СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии для 8 класса "Методы изучения химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии для 8 класса "Методы изучения химии"»

Урок №2 07.09.2022


Тема урока: Методы изучения химии

Цель урока: 1. Сформулировать понятие «метод», «эксперимент», «наблюдение», «моделирование», «прогнозирование» (выдвижение гипотезы), рассмотреть и применить на практике различные методы познания в химии.

2. Воспитывать добросовестное отношение к труду и положительное отношение к получению знаний.

3. Продолжить формирование общеучебных умений при проведении химического эксперимента.

4. Продолжить развитие умений применять знания на практике.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умения определять понятия «наблюдение» «описание», «эксперимент», «метод», «анализ», «синтез», «качественный анализ», «количественный анализ» «индикаторы»; делать выводы на основании анализа наблюдений за химическим экспериментом; наблюдать и описывать признаки наблюдаемых явлений

Умения использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию; проводить наблюдения; делать выводы

Умения понимать единства естественнонаучной картины мира и значимости естественнонаучных знаний в практической жизни; понимать сложность и бесконечность процесса познания, умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории

Решаемые учебные проблемы

Какие существуют методы изучения химии? Что значит анализ и синтез в химии?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Метод, наблюдение, описание, эксперимент, синтез, качественный анализ, количественный анализ, индикаторы

Лабораторные опыты

1.Наблюдение действия индикаторов на воду и на растворы кислот и щелочей.

2. Наблюдение действия растворов индикаторов на лимонный сок и на раствор хозяйственного мыла

Тип урока: усвоения новых знаний

Структура урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Основной этап (усвоение новых знаний и способов действий).

  4. Закрепление и применение знаний.

  5. Подведение итогов. Рефлексия.

  6. Домашнее задание.


Ход урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

1) Что изучает химия? Каковы ее важнейшие задачи? (Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Химия занимается изучением химических явлений. Явления, при которых из одних веществ образуются новые вещества, называются химическими явлениями.)

2) Чем различаются понятия – вещество и тело? Приведите примеры? (Все окружающие нас объекты – это физические тела. Вещество – это то, из чего состоят физические тела.)

3)Что такое свойства веществ? Как взаимосвязаны свойства веществ и материалов с их применением? (У каждого конкретного вещества есть свои определённые признаки, характерные только ему. Эти признаки называются свойствами веществ. Физические свойства вещества – это агрегатное состояние, растворимость в воде или других растворителях, плотность, температуры кипения и плавления, цвет, вкус, запах, теплопроводность, электропроводность и т.д.)

4) Какими сходными и отличительными свойствами обладают – соль и сахар, вода и уксус. (Взять соль и сахар, воду и уксус. По каким признакам вы определите где соль, сахар и где вода и уксус?)

5) Стр. 12 упр. 5

Физические свойства

Сахар

Соль

Лимонная

кислота

Сода

Цвет

белый

белый

белый

белый

Запах

нет

нет

нет

нет

Вкус

сладкий

солёная

кислая

нет вкуса

Агрегатное состояние

твердый

твердая

твердая

твердая

Температура кипения ̊С

190̊ С

1413̊ С

Разлагается (175̊ С)

851̊ С

Температура плавления ̊С

160̊ С

801̊ С

153̊ С -

270̊ С

Плотность

1,5879 г/

2,165 г/

1,665 г/

2,159 г/

Растворимость в воде

растворим

растворим

растворим

растворим

Электропроводность

Не проводит

эл. ток

Не проводит

эл. ток

Не проводит

эл. ток

Не проводит

эл. ток

Теплопроводность

Не проводит

тепло

Не проводит

тепло

Не проводит

тепло

Не проводит

тепло


3. Основной этап (усвоение новых знаний и способов действий).

Прежде чем приступить к любой работе и получить определённый результат, человек выбирает наиболее эффективные и доступные способы и приёмы выполнения её, инструмент и приспособления, которые можно использовать для этого, операции, которые необходимо совершить.

Совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности и определяет понятие «метод».

Рассмотрим научные методы познания химии, т.е. методы познания, которые используются для изучения веществ и химических явлений.

Различают 2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Методы эмпирического уровня познания

Эмпирический уровень - характеризуется исследованием реально существующих объектов. На этом уровне происходит процесс накопления информации об этих объектах с помощью следующих методов: наблюдение, измерение, постановка экспериментов.

В это же время осуществляется первичная систематизация получаемых фактических данных в виде описания, таблиц, схем, графиков и т.д.

Познакомимся с каждым из этих методов отдельно.

Наблюдение – это первоначальный метод эмпирического познания, позволяющий получить первичную информацию об объекте изучения. Наблюдение является целенаправленным, планомерным, активным методом научного познания: оно ведётся для решения заранее поставленных задач, строго по составленному исследователем плану, согласованному с поставленными задачами и сопровождается активными действиями исследователя. Результаты научных наблюдений фиксируются в виде описания признаков наблюдаемого объекта, таблиц, схем и т.д. Всё это является базисом науки, опираясь на который учёные создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по тем или иным признакам, проводят классификацию, выявляют закономерности.

Наблюдения могут быть непосредственными, воспринимаемыми органами чувств человека, и опосредованными, которые проводятся с использованием технических средств наблюдения: микроскопов, телескопов и др.

В процессе наблюдения могут совершаться открытия новых явлений, позволяющих обосновать какую-либо научную гипотезу или подтвердить какое-либо положение известной теории.

Из всего сказанного следует, что наблюдение является важнейшим методом научного познания, позволяющим собрать обширную информацию об окружающем мире.

Эксперимент – более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он отличается от метода наблюдения тем, что в ходе эксперимента исследователь может изменять условия (давление, температуру, напряжение и т.д.), устранять побочные факторы, затрудняющие процесс исследования. Эксперимент может повторяться несколько раз для получения наиболее достоверных результатов. Условия научного эксперимента: целенаправленность, наличие базы в виде исходных теоретических положений, наличие плана проведения эксперимента, наличие технических средств, наличие специалистов необходимого уровня квалификации. В зависимости от характера поставленных задач, решаемых в ходе эксперимента, последние подразделяются на исследовательские и проверочные.

Исследовательские эксперименты направлены на обнаружение новых, неизвестных науке свойств изучаемого объекта. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, изменяющие представления об этом объекте.

Проверочные эксперименты служат для проверки или подтверждения тех или иных теоретических положений.

Следующий эмпирический метод познания – измерение.

Измерение – это процесс определения количественных значений свойств изучаемого объекта с помощью специальных технических устройств.

Измерения бывают прямые и косвенные.

Прямые измерения – это такие измерения, при которых значение измеряемой величины выдаётся непосредственно измерительным прибором.

При косвенном измерении искомое значение величины определяют по известной математической зависимости (по формуле), используя для этого данные, полученные при прямых измерениях. В процессе измерения не всегда требуется участие человека. Измерение может быть включено в работу автоматической информационно-измерительной системы, которая строится на базе электронно-вычислительной техники.

Методы теоретического уровня познания

Идеализация  представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть исключены из рассмотрения какие-то свойства, признаки, стороны объектов. Например, в механике идеализация материальной точки как тела, лишенного размеров и массы. Такой прием удобен при описании движения, в том числе атомов и молекул. Идеализация используется тогда, когда реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств математического анализа, когда некоторые свойства затемняют существо протекающих в объекте процессов. Роль идеализации как метода научного познания заключается в том, что получаемые на его основе теоретические положения, можно использовать для исследования реальных объектов или явлений.

Формализация - заключается в использовании специальной символики, позволяет отвлечься от изучения реальных объектов и оперировать вместо этого символами (знаками). Достоинством формализации является возможность проведения исследований без обращения к какому-либо объекту, кроме этого обеспечивается краткость и четкость записи научной информации.

Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания Анализ и синтез.

Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью изучения их по отдельности.

Под синтезом понимают соединение составных частей объекта (мысленно или реально) с целью изучения его как единого целого. Для изучения объекта как единого целого необходимо рассматривать его составные части в совокупности, в единстве. В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей изучаемого объекта. Анализ и синтез успешно используются в сфере мыслительной деятельности человека, т.е. в теоретическом познании.

Моделирование  основано на изучении моделированного объекта. Модель строится по подобию оригинала, на ней воспроизводят, свойственные оригиналу процессы и полученные сведения переносятся на моделируемый объект – оригинал. Различают несколько видов моделирования:

Мысленное. К нему относятся самые различные мыслительные представления в форме тех или иных воображаемых моделей.

Физическое. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом.

Символическое – связано с построением графиков, схем.

Численное моделирование на ЭВМ.

Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей.

Эксперимент – это метод исследования какого-либо явления в определенных условиях.

Особенности эксперимента:

  1. Возможность преобразовывать исследуемый объект;

  2. возможность создания искусственных условий его изучения;

  3. возможность вмешиваться в естественное течение процессов;

  4. возможность воспроизведения.

Классификация экспериментов по характеру решаемых проблем:

1)исследовательские; 2) проверочные; 3) качественные; 4) количественные.

Прогнозирование (выдвижение гипотезы)

Гипотеза – научное предположение о закономерной связи явлений, требующее экспериментальной проверки и указывающее направление исследования. Гипотеза – это предвидение событий, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем она ценнее.

Измерение — это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств и сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств.

ИЗМЕРЕНИЯ: статические; динамические; прямые; косвенные

Анализ - разделение объекта (мысленно или реально) на составные частицы с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения

Синтез - соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта, разделенных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого.

4. Закрепление знаний

– учитель задает вопросы

- Что такое метод, наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, прогнозирование, гипотеза?

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Что нового мы изучили сегодня на уроке?

- Всё было понятно? Что показалось наиболее трудным?

6. Домашнее задание §.2, упр. 1-4, 6-7 (устно), упр. 5, стр. 15 (Изготовьте из пластилина модели молекул метана, сероводорода, воды, аммиака. С- чёрный, Н – белый, О – красный, N- синий, S –жёлтый. Обратитесь к интернету.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!