Урок литературы в 7 классе
Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»
Цель: познакомить обучающихся с понятиями «романтизм», «романтический герой», развивать навыки анализа текста, построения суждения, умения делать вывод, умение строить суждения, высказывать свою точку зрения.
Задачи:
Образовательные:
рассмотреть проблему романтического героя в ранних произведениях М. Горького;
провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.
Развивающие:
развивать навыки анализа художественного текста;
развивать у учащихся чувство « художественного слова»;
развивать речь, умение формулировать высказывание.
Воспитательная:
через анализ легенды воспитать у обучающихся уважение к высоким нравственным качествам : бескорыстию, гордости , добру, служению людям;
подвести обучающихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям.
Оборудование: мультимедийная презентация, рабочие тетради, портрет М.Горького
Эпиграф урока:
Жизнь не тающая свеча. Это что – то вроде чудесного факела,который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим
поколениям.
Б.Шоу
Ход урока
І. Вступительная часть урока. Эмоциональный настрой на урок.
«Поделись улыбкой»
- Я вижу у всех хорошее настроение. Пусть работа будет вам в радость, пусть день будет удачным
ІІ. Вступительное слово
Сегодня у нас традиционный урок в нетрадиционной форме. Мы будем работать в заранее подготовленных тетрадях, которые находятся у вас на партах. В конце тетради есть оценочный листок, в который вы будете заносить в процессе работы свою оценку, т.е. самооцениваться.
А сейчас мы отправимся с вами в романтическое путешествие на юг, к морю, в Бессарабию, где раскинулись Аккерманские степи. За свою красоту и вольную ширь они были воспеты поэтами-романтиками.
В пространстве я плыву сухого океана;
Ныряя в зелени, тону в ее волнах;
Среди шумящих нив я зыблюся в цветах,
Минуя бережно багровый куст бурьяна.
Уж сумрак. Нет нигде тропинки, ни кургана;
Ищу моей ладье вожатую в звездах;
Вот облако блестит; заря на небесах...
О нет! - То светлый Днестр, - то лампа Аккермана.
Так в начале ХІХ века воспевал красоту тех мест польский поэт-романтик Адам Мицкевич. А в конце ХІХвека в период с 1892 по 1902 года по этим местам странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький .
Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.
Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль». И сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа «Старуха Изергиль», «Легендой о Данко»
- Итак, тема нашего урока «Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»
Сегодня, ребята, мы поговорим о жизни, о ее цене, о предназначении человека и об уникальности человеческой жизни.
Сформулируйте цели и задачи урока:
Познакомиться…. (с романтическим направлением в раннем творчестве автора, с легендой о Данко)
Проанализировать….
Развивать ……..
Воспитывать……
ІІІ. Проверка домашнего задания
- Урок начнем с проверки домашнего задания. Дома вы читали статью учебника и записи в тетрадях о жизни и творчестве М. Горького. Проверим, насколько вы выполнили домашнее задание. Сейчас вы напишете литературный диктант «Знаешь ли ты Горького» (Проведение диктанта, взаимопроверка, подведение итогов, выставление баллов в оценочном листе)
IV. Изучение новой темы
- О ком сегодня мы будем говорить на уроке? ( О Данко, о «Легенде о Данко»).
Однако мы сегодня будем говорить не просто о герое, о легенде , но ещё и поговорим о таком литературном направлении как романтизм и о чертах романтического произведения.
«Легенда о Данко» - это одна из историй, рассказанных старухой Изергиль в одноимённом рассказе.
Рассказ “ Старуха Изергиль ” написан Горьким в 1895 году. Тема рассказа – смысл человеческой жизни, вопросы человеческого счастья.
- Давайте с вами вспомним, как всё начиналось. Почему же сильные, смелые люди племени Данко не оказали сопротивление врагу. Внимание на Римму, а затем на экран.
Ученик читает текст.
«С моря поднималась туча – черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет. Она ползла в степь. С ее вершины срывались клочья облаков, неслись вперед ее и гасили звезды одну за другой. Море шумело. Недалеко от нас, в лозах винограда, целовались, шептали и вздыхали.
Глубоко в степи выла собака… Воздух раздражал нервы странным запахом, щекотавшим ноздри. От облаков падали на землю густые стаи теней и ползли по ней, ползли, исчезали, являлись снова… На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное.
– Видишь ты искры? – спросила меня Изергиль.
– Вон те, голубые? – указывая ей на степь, сказал я.
– Голубые? Да, это они… Значит, все-таки! Ну-ну… Я уж вот не вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть.
– Откуда эти искры? – спросил я старуху. Я слышал кое-что раньше о происхождении этих искр, но мне хотелось послушать, как расскажет о том же старая Изергиль.
– Эти искры от горящего сердца Данко. Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем… И вот от него эти искры. Я расскажу тебе проэто…»
Видеоролик «Легенда о пламенном сердце» (Сначала до слов
« злые враги»)
- Почему же эти сильные, смелые люди не оказали сопротивление врагу? (Ответы учащихся)
-Правы мы или нет, мы поймем после анализа легенды.
Работа с текстом художественного произведения.
Работа в группах
- Входя в класс, каждый из вас взял с этого стола атрибут и сложили пазлы. По этим атрибутам вы сформировали группы, задача которых — дать характеристику образам легенды. 1 группа, которая выбрала фрагмент пейзажа, будет работать с образом природы; 2 группа, которая сложила пазл из фрагментов костра,расскажет о племени Данко, 3группа, сложившая пазл сердца — о Данко.
Перед вами инструкция «Этапы выполнения работы»:
1 группа «Природа» .
- Найдите описание природы . Как рисует её автор? Какие языковые средства употребляет?
Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим…..
…там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям
( Горький олицетворяет природу, она живёт и действует наравне с человеком, но она враждебна , как и враги, грозит ему смертью. Нарисовать образ природы помогают следующие языковые средства:
эпитеты: старый лес, каменные деревья, крепкая тьма, ядовитый смрад, похоронную песню.
Метафоры: кольцо крепкой тьмы .. точно собиралось раздавить их, деревья - великаны.
Олицетворения: деревья стояли молча и неподвижно, сдвигались вокруг людей по вечерам, .лес гудел, грозил, пел, тени прыгали в безмолвной пляске, торжествуют злые духи болот.
Гипербола: лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву.)
2 группа «Люди»
- Как ведут себя люди ? Как описывает автор их состояние? Какие языковые средства для этого употребляет?
Тогда стали плакать жёны и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску…
Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота... Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче ...
Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...
( Вначале тоска, потом страх, а затем и ужас сковывает людей ( приём градации) , они «ослабли от дум», готовы сдаться. Горький показывает, как постепенно сдаются люди и уже готовы « идти к врагу и принести ему в дар волю свою..»
Для этого М.Горький использует эпитеты: скованных страхом, трусливые слова, робкие, тихие слова, рабская жизнь; метафоры: страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем, принести в дар волю свою, повторы)
«Но тут явился Данко и спас всех один» - пишет М. Горький.
3 группа «Образ Данко»
1. Найдите в тексте слова, рисующие образ героя.
2. Расскажите о том, как ведёт себя герой в создавшейся ситуации.
3. Определите, какие черты характера проявляются в данных ситуациях.
4. Выпишите изобразительно-выразительные средства, относящиеся к герою, подумайте, какова их роль в этом фрагменте.
5. Заполните таблицу
Происхождение | «один из тех людей» |
Внешность | «молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня». |
Отношение к | Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». |
Отношение к окружающим | Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь». |
Реакция окружающих | 1. «Дружно все пошли за ним – верили в него». 2. «И стали они упрекать его в неумении управлять ими» 3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его». |
Финал | «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер» |
(Альтруизм - Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, на считаясь со своими личными интересами)
Выступление групп.
Черты характера Данко
- Перед вами на доске - голубые листочки с неровными краями. Они похожи на искры, которые путники увидели вдали. И на этих листочках я предлагаю написать черты характера, которые присущи были Данко (мужество, самопожертвование, благородство, любовь к людям) Перевернём листочки (Дети переворачивают листочки – получается сердце)
6. Работа с текстом.
- Почему люди поверили Данко и сделали его своим вожаком?
(Данко - один из тех людей, молодой красавец.Красивые - всегда смелы…. Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.)
-Какие слова произносит Данко? Что он предлагает людям?
(«И вот он говорит им, своим товарищам:
- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..»)
-И вот Данко повёл людей. Как вначале шли люди?
(« Дружно все пошли за ним - верили в него»).
- Что же происходит потом? Почему по – другому повели себя люди?
(Путь был трудным, и «люди пали духом»)
- Найдите описание данного пути. Какие языковые средства использует для этого автор?
" Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом.
(Метафоры: болото разевало.. пасть, глотая людей; деревья заступали дорогу могучей стеной; олицетворения: деревья зашептали глухо, грозно; скрипели, гудели, казались живыми; сравнения: переплелись их ветки между собой; как змеи, началась гроза, и «в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Страх людей, их беспомощность перед природой подчёркивают и антонимы:» маленькие люди» и «большие деревья», и обрамление данной части: начинается она словами «трудный путь» и ими же заканчивается, что ещё раз подчёркивает безысходность людей в данной ситуации. )
- Почему люди « в злобе и гневе» обрушились на Данко и приговорили его к смерти?
(Людям « стыдно было сознаться в своем бессилии», и они боялись признаться в этом себе и другим)
Читает наизусть подготовленный ученик.
«- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они.
А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…
- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».
-С кем сравнивает автор людей?
( Автор сравнивает людей со зверями, с волками, и повадки у них звериные:
« и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко»)
-Как ведёт себя Данко?
(Данко « разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой» и вновь повёл людей за собой)
_ Почему так поступил Данко?.
(«Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут»).
- Как пишет автор о сердце Данко?
( Сердце Данко – «факел великой любви к людям»( перифраз) « пылало так ярко, как солнце, ярче солнца» ( сравнение)).
- Прочитайте окончание легенды. ( Со слов:«И вот лес расступился..»)
_ Данко вывел людей и умер. Почему же люди не заметили его смерти?
(Они были счастливы, радостны, полны надежд, ведь светит солнце, перед глазами широкая степь).
- А Данко был ли счастлив перед смертью? Подтвердите свою мысль словами из текста.
( Конечно. Горький пишет: « кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся». Он любил людей и ничего не ждал за свою любовь взамен. Данко счастлив, потому что он помог людям).
- Почему один « осторожный человек» наступил на сердце Данко? Обратите внимание на эпитет «осторожный». Осторожный – это какой?
-Посмотрите, какое значение имеет слово «осторожный в словаре Ожегова».
Давайте воспользуемся сетью Интернет:
1. Предусматривающий возможную опасность, не опрометчивый. Он человек очень осторожный.
2. Сдержанный, бережный негрубый. Осторожное обращение с больными.
( Испугался показаться хуже него, не каждый способен на подвиг).
- Итак, почему же эти сильные, смелые люди не оказали сопротивление врагу?
( Они были сильны физически, а не духом, поэтому и струсили, испугались опасности, каждый думал только о себе, а не о другом).
- А могло ли описанное Горьким произойти в жизни?
(Нет).
- Обратите внимание на жанр произведения. Вспомним определение жанра.
Легенда- произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
В основу «Легенды о Данко» легла библейская история о Моисее.
Рассказ истории учеником с показом сюжетных картинок из Библии.
«Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода.
Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом.
Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер».
Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко (заполнение таблицы)
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (записывают самостоятельно, затем поверка.)
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (записываем вместе)
Сходство |
Плен, враги, выводит один человек, люди теряют веру в спасение, ропщут и на Моисея и на Данко |
Отличия |
Безжизненная пустыня Помощь Господа Блуждали 40 лет Умирает в пути, не закончив своё дело | Непроходимый лес Надежда только на себя Выводит из плена ценой своей жизни |
Вывод:Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.
– В жизни человека, ребята, всегда есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.
- Мы с вами отметили , что в основу легенды легли библейские мотивы, но в ней много есть и фантастического. Это романтическое произведение и принадлежит к такому направлению, как романтизм.
Романтизм – направление в литературе, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом.
Характерные признаки романтического произведения.
герой противопоставляется «толпе»;
герой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени;
необычный пейзаж, обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям.
- Докажем, что «Легенда о Данко»- романтическое произведение, а Данко - романтический герой.
( Ответы учащихся)
- Данко - конечно вымышленный герой. А нужны ли такие люди, как Данко в нашей жизни? Приведите примеры. (Ответы детей)
Это и герои Великой Отечественной войны, они отдавали жизнь за свою Родину, за свой народ, за своих родных и близких, за мирное небо последующих поколений. Это и ликвидаторы Чернобыльской аварии, которые рискуя своей жизнью и здоровьем, совершали настоящий подвиг. Это и пожарные, и работники милиции, и спасатели. Люди благородных профессий, которым часто приходится рисковать своей жизнью ради других.
Конечно, это случается в экстремальных, исключительных обстоятельствах. Но и в повседневной жизни вы тоже можете совершать подвиг. Ну допустим – преодолевая свой страх, свой эгоизм, дарить окружающим свою любовь и понимание, а не только брать. Нужно ещё уметь и отдавать.
Итак, что же за человек-герой. Какими чертами он должен обладать?
( Составление ассоциативного куста: храбрость, мужество, сила, красота, любовь к людям, мужество, сила воли, смелость.)
- Какая из них самая главная? (Любовь к людям.)
«Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего», - говорил М. Горький. Именно об этой любви он и писал в своих произведениях. Если человек любит другого, он способен на самопожертвование, и в его жизни «всегда найдется место подвигу» .
V. Итог урока
- Прочитаем высказывание Бернарда Шоу. (Чтение эпиграфа к уроку)
Скажите, как вы понимаете эти слова?
- Как связано высказывание Бернарда Шоу с легендой о Данко?
- Какую проблему поднимает автор в этой легенде?
- Кто в легенде М.Горького является личностью? Почему?
- Достигли ли мы намеченой цели урока?
VI. Д.З 1.Выучить отрывок наизусть;
2. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем «Напрасна ли смерть Данко?», «Ради чего стоит жить и бороться?»
VII. Оценивание
- А теперь оцените себя в оценочном листе. Посчитайте количество баллов. Я посмотрю их. Выставлю свою оценку каждому из вас. Если вы не достигли желаемого результата, не огорчайтесь. На следующем уроке у вас будет возможность его улучшить.
- Закончить урок я хочу стихотворением Сергея Острового:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.