проанализировать стихотворение Лермонтова «Валерик», раскрыть особенности изображения войны и человека на войне в лирике поэта, выявить отношение Лермонтова к войне;
развивать умения анализировать поэтический текст, представлять и аргументировать свою точку зрения, вести диалог.
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Организационный момент: эмоциональный настрой, мотивация к учебной деятельности. | Рассказывает об истории создания стихотворения «Валерик» (слайды презентации 1-5). Стихотворение было написано в 1840 году. Основная его часть представляет развернутое описание походной жизни и военных действий на Кавказе, кровопролитного боя на реке Валерик между отрядом генерала Галафеева и чеченцами 11 июля 1840, в котором участвовал и Лермонтов. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели поэта. Стихотворение обращено к В. А. Лопухиной (в замужестве Бахметевой) - близкому другу и возлюбленной поэта, женщине, к которой Лермонтов испытывал по-настоящему глубокие чувства. Свои впечатления о бое на реке Валерик Лермонтов запечатлел не только поэтическим словом, но и кистью художника. О том, что чувствовал поэт в те дни, свидетельствует портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова бароном Д. П. Паленом после валерикского боя. У поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, одежда без эполет. | Прослушивают романс «Я к Вам пишу…» (муз. М.Таривердиева на стихотворение М.Лермонтова). |
Постановка проблемы. | Организует диалог, побуждающий к постановке проблемы. Примерные вопросы: Дома вы прочитали стихотворение полностью. Чем не похоже это стихотворение Лермонтова на те, которые мы читали раньше? Какие строки поразили: показались пронзительными, странными, может быть, непонятными? Попробуйте одним словом охарактеризовать стихотворение. Слайд 6. Это стихотворение-послание, письмо, рассказ, исповедь. Уточняем по словарю: Исповедь 1. Откровенное признание в чем-нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов. 2. У верующих: покаяние в грехах перед священником. (Словарь русского языка С.И. Ожегова) В чем исповедуется лирический герой? Рассказывает о своих взглядах или признается в грехах? | Отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями. Примерные ответы: Объем (= поэма) Жанр (любовное послание, письмо, поэтический бытописательный и батальный рассказ?) Тема (любовь – война) Лирический герой в 2 ипостасях: в момент сражения и в момент написания письма. Эмоциональная окраска стихотворения (сопоставьте с батальными сценами в в «Бородино» Лермонтова): полное отсутствие героического пафоса, предельно трагическое звучание. (Пафос – сильное чувство, высокое воодушевление художника). Чтение отрывков, которые произвели наиболее сильное впечатление. |
Совместная формулировка проблемы: почему Лермонтов не героизирует изображаемые события? |
Выдвижение гипотез. | Организует подводящий диалог. | Выдвигают гипотезы, предположения о путях решения проблемы, обосновывают пути решения: Лермонтову важно показать не воинские подвиги, а то, что испытывает человек на войне, как война влияет на человека. Чтобы понять авторский замысел, нужно проанализировать основные образы, эпизоды, художественные средства, к которым прибегает поэт. Слайд 7. |
Поиск решения проблемы с опорой на текст художественного произведения. | Организует подводящий диалог. Вопросы для обсуждения: Обратимся к 1 части стихотворения. Охарактеризуйте лирического героя. СЛАЙД № 9 Центральное место в стихотворении занимают военные сцены. Какой в стихотворении изображается война? Что придает описаниям особую достоверность? Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, «прозаической речи»? Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту? С помощью каких художественных средств создаются батальные сцены? (Худ. деталь, ИВС, особенности рифмовки). В чем, по мнению поэта, трагизм ситуации, изображенной в батальных сценах? СЛАЙД 11. Заключительная часть стихотворения. Что изменилось в лирическом герое сейчас, когда он пишет это письмо? Какой смысл придает тексту ирония его финала? Что же сказал Лермонтов каждому из вас своим стихотворением «Валерик»? Найдите в нем строки, которые становятся итоговым аккордом стихотворения? Принимаете ли вы укоряющее лермонтовское обращение «жалкий человек»? СЛАЙД 12 | Отвечают на вопросы с опорой на текст стихотворения, делают краткие записи в тетради: Предельная, беспощадная искренность. Трагедия одиночества, разочарования «больной души». Влияние «кочевой» жизни на человека. Темы: любовь и война. СЛАЙД №8 Столкновение мирного и военного быта Разрушение человеческой души под влиянием войны (психология человека на войне). Человеческая жизнь обесценивается, человек превращается в зверя. Природа оживляет душу человека; пейзаж наполняет стихотворение философским смыслом. СЛАЙД 10 Противопоставление думающего, страдающего лирического героя пустому, равнодушному светскому обществу. …жалкий человек. Чего он хочет!.. небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем? |
Итог урока. Вывод по проблеме. | Дает задание кратко сформулировать ответ на вопрос: почему Лермонтов не героизирует изображаемые события? | Письменно отвечают на вопрос, зачитывают полученные ответы. Примерный вывод: М.Ю. Лермонтов один из первых в русской литературе показал разрушительное влияние войны на душу человека. Поэтому в его рассказе нет места героизации, он выступает как пацифист: зачем льется кровь, гремят выстрелы, совершается богопротивное дело? Зачем, когда жизнь так хороша, земля прекрасна, и на ней так много места для мирного и счастливого существования всех людей? |
Домашнее задание | Из времени Лермонтова перенесемся в конец ХХ века. Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Валерик» и рассказ Н.Евдокимова «У САМОГО НЕБА». (Юность, 1997, №3). СЛАЙД 12 | |