Просмотр содержимого презентации
«Attalea princeps урок по сказке Гаршина»
Всеволод Михайлович Гаршин
«Attalea princeps»
«Attalea princeps»
Вперёд,
к свету,
к свободе,
к небу!
«Attalea princeps»
Опираясь на ключевые слова и выражения, подготовьте сжатый пересказ эпизода.
1-я группа
2-я группа
Ботанический сад,
Учёный директор,
3-я группа
Оранжерея,
4-я группа
Узорчатые арки,
Саговая пальма,
Стеклянная будочка,
Attalea princeps,
Пузатый кактус,
Железные рамы,
Пальма росла,
Корица,
Решётки прочны,
Толстые стёкла,
Научное имя,
Древовидный папоротник,
Упёрлась в рамы,
Гость из Бразилии,
Родной край,
Роскошные леса,
Злоба и раздражение,
Свобода,
Упрямое дерево,
Глупости,
Была гордой,
Зима,
Звонкий удар,
Голубое небо
Осень,
Бледнели,
Вздор,
Нищая природа,
Гордые слова
Умирали
Садовник
По первому и второму эпизоду сказки сформулируйте по два вопроса
- Очень красивая большая оранжерея из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и переливалось, как драгоценный камень. Оранжерея – краса и гордость большого города.
- Растения-заключённые. В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи. Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение.
эпизод
вопросы
1-й эпизод
выглядит оранжерея?
чувствуют растения в ботаническом саду?
Вывод: прекрасная оранжерея – темница (тюрьма) для её обитателей.
- Учёный-ботаник. Всё время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересуют только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает, и знать не хочет. Он так же отгорожен от внешнего мира, как и его оранжерея.
- Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину: «её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…» Ему стало грустно, оттого что пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой.
2-ой эпизод
- Что собой представляет директор оранжереи?
- Как отнёсся к пальме приезжий гость (бразильянец)?
Вывод: два персонажа- два характера. Директор – человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела – вся его жизнь регламентирована наукой.
Бразильянец – человек открытый и душевный, сострадательный.
Эти образы противопоставлены друг другу.
Антитеза - противопоставление
Экспозиция – в
литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств
Пузатый кактус – румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.
Пальма - одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная.
Саговая пальма – злобная, раздражённая, надменная, высокомерная.
Древовидный папоротник – в целом тоже доволен своим положением, но какой-то безликий, ни к чему не стремящийся.
Корица – прячется за спины других растений («меня никто не обдерёт»), спорщица.
Конфликт – столкновение, серьёзное разногласие
чувство собственного достоинства
чувство удовлетворения от чего-нибудь
Гордость -
высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе
Прекрасная оранжерея
Королевская пальма
Образ директора
Реальность
Обитатели сада
Гордость принцессы-пальмы
Гордость директора
Образ бразильца
Растения-заключённые
Мечта