СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе. 2 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе. 2 класс»

Конспект урока Литературного чтения

Тема: А.А. Блок «На лугу»

Класс: 2 В

Цели: научить работать со стихотворением А.А. Блока «На лугу».

Задачи:

Дидактические:

познакомить учащихся с биографией и творчеством А. А. Блока

Развивающие:

Способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения при групповой, фронтальной, индивидуальной работе


Планируемые Результаты:

Предметные:

Научиться выразительно читать стихотворение, понимая его нравственный смысл; представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок высказать своё предположение

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


Материалы и оборудование:

Этап урока

Методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивирование на учебную деятельность

Словесный: слово учителя

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести!

-Улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение.

Эмоционально

Настраиваются

На работу.


Актуализация знаний

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

-Прочитайте стихотворение. Подумайте: как оно может называться? (Здравствуй, весна!)

Вешний цветик в травке новой

Щурит ласковый глазок.

Сел щегленок на кленовый

Зеленеющий сучок.

Любо птичке желтогрудой:

В ясном блеске вышина,

Светит солнце, радость всюду, —

Здравствуй, милая весна!

С. Городецкий

-Прочитайте стихотворение с интонацией удивления.

- Прочитайте с интонацией раздражения (еще: вопросительно, утвердительно, весело, задорно, выразительно).

-О чем рассказал нам автор в своем стихотворении?

- Как вы думаете, что мы будем изучать на нашем уроке, чему учиться, чем заниматься? (Предположения детей.)

Участвовать в учебном диалоге, узнавать новые словарные слова

Целеполагание, постановка проблемы

Наглядный: демонстрация видеофрагмента Практический: создание проблемной ситуации

-Послушайте строки стихотворения:

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...
Это всё у вороны – игрушки,

И уж так – то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно.

- Вас заинтересовало это стихотворение?

- Чем? Знаете ли автора? (Поэт описывает ворону, её игрушки, приход весны. Автор не знаком).

- Хотелось бы познакомиться с другими стихами этого автора?

- Откройте учебник на с. 114.

- Прочитайте имя поэта. (А. Блок)

Сформулируйте тему урока. (Познакомиться со стихотворением А.Блока «На лугу»).

- А с какой целью мы будем знакомиться со стихотворением А.А.Блока? (Научиться понимать стихотворение, выразительно читать, узнавать новые слова и выражения, понять – нравятся ли стихи А. Блока.)

Актуализировать знания

Работать в тетрадях

Выполнять упражнение

Участвовать в проблемном диалоге


Поиск путей решения проблемы, открытие нового знания

Практический: работа с учебником Словесный: объяснение, беседа

Александр Александрович Блок (1880 – 1921) – русский поэт. Родился в Петербурге в дворянской семье. Отец – Александр Львович Блок, юрист и философ, профессор Варшавского университета.

Мать – Александра Андреевна, детская писательница и переводчица, дочь видного учёного (ботаника) Андрея Николаевича Бекетова и известной переводчицы Елизаветы Григорьевны Бекетовой.

Первые стихи написал в 5 лет.

Зая серый, зая милый,
Я тебя люблю. 
Для тебя-то в огороде
Я капустку и коплю.
Жил на свете котик милый,
Постоянно был унылый,
Отчего – никто не знал,
Котя это не сказал.

В 11 лет А.Блок определён во II класс петербургской Введенской гимназии.

В 13 лет он издавал рукописный журнал, где помещал свои стихи, рассказы, очерки. Там же Саша увлекся театром, даже мечтал стать актёром

В 18 лет Александр Блок подаёт прошение о зачислении на юридический факультет Петербургского университета. Но любовь к литературе победила, и Блок перешёл на историко – филологический факультет и закончил его уже известным поэтом.

Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа.

Физкультминутка (упражнения для глаз)        

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

II этап. Работа с текстом

- Итак, сегодня мы познакомимся со стихотворением А.А. Блока «На лугу»

- Можем ли мы по названию стихотворения предположить его содержание?

- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению с. 114.

- Согласуется ли она с названием стихотворения?

-Уточните, о чём же будет стихотворение?

- Чтобы узнать, верны ли ваши предположения, что надо сделать? (прочитать)

- Можем ли мы сразу выразительно прочитать?

- Над чем нам стоит подумать?

Чтение стихотворения учителем

- Что вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

(аудиозапись цикла  П.И.Чайковского «Времена года» («Весна»).

-Скажите, кто еще помогает увидеть нам красоту природы, увидеть все краски весны кроме поэтов? (художники, композиторы).

На экране репродукции картин И. Левитана «Март» и «Ранняя весна».

- Что объединяет эти картины?

- Какая картина понравилась больше? Почему?

Выполнять задание в тетради

Осуществлять фронтальную проверку

Участвовать в учебном диалоге

Работать со схемой


Самостоятельная работа с использованием полученных

знаний

Практический: самостоятельная работа

- Читая, подумайте, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?     Меняется ли настроение?

Физкультминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Словарная работа

- Уточним значение некоторых слов и выражений.

Пашня – вспаханное поле.

Чу – чувствовать.

- Как вы понимаете выражения «весна идёт сторонкой», «слышен голос звонкий»

1Выборочное чтение

-Нарисуем картину, которую описал нам поэт: что увидели? (лес, небеса, пашня, луг, ручьи)

-Где находится лес?

- Какого цвета небо? Пашня? Удалось ли создать картину весенней природы?

- Какие звуки можно услышать в стихотворении? (ручей, детские голоса).

- Как это удалось поэту? ( Звуки з, ж, ч).

- О каком месяце идет речь? Как вы это определили? (Весна идет сторонкой).

- С каким настроением автор описывает весну?

- Какой поэтический прием использует А. Блок для создания образа весны? (Олицетворение). Приведите примеры.

-Прочитайте еще раз глазками, подготовьтесь к выразительному чтению.

Работа над выразительным чтением стихотворения.

- На что стоит обратить внимание при чтении стихотворения? (Высказывания учащихся, слово учителя).

Чтение стихотворения 1-2 учащимися.

Выполнять задание


Систематизация знаний

Итог урока

Словесный: формулирование выводов, обобщений

Подведём итог нашей работы.

- С какими стихотворениями А. Блока вы познакомились?

- Достигли ли мы цели урока? Обращение к плакату, где написана цель урока.

- Заинтересовались ли вы поэзией Блока?

Участвовать в учебном диалоге


Рефлексия учебной деятельности

Практический: оценивание своей работы на уроке

-Выберите и продолжите любое предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

Всем спасибо за занятие!

Подводят итоги  урока, анализируют свою деятельность на уроке.



Учитель: _____________ Антипина Н.Д.

подпись

Практикант: ____________ Кузьмина К.Ю.

подпись