Филиал муниципального автономногг общеобразовательного учреждения
«Байкаловская средняя общеобразовательная школа» -
«Булашовская основная общеобразовательная школа»
Тобольского района Тюменской области
Конспект урока по курсу ОРКСЭ
модуль «Основы православной культуры»
по теме «Дорога к Храму»
Составил: Сафаргалеева Эльмира Рашитовна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2020 год
Тема урока: Дорога к Храму
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
Познакомить с понятием «православный храм», с назначением и устройством православного храма.
Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Используемые технологии: элементы технологии РКМЧП –развитие критического мышления через чтение и письмо (таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал», чтение с пометками, составление кластера.
Оборудование: 1) учебник для 4 класса «Основы православной культуры» Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С., протоирей Виктор Дорофеев, Яшина О.Н. 2) Фотографии Храмов. 3) Звукозаписи «Благовест», «Трезвон», «Перезвон».
Ход урока:
Оргмомент.
Определение темы и цели урока.
Учитель читает стихотворение:
В храм иду сегодня днем,
У меня свиданье в нем.
Прямо за его порогом
Встречусь я не с кем-то — С Богом!
Нету службы? Не беда:
В каждом храме Бог всегда!
Учитель:
- О чем идет речь в данном стихотворении? (о храме)
- Используя таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал», определим наши знания о Храме.
Ответы детей.
Учитель:
- Определим тему урока и цели урока.
Ответы детей.
Работа по новой теме.
Работа с толковыми словарями. Работа в группах.
1 группа. Поиск слова ХРАМ в толковом словаре Ожегова.
Толковый словарь Ожегова. ХРАМ, -а, м. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский храм. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам(высок.). Xрам науки. * Дорога к храму (высок.) - путь к вере, к Богу.
2 группа. Поиск слова ХРАМ в толковом словаре Даля.
Толковый словарь Даля. ХРАМ м. стар. хоромы, жилой дом, храмина ж. Вшедше в храмину, Матф. | Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь.
3 группа. Поиск слова ХРАМ в учебнике (с.117-121).
Храм - хоромы-большой, прекрасный дом.
Храм – это стены, выстроенные вокруг Причастия. Храм - место присутствия Бога.
Выступление групп.
Работа с учебником. Работа в группах.
Используя учебник с.117-121, каждая группа готовит сообщения.
При чтении используем приёмы: чтение с пометками, составляем кластер.
1 группа. Внешний вид храма.
Основные понятия, которые обязательно использовать в сообщении:
- благовест, трезвон, перезвон;
- маковка;
- крест.
2 группа. Внутренний вид храма.
Основные понятия, которые обязательно использовать в сообщении:
- притвор, средняя часть, алтарь;
- иконостас;
- Царские врата.
3 группа. Церковный этикет.
Составляют правила этикета по прочитанному тексту в учебнике. Готовятся к ролевому чтению.
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Учитель:
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
Выступление групп с использованием фото и аудиоматериалов.
Проверка знаний.
1. Выполнить тестовое задание в тетради на печатной основе с.78-80
задания 1-5.
2. Взаимопроверка.
Выход в село к храму (региональный компонент)
1.Значение храма для человека
Учитель:
Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.
В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.
Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
2. История храма села Булашово
Ученик, заранее подготовленный:
Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Первая деревянная церковь была заложена в деревне Булашово в 1752 году и в 1754 году была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1758 году она сгорела и была вновь построена в том же году. В 1840 году был построен каменный храм.
В состав прихода входили 10 окрестных деревень: Новоселово, Репина, Кунина, Гасманово, Озерная, Фомина, Бобова, Куприна, Байкалово, Березовка. В приходе было 2 земских школы – в селе Булашово и деревне Байкалово.
В 1930 году храм был закрыт, колокольня и купол разобраны, а оставшуюся часть покрыли крышей. До 1974 года в здании располагался Дом культуры. С 1974 года здание использовалось под склад. В 1997 году церковь включена в памятники архитектуры регионального значения, принята на государственную охрану. Здание находилось в аварийном состоянии.
С 1997 года в селе образована православная община, которая окормлялась преподавателем Тобольской православной духовной семинарии игуменом Маркеллом (Павуком).
В православном храме села Булашово возобновлены богослужения. Регулярно преподаватель Тобольской Духовной семинарии игумен Маркелл (Павук) и студенты семинарии приезжали в этот самый древний в Тобольском районе храм.
Храм отремонтирован. В наш Храм съезжаются верующие с окрестных деревень. Совершается служба, прихожане исповедуются и причащаются, получают духовные советы.
3. Знакомство внутренним видом храма.
Попросить служителя храма познакомить ребят с внутренним видом храма. Попросить разрешения сделать фотографии для составления презентации.
Учитель:
Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «Храм души».
Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.
Тысячи лет люди ходят в храм.
Идут страждущие и плачущие –и там утешаются.
Идут растерявшиеся – и там получают наставление.
Идут провинившиеся – и получают прощение.
Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.
Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.
Итог урока.
Учитель:
- Вспомним начало занятия таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Продолжим фразу «Я узнал…» (даём возможность высказаться каждому ученику)
Домашнее задание.
Приготовить сообщение о каком-либо храме нашей области.
Приготовить презентацию «Внутренний вид храма Храм Покрова Пресвятой Богородицы»
Тетрадь на печатной основе с.80-81 задание 6.
Выполнить одно из заданий.