План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе.
Жизнь пресного водоема
Тип урока: урок-сообщение новых знаний.
Цель урока: - познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;
Задачи урока:
образовательная: сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма и связями между растительным и животным миром пресных водоёмов;
развивающая: развивать познавательный интерес учащихся через использование краеведческого материала;
воспитательная: воспитывать любовь к природе;
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте повторим все то, что было изучено на прошлом уроке.
У вас на столах лежит тест, ответьте на его вопросы.
Тест__________________________ 1.Какое из перечисленных растений нельзя встретить на лугах: а.орешник б.колокольчик в.лисохвост. 2. Птицы обитающие на лугу делают гнезда на: а. деревьях б.кустарниках в.земле 3.Какой из перечисленных жуков не является «санитаром»: А. жук- навозник Б. жук – могильщик В. жук – олень 4. Почему кроты любят жить в лугах: А. удобно рыть норы Б. в почве много червей В. нет врагов 5. Как должна двигаться косилка при скашивании трав А. от центра луга к краям Б. от края луга к центру В. Разницы нет | Тест__________________________ 1.Какое из перечисленных растений нельзя встретить на лугах: а.орешник б.колокольчик в.лисохвост. 2. Птицы обитающие на лугу делают гнезда на: а. деревьях б.кустарниках в.земле 3.Какой из перечисленных жуков не является «санитаром»: А. жук- навозник Б. жук – могильщик В. жук – олень 4. Почему кроты любят жить в лугах: А. удобно рыть норы Б. в почве много червей В. нет врагов 5. Как должна двигаться косилка при скашивании трав А. от центра луга к краям Б. от края луга к центру В. Разницы нет |
II. Новая тема.(использование слайдовой презентации)
Где мы только что побывали? Конечно же на озере…
– Скажите, к какому природному сообществу относится озеро? ( это водоём)
- Вспомните, на какие группы по происхождению делятся водоёмы? (естественные, искусственные водоёмы).
– Какие водоёмы относятся к естественным? (Реки, озёра, моря, ручьи, океаны)
– Какие водоёмы относятся к искусственным? (Водохранилища, пруды, каналы)
- Почему они названы искусственными? (Они созданы человеком.)
- А во всех ли водоемах вода одинакова? Какие типы водоемов вы знаете? (пресные и солёные). Какие водоемы отнесем к соленым? К пресным?
-Сегодня наш урок будет посвящен изучению темы «Жизнь пресного водоема»
Мотивационный настрой через краеведческую пятиминутку:
демонстрация фотографий пресных водоемов родного края на фоне рассказа учителя
Неповторимо прекрасна природа нашего края !В наших руках сохранить ее красоту.
Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные растения и живые существа .
- Как вы думаете , какой водоём изображён на фото? Обоснуйте свой ответ. (Это озеро потому, что водоём окружен лесом и в нём много растений)
- А, может быть это пруд или река? (Это не река и не пруд, у реки есть течение, а пруды находятся у населённых пунктов).
- Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как течет жизнь в этом озере, какие растения растут, какие животные живут?
Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы.
1. группа ботаники. Что это за ученые? Участники расскажут нам о растениях водоёма и их роли в сообществе.
2. группа зоологи. Кто такие зоологи? Ребята расскажут нам о животных водоёма и их роли в сообществе.
3. группа экологи. Кто такие экологи? Они расскажут нам о том, как беречь и охранять жизнь пресного водоёма.
Каждая группа получает задания, которые она должна выполнить и представить нам.
Задания 1 группы: 1 задание Дополни (используйте текст учебника): Некоторые растения такие как ____________,_____________,_________,_______________своими корнями ________________________, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Но есть и такие растения, которые______________________________. Это _____________________, которая ______________________________________________. В толще воды плавают _____________________. Разглядеть их можно_______________________________________. 2 задание. По атласу – определителю найдите названия данных растений, подпишите их. Назовите место их обитания (ряска, кубышка, кувшинка,стрелолист,рогоз,рдест) (атлас стр.70-75) |
Учитель: Как же приспособились растения к жизни в водоеме?
Какова роль растений в водоеме?
-Какой вывод вы сделали, изучая растения водоёма?
Вывод ботаников: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.
- О каких растениях водоёма вы узнали, ребята?
-Какие растения запомнили?
-Какие самые красивые растения водоемов?
ФИЗМИНУТКА
2 группа «Группа зоологов», познакомит нас с животным миром водоёма.
Задания группы 2 : 1задание: Где живут животные водоема, приведите примеры? (изучите текст учебника) 1 - 2- 3 - 4- Подчеркните классы животных которые мы можем встретить у водоема: ракообразные, моллюски, пресмыкающиеся, птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие. 2 задание: По атласу – определителю найдите названия данных животных, подпишите их названия. (атлас стр.122-123, стр.126-129. Стр.146, стр.160-163, стр.190-191) Что вам известно о этих животных. |
Молодцы, мы видим, что очень много самых разнообразных животных живет у водоемов.
Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.
-Ребята, а жизнь птиц связана с водоемами? Жизнь каких птиц связана с водоёмами назовите? (Цапли, журавли, аисты, утки, гуси.)
-Чем питаются аисты, цапли? (Рыбами, головастиками, лягушками.)
- О каких животных пресного водоёма вы узнали? Перечислите.
- Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз?
-В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Давайте же посмотри, как связани растения и животные между собой. Приведите примеры цепи питания.
Задания группы 3: 1 задание: Расскажите, как необходимо охранять водоемы? 2 задание: Что обозначают знаки с правилами поведения у водоема? 3 задание: составьте цепи питания.( Личинки – карась-щука, насекомые – карась-щука Водоросли – рыбы – цапля Водоросли – моллюски – ондатра)_ |
(Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука-мелкой рыбой, клоп-водомерка - комарами.)
-Как живут все обитатели водоема? ( Сообща.)
-Какой вывод можно сделать? (Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять.)
-Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества?
( Люди.)
-Каким образом? (Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков, дети-моллюсков.)
-К чему это может привести?
(Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков - к замутнению воды, угрозе растениям.)
-Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось?
(Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет много комаров. Охранять и беречь природу.)
Итог урока:
Итак, ребята, мы с вами выяснили, что пресный водоем – это природное сообщество, т.к. все обитатели живут сообща. Все обитатели приспособлены к жизни в воде. Природное сообщество водоема необходимо охранять, т.к. человек не может прожить без пресной воды.