Конспект урока краеведению в 3 классе
по УМК «Перспектива» учитель Ильина С.М.,
учитель высшей квалификационной категории
Тема: Вода и меры по её охране
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные: знать, почему вода необходима для жизни на земле (2 уровень); уметь определять признаки воды (2 уровень), умение решать экологические проблемы (2 уровень).
Регулятивные: умение ставить цели и задачи на усвоение новых знаний и действий (2 уровень); оценивать результаты своей деятельности (2 уровень).
Познавательные: видеть проблему (2 уровень); уметь структурировать полученные знания (2 уровень);
Коммуникативные: Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции (1 уровень); эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль (2 уровень).
Личностные: умение формулировать свою точку зрения (2 уровень); умение адекватно оценивать себя и свои достижения (2 уровень).
Учебник: учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Мой край – Удмуртия» 3 класс, Украинцева А. Ю., Козлова Н.Т
Оборудование: классная доска
Ход урока.
1.Мотивационно - целевой этап
- Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Ребята, отгадайте загадки:
1) С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт.
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт.
2) Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах.
3) Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
- Что объединяет все слова-отгадки? (о воде)
- Значит о чем сегодня будем говорить? (Вода и меры по её охране)
2. Ориентировочный этап
- Какие задачи поставим?
- Хорошо, я предлагаю задачи поставить необычным способом. С помощью игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.
- Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?
- Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?
- Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?
- Верите ли вы, что на одного жителя города приходится около 200 литров холодной воды в сутки?
- Верите ли вы, что загрязнение воды является одной из главных проблем человечества?
- Верите ли вы, что загрязнение воды на планете можно решить?
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.
3. Поисково- исследовательский этап
- Представьте, что человек состоит из 100 кирпичиков. Сколько кирпичей состоят из воды? (в среднем из 60 кирпичей)
- Представьте только это. А сколько человек проживет без воды? (в среднем летальный исход наступает после 3-4 дней жизни без воды)
- А возможна ли жизнь без воды? (нет, без воды нет жизни на земле)
- Можно ли сказать, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле? (да)
- А какие свойства воды вы знаете? (предположения)
- (К доске выходит один человек). Представьте красный цвет, зеленый, черный. А какой цвет у воды? (прозрачная).
- (К доске выходит один человек). Представьте, что мама печет пироги. Вспомните запах. А какой запах у воды? (без запаха)
- (К доске выходит один человек). Представьте, что вы только что попили яблочный сок. Вспомните вкус. А какой вкус у воды? (без вкуса)
- (К доске выходит один человек). А сейчас давайте рассмотрим опыт, который вы делаете каждый день, но не все замечали это химическое свойство воды. Размешайте сахар в воде. Что заметили? (сахар растворился, значит, вода – растворитель для некоторых веществ)
- (К доске выходит один человек). Мы, люди, дышим кислородом. А рыбы? (кислородом) В воде есть кислород? (да) Проверим, через трубочку подуйте, что вы наблюдаете? (вода имеет кислород)
- (К доске выходит один человек). А теперь возьмем и перельем воду в другую ёмкость. Какая форма у воды? (Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают).
- Что легче лёд или вода? (высказываются)
- А дома вы как раз и попробуете сделать эксперимент.
- А теперь повторите все свойства воды
Вопросы | Полученный результат |
Прозрачность и цвет воды | Вода прозрачная, бесцветная |
Запах воды | Не имеет запаха |
Вкус воды | Не имеет вкуса |
Растворимость в воде других веществ | Некоторые вещества растворяются в воде |
Есть ли в воде воздух | В воде есть воздух |
Форма воды | Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. |
| |
- А теперь откроем учебник на странице 19 и прочитаем информацию.
- Загрязняя воду, мы убиваем себя? (да)
- Сколько воды приходится на одного жителя города? (приходится около 200 литров холодной воды в сутки)
- Загрязнение воды является одной из главных проблем человечества? (да) Почему? (потому что вода – это жизнь)
- Качество питьевой воды в Ижевске вызывает обеспокоенность у местных жителей. Основные водоисточники – Ижевский пруд и Воткинское водохранилище – изрядно загрязнены. Многие очистные сооружения создавались еще в 50-х годах и уже просто не способны эффективно работать и справляться с загрязнениями. Канализационные системы также находятся в плачевном состоянии.
Еще одна проблема – состояние магистральных и периферийных водопроводов. Частые аварии на них свидетельствуют о высокой степени износа и необходимости замены. Всё это не может не сказаться на итоговом качестве воды, поставляемой жителям города. С каждым годом санитарно-химические и микробиологические показатели становятся всё хуже и хуже.
В результате для ижевской воды характерно превышение содержания железа в 2 раза, мутности – в 2 раза, цветности – в 1,53 раза. Все знают полезные свойства железа, а вот какой вред наносит организму превышение железа в воде, мало кто задумывается. Повышенное содержание железа сказывается на органолептических свойствах воды, когда у нее появляется посторонний запах и металлический вкус. При концентрации железа в воде 1 мг/литр на поверхностях ванны, раковины и унитаза можно наблюдать ржавые подтеки, а при стирке на белье могут появиться ржавые пятна. После купания в такой воде на коже может появиться раздражение, зуд, шелушение или покраснение. Железо в тех соединениях, в которых оно содержится в питьевой воде, не усваивается организмом человека и может привести к расстройству или даже заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
4. Практический этап
- Проведем съезд ученых. Ваша задача решить проблему с водой. Озвучивайте все идеи какие вам приходят в голову.
Экономное использование воды
Избегайте попадания бытовых отходов в канализационную систему.
По возможности очищайте от мусора близлежащие водоемы и пляжи.
Не используйте синтетические удобрения. Лучше всего в качестве удобрений подойдут органические бытовые отходы, скошенная трава, опавшие листья либо компост.
Утилизируйте выбрасываемый мусор.
Ставить специальные очистные сооружения, чтобы отходы не попадали в водоемы.
Очистка водоёмов.
5. Рефлексивно- оценочный этап
- А сейчас возьмем в руки таблицу и во второй строчке будем ставить «+» и «-»
- Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?
- Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?
- Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?
- Верите ли вы, что на одного жителя города приходится около 200 литров холодной воды в сутки?
- Верите ли вы, что загрязнение воды является одной из главных проблем человечества?
- Верите ли вы, что загрязнение воды на планете можно решить?
- Спасибо за урок!