Целое, состоящее из взаимосвязанных частей, называют системой. Наглядно систему изображают в виде таблицы. Д.И. Менделеев не только создал наиболее удобную классификацию элементов, но и увидел закономерность в изменении их свойств. Рассмотрим структуру Периодической системы элементов (короткую форму таблицы). Каждый элемент занимает в таблице строго определенное положение (клетку). Все элементы пронумерованы в порядке их последовательности. Эти номера называют порядковыми или атомными номерами элементов. В клетке записывается химический символ элемента, его название и основные характеристики (порядковый номер, относительная атомная масса). По горизонтали в таблице элементы образуют 7 периодов и 10 рядов. Используя материал учебника запишите определение периода и составьте классификацию периодов (работа в парах) Периоды ↓ ↓ малые большие (1,2,3) (4,5,6,7) состоят из одного ряда состоят из двух рядов Каждый период начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом. По периоду → уменьшаются металлические свойства и нарастают неметаллические. Менделеев расположил элементы в порядке возрастания их атомных номеров и обнаружил, что сходные по химическим свойствам элементы встречаются через определенные интервалы. В ряду элементов, расположенных по мере возрастания атомных номеров, многие их свойства периодически повторяются (естественные семейства щелочных металлов и галогенов). По вертикале в таблице расположено восемь групп (I – VIII). Используя материал учебника запишите определение группы и составьте классификацию групп (работа в парах) Группы ↓ ↓ главная (А) побочная (Б) объеденяет элементы малых объеденяет элементы и больших периодов только больших периодов В группах ↓ уменьшаются неметаллические свойства и нарастают металлические. Физминутка. Представьте, что вы атомы, которые находятся в свободном движении (движение по классу), а теперь атомы объединяются в молекулы, состоящие из пяти атомов. Формируются группы по случайному выбору. Дальше мы будем работать по группам (4 группы) ФО Задание для 1 группы. Используя Периодическую таблицу элементов назовите : 1. Элемент с порядковым номером 12. (С) 2. Металл в 3 периоде. (Na, Mg, AI) 3. Неметалл во 2 периоде. (C, N, O, F) 4. Элемент, расположенный в 4 периоде и в I группе побочной (Б) подгруппе. (Cu) Задание для 2 группы. Используя Периодическую таблицу элементов назовите : 1. Сколько групп в ПТ? (VIII) 2. Найдите и назовите, какие элементы расположены во втором периоде ПТ. 3. Какие элементы расположены в главной подгруппе II группы? 4. Определите период, группу, подгруппу в которых находится кислород. (2,VI A) Задание для 3 группы. Используя Периодическую таблицу элементов назовите : 1. Сколько периодов ПТ? (7) 2. Найдите и назовите элементы, расположенные в первом периоде ПТ. 3. Какие элементы расположены в побочной подгруппе IV группы? (Ti, Zr, Hf) 4. Определите период, группу, подгруппу, в которых находится серебро. (5, I Б) Работа по карточкам (Инкл. обучение) Задание Допишите следующие предложения : 1. Все элементы в Периодической таблице располагаются по возрастанию …... 2. Горизонтальные ряды элементов называются ….. 3. Вертикальные столбцы элементов называются ….. 4. Большинство элементов — это Оценивание +, - другой группой. Критерии оценивания : (1) Может определять принцип построения ПТ. Знает определение периода и группы. Знает деление простых веществ на группы. Дескрипторы : Определяет принцип построения ПТ, классифицирует периоды и группы, сравнивает число металлов и неметаллов. Критерии оценивания : (2) Может найти элемент по номеру, знает металлы и неметаллы, может обосновать местоположение элемента. Дескрипторы : Определяет элемент по номеру, выбирает металлы и неметаллы, аргументирует местоположение элемента. Критерии оценивания : (3,4) Знает число периодов (групп), может определить элементы периодов (групп, подгрупп), может обосновать местоположение элемента. Дескрипторы : Сообщает число периодов (групп), выделяет элементы периодов (групп, подгрупп), обосновывает местоположение элемента. Работа с учебником. Стр 92, упр. 2 Инкл. обучение Работа с учебником. Стр 92, упр 3, 4. |