СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Жизнь пресного водоема

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект  урока по окружающему миру в 3 классе.

Жизнь пресного водоема(с элиментами краеведения)

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Жизнь пресного водоема»

План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе.

Жизнь пресного водоема

Тип урока: урок-сообщение новых знаний.

Цель урока: - познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;

Задачи урока:

образовательная: сформировать представления учащихся о жизни пресного водоёма и связями между растительным и животным миром пресных водоёмов;

развивающая: развивать познавательный интерес учащихся через использование краеведческого материала;

воспитательная: воспитывать любовь к природе;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте повторим все то, что было изучено на прошлом уроке.

У вас на столах лежит тест, ответьте на его вопросы.

Тест__________________________

1.Какое из перечисленных растений нельзя встретить на лугах:

а.орешник

б.колокольчик

в.лисохвост.

2. Птицы обитающие на лугу делают гнезда на:

а. деревьях

б.кустарниках

в.земле

3.Какой из перечисленных жуков не является «санитаром»:

А. жук- навозник

Б. жук – могильщик

В. жук – олень

4. Почему кроты любят жить в лугах:

А. удобно рыть норы

Б. в почве много червей

В. нет врагов

5. Как должна двигаться косилка при скашивании трав

А. от центра луга к краям

Б. от края луга к центру

В. Разницы нет


Тест__________________________

1.Какое из перечисленных растений нельзя встретить на лугах:

а.орешник

б.колокольчик

в.лисохвост.

2. Птицы обитающие на лугу делают гнезда на:

а. деревьях

б.кустарниках

в.земле

3.Какой из перечисленных жуков не является «санитаром»:

А. жук- навозник

Б. жук – могильщик

В. жук – олень

4. Почему кроты любят жить в лугах:

А. удобно рыть норы

Б. в почве много червей

В. нет врагов

5. Как должна двигаться косилка при скашивании трав

А. от центра луга к краям

Б. от края луга к центру

В. Разницы нет




II. Новая тема.(использование слайдовой презентации)





Где мы только что побывали? Конечно же на озере…

– Скажите, к какому природному сообществу относится озеро? ( это водоём)

- Вспомните, на какие группы по происхождению делятся водоёмы? (естественные, искусственные водоёмы).

– Какие водоёмы относятся к естественным? (Реки, озёра, моря, ручьи, океаны)
– Какие водоёмы относятся к искусственным? (Водохранилища, пруды, каналы)
- Почему они названы искусственными? (Они созданы человеком.)

- А во всех ли водоемах вода одинакова? Какие типы водоемов вы знаете? (пресные и солёные). Какие водоемы отнесем к соленым? К пресным?



-Сегодня наш урок будет посвящен изучению темы «Жизнь пресного водоема»

Мотивационный настрой через краеведческую пятиминутку:

демонстрация фотографий пресных водоемов родного края на фоне рассказа учителя





Неповторимо прекрасна природа нашего края !В наших руках сохранить ее красоту.


Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные растения и живые существа .

- Как вы думаете , какой водоём изображён на фото? Обоснуйте свой ответ. (Это озеро потому, что водоём окружен лесом и в нём много растений)

- А, может быть это пруд или река? (Это не река и не пруд, у реки есть течение, а пруды находятся у населённых пунктов).

- Это лесное озеро. Давайте понаблюдаем, как течет жизнь в этом озере, какие растения растут, какие животные живут?



Для этого нам необходимо разделиться на 3 группы.

1. группа ботаники. Что это за ученые? Участники расскажут нам о растениях водоёма и их роли в сообществе.

2. группа зоологи. Кто такие зоологи? Ребята расскажут нам о животных водоёма и их роли в сообществе.

3. группа экологи. Кто такие экологи? Они расскажут нам о том, как беречь и охранять жизнь пресного водоёма.


Каждая группа получает задания, которые она должна выполнить и представить нам.


Задания 1 группы:


1 задание Дополни (используйте текст учебника):


Некоторые растения такие как ____________,_____________,_________,_______________своими корнями ________________________, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Но есть и такие растения, которые______________________________. Это _____________________, которая ______________________________________________. В толще воды плавают _____________________. Разглядеть их можно_______________________________________.


2 задание. По атласу – определителю найдите названия данных растений, подпишите их. Назовите место их обитания (ряска, кубышка, кувшинка,стрелолист,рогоз,рдест)

(атлас стр.70-75)





Учитель: Как же приспособились растения к жизни в водоеме?


Какова роль растений в водоеме?

-Какой вывод вы сделали, изучая растения водоёма?

Вывод ботаников: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.



- О каких растениях водоёма вы узнали, ребята?

-Какие растения запомнили?

-Какие самые красивые растения водоемов?



ФИЗМИНУТКА



2 группа «Группа зоологов», познакомит нас с животным миром водоёма.

Задания группы 2 :

1задание: Где живут животные водоема, приведите примеры? (изучите текст учебника)

1 -

2-

3 -

4-


Подчеркните классы животных которые мы можем встретить у водоема: ракообразные, моллюски, пресмыкающиеся, птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие.

2 задание: По атласу – определителю найдите названия данных животных, подпишите их названия. (атлас стр.122-123, стр.126-129. Стр.146, стр.160-163, стр.190-191)

Что вам известно о этих животных.




Молодцы, мы видим, что очень много самых разнообразных животных живет у водоемов.


Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие.


-Ребята, а жизнь птиц связана с водоемами? Жизнь каких птиц связана с водоёмами назовите? (Цапли, журавли, аисты, утки, гуси.)

-Чем питаются аисты, цапли? (Рыбами, головастиками, лягушками.)

- О каких животных пресного водоёма вы узнали? Перечислите.

- Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз?


-В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Давайте же посмотри, как связани растения и животные между собой. Приведите примеры цепи питания.




Задания группы 3:


1 задание: Расскажите, как необходимо охранять водоемы?

2 задание: Что обозначают знаки с правилами поведения у водоема?

3 задание: составьте цепи питания.( Личинки – карась-щука,

насекомые – карась-щука

Водоросли – рыбы – цапля

Водоросли – моллюски – ондатра)_


(Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука-мелкой рыбой, клоп-водомерка - комарами.)

-Как живут все обитатели водоема? ( Сообща.)

-Какой вывод можно сделать? (Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять.)

-Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества?

( Люди.)

-Каким образом? (Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков, дети-моллюсков.)


-К чему это может привести?

(Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков - к замутнению воды, угрозе растениям.)

-Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось?


(Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет много комаров. Охранять и беречь природу.)



Итог урока:

Итак, ребята, мы с вами выяснили, что пресный водоем – это природное сообщество, т.к. все обитатели живут сообща. Все обитатели приспособлены к жизни в воде. Природное сообщество водоема необходимо охранять, т.к. человек не может прожить без пресной воды.