Конспект урока по краеведению «Россия» (2 класс)
Задачи:
Углубить знания детей о России;
Учить работать с картой России;
Развивать чувство патриотизма.
Оборудование: альбомный лист, краски, кисти, карандаши, ластик.
Ход:
Вступление:
- Дети, сегодня на урок я принесла карту. Посмотрите на неё.
- Скажите, о чём мы сегодня будем разговаривать? (О России)
- Правильно! Мы будем говорить о России, о нашей огромной и богатой стране.
Основная часть:
Беседа учителя.
- Родина – это родимая земля, страна в которой человек родился.
Ваша родина – Россия. Вы – россияне.
Велика Россия. Если ехать на скором поезде от её западной границы до Тихого океана, пройдёт десять. (Учитель показывает границы России на карте)
Богаты её земли. Красивы её реки и леса.
Много в ней деревень и городов, а самый главный город – столица. Как называется столица нашей страны? (Москва)
- Ребята, а как в давние времена назвалась наша родина? (Русь)
- Правильно! А откуда произошло слово «Русь»?
- Что означают слова «Русь», «Россия»?
- Чтобы узнать, откуда произошло слово «Русь», что означают слова «Русь», «Россия», нам нужно прочитать рассказ «Русь» в вашем учебнике по краеведению «Маленький пермяк». Откройте учебник на стр. 4.
- Хорошо! Вы внимательно слушали друг друга и сможете ответить на мои вопросы:
1). Как называется страна, в которой ты живёшь?
2). Что означают слова «Русь», «Россия»?
Рассказ о флаге, гербе.
- Посмотрите на доску (на доске иллюстрации флага и герба России)
- Скажите, а что такое герб? (эмблема страны, города)
- Что изображено на нашем гербе? (двуглавый орёл)
- Что обозначает этот символ? (Современный герб России представляет собой золотого двуглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.)
- Как вы думаете, что обозначают цвета флага? (красный – земной мир, белый – чистый, божественный мир, голубой – граница между земным и божественным миром)
Физкультминутка
А сейчас поработаем с картой!
- Какие города вы знаете? (Дети по очереди называют города, выход к карте и показывают их на карте, учитель помогает)
- Молодцы! Вы справились с этой нелёгкой задачей эти знания вам всегда пригодятся.
Возьмите альбомный лист и карандаш.
- Вспомните рассказ, который мы прочитали. Нарисуйте рисунок к рассказу «Русь». Придумайте ему название. (Дети рисуют)
- Молодцы! Отложите всё в сторону.
Заключение:
Что нового вы для себя узнали?
Чему вы сегодня учились?
Как называется страна, в которой вы живёте?
Какой город является столицей?
Откуда произошло слово «Русь»?
Что означают слова «Русь», «Россия»?
Что вам понравилось на уроке? Почему?
Домашняя работа: Закончить рисунок и подготовить небольшой рассказ к нему.
Литература: Князева Н.А. Маленький пермяк: Учебное пособие по краеведению для 2 класса. Пермь. Издательство: Книжный мир. 2005.