понятие периода.

Период – это горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным элементом (благородным газом).

Периоды обозначаются арабскими цифрами.

В периодической системе всего 7 периодов.

Периоды могут быть малыми (1,2,3) и большими (4,5,6,7).

Количество элементов на периодах: 1-2, 2-8, 3-8, 4-18, 5-18, 6-32, 7-28.

В периодах слева направо металлические свойства ослабевают, неметаллические – усиливаются.


Понятие группы.

Группа – это вертикальный ряд элементов.

В периодической системе всего восемь групп.

Группы обозначаются римскими цифрами.

Каждая группа подразделяется на главную и побочную подгруппы.


(Далее учитель обращает внимание учащихся на две строки внизу таблицы: высшие оксиды и летучие водородные соединения, а также на отдельно выделены две группы элементов, названные лантаноидами и актиноидами).

А теперь откройте учебник на стр.179 и выпишите определения.

Физкультминутка.

Данную современную таблицу, вы видите каждый урок в нашем кабинете и в любом учебнике химии. Это её современная короткая форма. В 1905 году он писал “Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает”.

(Далее учитель обращает внимание учащихся на другие формы периодической таблицы химических элементов: длинная и лестничная).

  1. Закрепление нового материала:

Задание “Расскажи всё обо мне”.

Дать характеристику химическому элементу с № 16 по его положению в ПСХЭ. Каждый ученик дает по одному ответу по цепочке.

Характеристика элемента

(примерный план) Ответ:

Название элемента. Cера

Период. 3 период

Группа. VI группа

Подгруппа. Главная подгруппа

Высший оксид. SO3

Характер оксида. Кислотный

Летучее водородное соединение. H2S

Сравнение Ме или неМе свойств. неМе

Относительная атомная масса 32

Работа в группах: по 4 человека объединяются в группы. Каждая группа получает задание -описание элемента по плану. План и задания в презентации.

Решите задачу: (один учащийся у доски решает, остальные в тетрадях)

Элемент расположен в VII группе Периодической системы. Относительная молекулярная масса его высшего оксида 183. Найти элемент.

(Решение:

2х + 16*7 = 183

2х = 183 – 112

2х = 71

х = 35,5 → этот элемент хлор – Cl )


Устный опрос:

  • Элемент IV группы, главной подгруппы, 6-го периода (Свинец - Pb );

  • Самый активный металл 3-го периода (Натрий - Na);

  • У какого элемента лучше выражены металлические свойства № 19 или № 20 (№ 19);

  • Назовите элементы, образующие наиболее распространённое вещество на Земле (Водород - Н, кислород - О);

  • Какие ноты спрятались в названиях химических элементов с № 1, № 47, № 48 (Водород - H, серебро - Ag, кадмий - Cd);

  • Какое дерево спряталось в названии химического элемента, расположенного в 4 периоде VIIIВ-группе (Никель - Ni);

  • В каком металле содержится кость, из которой согласно Библии Бог создал Еву? (Серебро - Ag);

  • Какой элемент всегда рад? адон - Rn);

  • Какой газ утверждает, что он это не он? еон - Ne).

Рефлексия, подведение итогов.

  1. Что нового вы сегодня на уроке узнали?

  2. С какими новыми понятиями познакомились?

  3. Понравилось ли изучение нового материала в такой игровой форме?

  4. Много ли вы смогли уяснить с данного урока?

Перед вами задание (на слайде презентации):

Au Ni N Na I Eu – S I Li Ar

Если вы правильно назовёте химические элементы, знаки которых записаны на слайде презентации, то из первых букв этих названий получится краткая фраза.

Ответ: Знание – сила.

Заключительное слово учителя:

Заканчиваю урок словами Д.И. Менделеева: “Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще” (обращает внимание учащихся на доску). Мне хотелось бы, чтобы вы воспользовались этими строками как девизом вашей жизненной позиции.


Оценивание учащихся.

На столах лежат медали: золотые (пять), серебряные (четыре) и медные (три). Оцените пожалуйста себя за работу на уроке. Учащиеся проводят самооценку, а учитель комментирует согласен или нет.

Домашнее задание: стр.§51-читать; определения выучить.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!