15.12.2021.
Конспект открытого урока по литературе в 5 – Б классе.
Тема урока - Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети». Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Предметные результаты: усвоение содержания и идейно-тематического своеобразия стихотворения, умение работать с текстом, характеризовать героев произведения, создавать устные монологические высказывания; отбирать и структурировать материал по заданной теме; создавать свой текст в условиях ограниченного времени.
Метапредметные: умение корректировать свои действия; уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию.
Личностные: активизация размышлений обучающихся о детстве, труде, доброте, милосердии, их месте в системе ценностных ориентиров человека.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, учебники, тетради.
Основные понятия: сравнение, стихотворение.
Методические приемы: беседа, выразительное чтение, анализ текста, работа в парах, работа по рядам.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
ХОД (СТРУКТУРА) УРОКА
I. Этап мотивации.
II. Этап целеполагания.
Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
- Перед вами портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова (слайд 1) Посмотрите внимательно на этот портрет. Какие слова вы можете подобрать для характеристики человека, изображённого на портрете?
- Как вы думаете, чьё творчество мы будем сегодня изучать?
- У Н.А. Некрасова есть прекрасное стихотворение – «Крестьянские дети», именно с ним нам предстоит сегодня познакомиться. Вдумайтесь в название стихотворения. Какое ключевое слово в названии?
(Правильно, это дети)
А о каких детях пойдёт речь?
(О крестьянских)
- На какие же вопросы, по вашему мнению, мы должны ответить во время урока, прочитав и проанализировав это стихотворение?
(Узнать, как показывает поэт в своем стихотворении детство крестьянских детей, как поэт относится к крестьянским детям).
III. Этап открытия новых знаний.
Цель этапа: изучение темы урока.
Прежде чем приступить к работе над стихотворением, я предлагаю вам побывать в музее Н.А. Некрасова. У нас есть и экскурсоводы, учащиеся, которые получили опережающее задание. Прошу вас, ребята, к доске.
Итак, мы находимся в родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 километрах от Ярославля. Сейчас здесь располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века (слайд 2)
Выступления учащихся.
Учащийся 1. Детство Некрасова прошло в имении отца Грешнево, недалеко от Ярославля. Отец был очень крутого нрава. Он не щадил ни мать, ни сына. Но больше всего доставалось мужикам и матери поэта. Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она не раз защищала сына и простых людей. Всё это очень сильно волновало будущего поэта.
Учащийся 2. В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними, как с равными, вместе с ними ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. (Слайд 3)
Учащийся 3. Самым сильным увлечением поэта была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети» (слайд 4)
- Сегодня мы рассмотрим стихотворение поэта «Крестьянские дети».
- Пожалуй ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихотворений, посвященных детям, сколько у Н.А. Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают «Крестьянские дети». Дело в том, что в этом произведении заключена замечательная тайна, разгадка которой произойдет только при условии очень внимательного чтения и анализа стихотворения.
Но для полного понимания стихотворения мы должны познакомиться с словарём (слайд 5). Откройте, пожалуйста, тетради и проведём небольшую словарную работу. Запишите в тетради значения данных слов.
Словарная работа.
Словарь
- Жатва - уборка хлебных злаков путем срезания под корень.
- Серп - ручное орудие в виде прогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня.
- Сноп — связка сжатых стеблей с колосьями.
- Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.
- Цеп - ручное орудие для молотьбы.
Анализ стихотворения.
- Обратимся к началу стихотворения и вместе с автором «войдем» в солнечный летний день.
- Найдите в начале стихотворения описание природы? Какое настроение передано в нем?
(Автор радуется веселым лучам солнца, воркующей голубке, крику молодых грачей; бодрый, жизнерадостный тон передает приподнятое настроение поэта).
- Как называется описание природы в художественном произведении? (Пейзаж).
- Пейзаж в начале стихотворения наполнен солнечным светом, озвучен голосами птиц – звуками светлого лета. Перед нами солнечный, радостный русский пейзаж.
- В стихах Некрасова природа изображена в тесном единении с человеком, и прежде всего с жизнью крестьянина, с его трудом и повседневными заботами. И, наверное, не случайно при описании крестьянских детей Некрасов использует природные образы. Какие?
(Глаза сравнивает с полевыми цветами, «как в поле цветы»).
- Как называется выразительно-изобразительное средство, основанное на сопоставлении одного предмета или явления с другим? (Слайд 6)
(Сравнение).
- Какие слова использует автор, выражая свое отношение к детям?
(«В них столько покоя, свободы и ласки», «в них столько святой доброты», «я детского глаза люблю выраженье»).
Вывод: умиление и нежность переполняют охотника, он относится к детям с любовью.
- Затем в стихотворение врываются голоса крестьянских детей, девять голосов.
- Можем ли мы определить характер каждого мальчика по их репликам? Давайте попробуем (слайд 7)
Первый мальчик наблюдательный, второй – склонный к размышлениям, третий – Гриша – осторожный, четвертый – смелый. Другие ребята удивляются и, восхищенные, рассматривают барина, его часы, ружье, собаку.
- Какой приговор «вынесли» дети охотнику? Что означает такой приговор? Как он характеризует мальчишек? (Наблюдательные, сообразительные, смекалистые).
- Случайная встреча с деревенскими ребятами вызывает воспоминания о собственном детстве автора, проведенном среди крестьянской детворы. Рассказчик сопоставляет себя с крестьянскими детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик – нет.
- О чем рассказывает автор? (Показывает картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, лесные походы, радость участия в общем труде).
- Как называет автор крестьянских детей? («Милые плуты», «счастливый народ»).
- В чем же они счастливы? («В их жизни так много поэзии слито», поэт завидует им).
- Почему автор завидует им? (Счастливое время в жизни самого автора, не отягощенное проблемами, заботами).
- Каково отношение к крестьянским детям? (Любовь, понимание).
- Как вы понимаете строчки «ни науки, ни неги не ведают в детстве они»? (Строчки проникнуты горькой иронией).
- Далее автор вводит в свой рассказ образ дороги.
- О какой дороге идет речь? Как вы понимаете слова: «…у нас же дорога большая была»? (Дорога – тракт, шоссе; дорога – жизненный путь).
- Образ дороги – символичен. Это не только тракт, по которому едут или идут, это и символ жизненного пути. Каждый выбирает дорогу сам.
- А какой путь ждет крестьянских детей? (Рабочий путь)
- Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит! Давайте проверим значение этих слов (слайд 8).
Вологжанин — житель города Вологды.
Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.
Портной — мастер по шитью одежды.
Шерстобит — работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.
- Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?
- Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?
(Так ребята узнавали мир, расширяли кругозор. Тогда не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров, и дорога и проходившие по ней люди были единственным источником информации о мире и о жизни).
- Далее автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы (слайд 9).
- Чем закончился поход за грибами? (Купанием в реке)
- Что делают дети, вернувшись домой?
(Домой они вернулись с полными лукошками, т.е. это не только приятное времяпрепровождение, но и полезное занятие. Кто помогает родителям нянчить младших, кто тащит на пожню квас, кто играет, отдыхает).
- После грибной поры пришла пора сбора ягод (прочитать отрывок от слов «Грибная пора отойти не успела… до «…живого в деревню тащат с торжеством»).
- Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. (Из шести предложений четыре – восклицательные).
- Какой вывод можно сделать? (Эти предложения проникнуты особыми чувствами).
- Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?
(Радостное, веселое, задорное).
- Но вот радостное повествование о безмятежном детстве крестьянских детей обрывается, меняется интонация повествования. Автор рассказывает о том, как постепенно крестьянские дети приобщаются к тяжелому крестьянскому труду, который сначала оборачивается для них «нарядной своей стороной», а затем становится непосильным бременем (слайд 10)
- Крестьянские дети рано начинали трудиться
- Как вы понимаете выражение «нарядной своей стороной»? (Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай).
- Какие чувства испытывает ребенок, участвующий в общем труде? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.)
- Как вы понимает выражение «Ванюша в деревню въезжает царем»? (Сидя на стоге сена)
- Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем»
- Как прививали любовь к труду? (Собственным примером)
- Что нужно сделать, чтобы вырастить хлеб? Прочитайте этот отрывок. Объясните значение слов. Подсчитать количество слов, указывающих на процесс выращивания хлеба.
- Итак, чтобы вырастить хлеб надо немало потрудиться: посеять, вырастить, собрать урожай, сохранить его, испечь хлеб. А этот труд тяжелый и в наше время, поэтому бережно относитесь к хлебу. Выращивание хлеба – это труд многих людей, необходимо ценить его.
- Да, «крестьянский ребенок свободно растет», «он знает лесные дорожки, гарцует верхом, не боится воды…», но Некрасов показывает и «оборотную сторону медали».
- Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»?
(Обычно употребляется в переносном значении: одна сторона – положительная, другая – отрицательная).
- И вот из жаркого доброго лета мы переносимся в «студеную зимнюю пору» и «сильный мороз» (слайд 11).
- Почему всплыла в памяти поэта давняя встреча? Как дополняет эта сцена раздумья поэта о жизни крестьянских детей? (Есть другая сторона жизни крестьянских детей, и о ней знает автор - это раннее приобщение к тяжелому, непосильному крестьянскому труду).
- Как автор рисует поведение мальчика?
(Он не идет, а «шествует важно, чинно, спокойно; как взрослый).
- Почему автор употребил слово «шествует»? (Шествовать – идти, двигаться торжественно, важно; он понимает свою значимость)
- Внешне несуразная картина: лошадь, большой воз хворосту и рядом маленький мальчуган в огромных сапогах, больших рукавицах – все это невольно вызывает в первый момент улыбку, которая чувствуется в обращении автора.
- Обратите внимание на иллюстрацию на слайде.
- Как речь мальчика характеризует его? (Он отвечает нарочито грубо, чтобы подчеркнуть свою значимость; возможно, подражает отцу)
- В репликах мальчика звучит чувство собственного достоинства. Он не страдает от этой работы и не считает себя несчастным, он горд и потому вызывает особое восхищение.
- Маленький мужичок испытывает гордость и ответственность за доверенное дело. Он вправе причислить себя, шестилетнего, к мужикам – кормильцам большой семьи. Уверенность, важность и независимость звучат в последних словах «малюточки», крикнувшего басом.
- Какие чувства испытывает автор? (Не жалость, а уважение к этому чувству мужской ответственности, трудолюбию и бесстрашию малыша)
- Почему рассказчику сначала кажется, что «как будто все это картонное было», что он попал в детский театр? (Все это не настоящее, не мог поверить в реальность происходящего)
Вывод. Эта сцена проникнута глубоким сочувствием и уважением к шестилетнему труженику, к столь раннему знакомству с тяжелым трудом (оборотная сторона привольного деревенского детства). Ведь это ребенок, который «уморительно мал». И ранее приветливая, ласковая природа оборачивается «нелюдимой, мертвящей зимой».
- Итак, какую «картину» нарисовал нам автор. Какие краски вы возьмете, чтобы выразить свое впечатление от прочитанного? (Контрастные: светлые и темные)
- Что вы отнесете к светлой стороне? А к темной?
IV. Этап первичного закрепления.
Цель этапа:
- умение ориентироваться в своей системе знаний; применение нового знания в типовых заданиях. (Слайд 12)
- Распределить пункты на две колонки и записать в тетрадь.
- Каким предстает мир крестьянских детей?
«Светлая» сторона жизни, удивительный мир - привольная жизнь на лоне природы:
- «грибные набеги»;
- походы за ягодами, орехами;
- купание в реке, рыбалка;
- общение с людьми «рабочего звания»
«Темная» сторона жизни, трудная - раннее приобщение к тяжелому крестьянскому труду:
- помощь родителям по дому;
- работа в поле;
- помощь при заготовке дров;
- ответственность за жизнь семьи.
Вывод: Некрасов испытывает нежность, умиление, любовь и восхищение Некрасов сочувствует маленьким труженикам, но в то же время уважает их.
V. Этап включения в систему знаний.
Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.
- Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.
- Как вы думаете, какое «вековое наследство» призывает хранить поэт?
(«Вековое наследство» - это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, ощущение ее красоты, радость жизни, радость труда. И это обращение адресовано не только к крестьянским детям, но и к будущим поколения. Это завещание Некрасова). (Слайд 13)
- Анализ 3 части стихотворения
- Каким настроением проникнут финал стихотворения? (Радостным, веселым; автор и дети объединяются; нет никаких преград; мальчики уже не боятся героя; сам автор наслаждается шумным восторгом ребятишек).
Так дружески заканчивается встреча охотника с крестьянскими детьми, и эта сцена еще раз подчеркивает, с какой симпатией относится поэт к своим героям. Этот эпизод – прообраз каких-то небывало хороших времен, которые обязательно должны наступить.
VI. Этап подведения итогов урока.
Цель этапа: подведение итогов урока.
- Как изобразил Н. Некрасов жизнь крестьянских детей?
- Узнали вы что-то новое? Что вас больше всего поразило (удивило, обрадовало, огорчило)?
- Каково ваше отношение к героям стихотворения?
- Интересно ли вам было анализировать стихотворение? Все ли вам было понятно?
- Работа в группах. (Слайд 14).
Представление Фингала для деревенских зрителей.
Охотник рад возвращению в родную деревню.
Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
Раздумья о детском труде.
Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
Встреча поэта с «мужичком» Власом.
Проза разлучает с крестьянскими детьми.
- А теперь попробуем восстановить последовательность событий. Перед вами пункты плана текста стихотворения, но они даны в произвольном порядке. Ваша задача – восстановить последовательность событий. Какая группа сделает это первой? Проверим правильность ваших ответов. (Слайд 15).
1. Охотник рад возвращению в родную деревню.
2. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
3. Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
4. Раздумья о детском труде.
5. Встреча поэта с «мужичком» Власом.
6. Представление Фингала для деревенских зрителей.
7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.
- А теперь давайте вспомним, о каких средствах выразительности мы сегодня говорили? (Сравнение)
- С каким типом описания мы познакомились? (Пейзаж).
- Чья речь, кроме авторской, звучит в стихотворении? (Речь героев).
- В виде чего представлена речь героев? (В виде диалога)
- Вспомните, что такое диалог?
VII. Этап рефлексии и оценивания.
- Я держу в руках символическое сердце, наполненное чувствами поэта к крестьянским детям. Давайте передадим его по цепочке. Беря в руки сердце, называйте чувства, которые испытывал Н.А. Некрасов к крестьянским детям.
- Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение «Что я узнал о жизни крестьянских детей?»