Цель урока: познакомить учащихся с алканами и выявить важную их роль в промышленности.
Задачи урока:
Образовательная: рассмотреть гомологический ряд предельных углеводородов, строение, физические и химические свойства, способы их получения при переработке природного газа, возможности их получения из природных источников: природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.
Развивающая: развить понятие о пространственном строении алканов; развитие познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей, развитие самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием новых технологий.
Воспитательная: показать единство материального мира на примере генетической связи углеводородов разных гомологических рядов, получаемых при переработки природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "Непредельные углеводороды: алкены"»
Цель урока: познакомить учащихся с алканами и выявить важную их роль в промышленности.
Задачи урока:
Образовательная:рассмотреть гомологический ряд предельных углеводородов, строение, физические и химические свойства, способы их получения при переработке природного газа, возможности их получения из природных источников: природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.
Развивающая: развить понятие о пространственном строении алканов; развитие познавательных интересов, творческих и интеллектуальных способностей, развитие самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием новых технологий.
Воспитательная: показать единство материального мира на примере генетической связи углеводородов разных гомологических рядов, получаемых при переработки природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.
Алканы - углеводороды в молекулах которых все атомы углерода связаны одинарными связями (?-) и имеют общую формулу:
CnH2n+2
3
- Что такое гомологи?
Гомологический ряд метана
СН4 метан
С2H6 этан
C3H8пропан
C4H10бутан
C5H12пентан
C6H14 гексан
C7H16гептан
C8H18октан
C9H20 нонан
C10H22 декан
Ученик
4
Гомологи - это вещества, сходные по строению и свойствам
и отличающиеся на одну или более групп СH2.
Структурная изомерия:
Алгоритм.
1. Выбор главной цепи:
5
2. Нумерация атомов главной цепи:
6
3. Формирование названия:
2 - метилбутан
7
Строение алканов.
Атом углерода во всех органических веществах находится в "возбуждённом" состоянии, т. е. Имеет на внешнем уровне четыре неспаренных электрона.
Каждое электронное облако обладает запасом энергии: s- облако имеет менший запас энергии, чем р-облако, в атоме углерода они находятся в разных энергетических состояниях. Поэтому при образовании химической связи происходит гибридизация, т. е. выравнивание электронных облаков по запасу энергии. Это отображается наформе и направленности облаков, происходит перестройка (пространственная) электронных облаков.
В результате sp3- гибридизации все четыре валентных электронных облака гибридизованы: валентный угол между этими осями гибридизованных облаков 109° 28', поэтому молекулы имеют пространственную тетраэдрическую форму, форма углеродных цепей зигзагообразна; атомы углерода не находятся на одной прямой, т. к. при вращении атомов валентные углы остаются прежними.
Все органические вещества построены в основном за счёт ковалентных связей. Углерод - углеродные и углерод - водородные связи относятся к сигма - связям - это связь, образующаяся при перекрывании атомных орбиталей по линии, проходящей через ядра атомов. Возможно вращение вокруг сигма - связей, поскольку эта связь имеет осевую симметрию.
8
9
10
11
12
13
Физические свойства.
СН4:C4Н10 - газы
T кипения: -161,6:-0,5 °C
T плавления: -182,5:-138,3 °C
С5Н12:C15Н32- жидкости
T кипения: 36,1:270,5 °C
T плавления: -129,8:10 °C
С16Н34:и далее- твёрдые вещества
T кипения: 287,5 °C
T плавления: 20 °C
С увеличением относительных молекулярных масс предельных углеводородов закономерно повышаются их температуры кипения и плавления.
Для алканов характерны следующие типы химических реакций:
Замещение атомов водорода;
Дегидрирование;
Крекинг;
Окисление.
17
1) Замещение атомов водорода:
А) Реакция галогенирования:
CH4 +Cl2 - CH3Cl + HCl
Б) Реакция нитрования (Коновалова):
CH4 + HNO3 - CH3-NO2 + H2O + Q
В) Реакция сульфирования:
CH4 + H2SO4- CH3-SO3H + H2O + Q
2) Реакция изомеризации:
CH3-CH2-CH2-CH2-CH3 -
3) Реакция с водяным паром:
CH4 + H2O - CO + 3H2
4) Реакция дегидрирования:
2СН4 НС=СН + 3Н2 + Q
5) Реакция окисления:
CH4 + 2O2 - Н-C + 2H2O + Q
6) Горение метана:
CH4 + 2O2 CO2 + 2H2O + Q
18
19
20
Применение.
(Возможно, заранее подготовленные выступления учащихся.)
Широко используются в качестве топлива, в том числе для
двигателей внутреннего сгорания, а также при производстве сажи
(1 - картрижи; 2 - резина; 3 - типографическая краска), при получение органических веществ (4 - растворителей; 5 - хладогентов, используемых в холодильных установках; 6 - метанол; 7 - ацетилен)
21
22
III. Закрепление.
Составьте все возможные изомеры для гептана и назовите их.
Составьте 2 ближайших гомолога для пентана и назовите их.
Определить предельный углеводород, плотность паров которого по воздуху равна 2. (C4H10).
Учебник: №12 (стр. 33).
IV. Домашнее задание: Учебник О.С. Габриелян (10 класс базовый уровень): ᄃ 3, упр. 4, 7, 8 (стр. 32).
Литература.
Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О. С. Габриеляна и др., 10 (11) класс. М.: "ВЕКО", 2005 г.
Рыбникова З.Д., Рыбников А. В. Органическая химия. 10 класс: Ключевые темы. Конспекты занятий. Контрольные и проверочные работы. - М.: Айрис - пресс, 2003 г.
Ульянова Г. М. Органическая химия. 10 класс: Методическое пособие. - СПб.: "Паритет", 2003 г.