СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе для 8 класса: "Формирование характера Петра Гринева и понятие человека чести".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе для 8 класса: "Формирование характера Петра Гринева и понятие человека чести".»

Конспект урока по литературе для 8 класса.

Время: 1 академический час.

Тема: Формирование характера Петра Гринева и понятие человека чести.

Цели урока:

- привить навык аналитического чтения произведения;
- раскрыть образ главного героя романа;
- последить за этапами формирования характера П.Гринева;
- формировать представление обучающихся о нравственных ценностях.

Цель анализа: выявить с помощью каких факторов и каких персонажей формировался характер П.Гринева.

Форма урока: эвристическая беседа.

План урока.

1.Орг.момент.Вступительное слово учителя.
2.Постаовка целей и проблемного вопроса.
3. Анализ 1-3 гл. произведения.
4. Подведение итогов.
5. Заключительное слово учителя.
6.Домашнее задание.

Ход урока.


1.Орг.момент. Вступительное слово учителя.


Учитель - Здравствуйте, садитесь. Записывайте число, классная работа.


По значительности поставленной темы, широте охвата действительности, художественному совершенству истори­ческая повесть «Капитанская дочка» является шедевром, вершинным достижением Пушкина-реалиста. Это послед­нее из крупных его произведений, законченное им за три с небольшим месяца до смерти.

«Капитанская дочка» посвящена разработке исключи­тельно важной для этого времени темы — крестьянского восстания, крестьянской войны.

Изучение истории восстания Пугачева дало возмож­ность Пушкину точно и правдиво рассказать о тех событи­ях, которые он изображает в повести.


    Надеюсь, никто из вас, прочтя это произведение впервые, не смог остаться к нему  равнодушным?


Учащиеся - Да.


2. Постановка учебной цели, проблемного вопроса.

   

Сегодня мы будет наблюдать за одним из главных его героев -  Петром Гриневым, за тем, как формируется его характер. Запишем тему:


«Формирование характера Петра Гринева».

(учитель записывает тему на доске)


  Учитель - При чтении вы могли заметить, что в повествовании есть слова, которые сам автор выделяет, повторяет в наиболее важные моменты. Как вы думаете, что это за слова.

Назовите мне основное опорное слово повести, напрямую связанное с судьбой главного героя?

Ученики - Это слово «честь», на него автор указывает уже в эпиграфе романа.

Учитель - Верно.

  Сам эпиграф «Капитанской дочки», взятый из фольклора, настраивает нас на основную тему повести - «Береги честь смолоду». Уже с первых глав в произведение входит тема чести офицерского мундира и человеческого долга. Так, отец Петруши непременно хочет, чтобы тот служил не в Петербурге, где офицеры только «мотают да повесничают», а в провинции: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». 
    Тема чести солдатского мундира неразрывным образом связана с любовью к отечеству, долгом перед императрицей. Благословляя Петра, отец напутствует его таким словами: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду». 
    Мы видим, что герой сделал эти слова своим жизненным кредо. В самых трудных обстоятельствах, которые, по воли судьбы, выпали на его долю, он хранил верность императрице и своей стране, потому что присягал им: «Нет, - отвечал я с твердостию. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». 



3.Анализ 1-3 гл. произведения.


Учитель - Можно выделить несколько этапов формирования характера и взглядов Петра Гринева. Как вы думаете, какой временной промежуток войдет в 1-й этап?


Ученики - Детские и юношеские годы.


 Учитель - Назовите окружение Петруши того времени.


Ученики - Отец, мать, Савельич, Бопре, дворовые мальчишки)


Учитель -Что главным в воспитании было для Савельича?

Ученики - Чтобы Петруша был умыт, причесан, накормлен.


Учитель - Как повлиял на воспитание мосье Бопре?

Ученики - Каждый должен заниматься своим делом.


Учитель - Что можно сказать о матери?


Ученики - Она очень любила своего сына, очень добрая, но слабохарактерная.


Учитель - Что перенял Петруша от отца? Что хорошее и что плохое он получил от него?

Ученики - Хорошее – честность и прямоту, а плохое крепостнические замашки.


Учитель - Молодцы. Давайте сделаем вывод: каким же в результате такого окружения, воспитания  вырос Петруша?

Ученики - Легкомысленным, неопытным, ветреным, беспечным.

Учитель - Процитируйте, как сам герой оценивает свои познания.

Ученики - «Я жил недорослем»


Учитель - Каковы были его нравственные понятия (цитата из произведения)

Ученики - «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни».


Учитель - Верно. Молодцы. Когда же начинается следующий  этап формирования характера Гринева?


Ученики - С момента отъезда из дома, когда герой вступает в самостоятельную жизнь.


Учитель - Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты иллюзий, но в результате обогащается его внутренний мир. Докажите правоту этих слов, проанализировав различные эпизоды из жизни героя.

 - Первый эпизод – встреча с Зуриным. Чем она запомнилась Гриневу?

Ученики - Проигрыш денег.


Учитель - Какая мечта героя здесь разрушилась?

Ученики - Надежда на веселую, беззаботную жизнь в Петербурге.


Учитель - Что испытывает герой после этих событий?


Ученики - Стыд и раскаяние.


Учитель - Обогатился ли внутренний мир героя в результате этих чувств?


Ученики - Да, немного. Он стал больше думать о других.


Учитель - Разлад мечты с реальностью продолжается и в Белогорской крепости. Проанализируем, каким образом. В каких эпизодах мы это видим?


Ученики - Белгородская крепость и дуэль. Гринев мечтал о грозных бастионах, строгом начальнике, смертоносном оружии, военной службе со смотрами, парадами, о героическом ореоле, но получил деревушку, окруженную забором, коменданта в колпаке, забитую мусором пушку и т.д. Зато он получил возможность беседовать с простыми людьми, заниматься литературой и обрел любовь.


Учитель - Верно, а как все это обогатило внутренний мир. Сделаем вывод, как все это обогатило внутренний мир героя? Чему научился Гринев?

Ученики - Он разочаровался, но научился трезво смотреть на мир, стал получать радость от общения с простыми людьми, пересмотрел понятия истинной чести.


Учитель - Верно. На этом, конечно, не заканчивается формирование характера Гринева, но он уже сильно изменился. На последующих уроках мы будем следить за Петром, за изменением его взглядов через отношения с Швабриным и с Машей.


4. Подведение итогов.



Учитель - Так какое значение слова «честь» господствует в произведении и применимо к образу главного героя?


Ученики - Сначала второе значение это слова, но потом, когда Гринев меняет свои взгляды на жизнь к нему становится применимо первое значение: внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.


Учитель - Честь - комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство,достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.

Словарь В. И. Даля, отражая это разделение, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».

Учитель - Запишем в тетради, что Гринев - человек чести.


5.Заключительное слово учителя.


Учитель - Общенародное представление о чести, любви, доброте, милосердии соединили в повести людей, противостоят вражде, ненависти, смерти.  Человек в конфликте может выступать не только жертвой, а и героем, возвышаясь до величия тех сил, которые ему противостоят.

    Жизнь пушкинских героев – это подвиг сохранения себя как личности под натиском стихии природы и истории, под прицелом смерти. «Капитанская дочка» - это своего рода завещание Пушкина, открывающее читателям выстраданную правду о русском народе. Всем спасибо за работу!

  Тему чести можно назвать основной в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение создавалось на основе документального труда о восстании Пугачева, которым писатель очень интересовался. Он длительное время изучал историю крестьянского бунта под предводительством лже-царя, саму личность Пугачева. 
    В результате проделанной работы родилась не только «История Пугачева», но и «Капитанская дочка», в которой Пушкин затрагивает важные вопросы: как должен вести себя человек в сложных ситуациях, что может послужить ему опорой и поддержкой в трудную минуту. Писатель приходит к мысли, что только чувство собственного достоинства и чести может сохранить человека в человеке. Это Пушкин и демонстрирует на протяжении всего произведения на примере своих героев. 


6.Домашнее задание.


Чтение с 4 по 8 главу. Выборочный пересказ одной из уже прочитанных глав. Индивидуальное задание: Сочинение «Береги честь смолоду (Гринев в жизненных испытаниях)».