СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке "Тёплый хлеб".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для учащихся 5 класса на тему: К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке "Тёплый хлеб".»

Тема урока: К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

Цель: познакомить учащихся с личностью писателя; формировать понятия о нравственности, добре, зле; показать необходимость для человека отвечать за свои поступки; способствовать развитию самостоятельности мышления при анализе текста художественного произведения; воспитывать нравственные качества обучающихся.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:

знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст,

определять тему и идею произведения, художественные средства, способствующие раскрытию замысла автора, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;

Личностные: формирование позитивной самооценки, нравственных качеств, воспитывать в детях чувство доброты и бережного отношения к природе, прививать чувство ответственности за свои слова и поступки, учить необходимости исправлять свои ошибки.


Оборудование: доска, рабочие тетради, карточки – кластеры, учебник, словари, карандаши, ручки, раздаточный материал, ИКТ.

Ход урока

I. Организационный этап. Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку, организация внимания.

II.Этап актуализации знаний по предложенной теме.

(Слайд №1). Ребята, о чём вам говорят названия следующих произведений?

«Корзина с еловыми шишками», «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Барсучий нос».

(Слайд №2). Да, действительно, все эти произведения написаны замечательным русским писателем К.Г. Паустовским.

Ребята, послушайте следующие слова:

Тёплой быть может зима за окошком.

Тёплой – улыбка, тёплою кошка.

Тёплыми могут быть мамины руки.

Тёплым – общенье на нашем уроке.

Ребята, а что ещё может быть тёплым? (ответы детей)

(Слайд№3) Давайте посмотрим, что означает слово «тёплый» по словарю Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992..

1. Нагретый, дающий или содержащий тепло. Т. луч солнца. Тёплая комната. Тёплое молоко.

2. полн. Не знающий морозов, южный (о климате, местности). Тёплые страны. Т. климат.

3. Хорошо защищающий тело от холода. Тёплая одежда.

4. полн. Имеющий отопление. Тёплая дача. Тёплая половина избы.

5. перен. Ласковый, приветливый. Тёплое чувство. Т. приём. Тёплые слова утешения.

6. полн. Близкий к цвету огня. Тёплые тона (красный, оранжевый, жёлтый, коричневый).

7. тепло, в знач. сказ. Об ощущении тепла. На улице сегодня тепло. В доме тепло. В валенках 

ногам тепло.  (то же, что ни жарко ни холодно; см. жаркий ; разг.). На душе тепло (перен.).


-Ребята, почему мы так много сегодня говорим о тепле? (читали дома сказку «Тёплый хлеб»).

-А что означает словосочетание «Тёплый хлеб», ставшее названием сказки? (ответы обучающихся: словосочетание «Тёплый хлеб», ставшее названием сказки К. Г. Паустовского, связано с главным событием произведения.).

-Почему автор назвал сказку именно так? (Тёплый хлеб стал символом раскаяния главного героя Фильки. Мальчик, осознав какой плохой поступок он совершил, хотел исправиться, извиниться перед конём. Его извинением и стал тёплый хлеб, который он принёс коню. Также тёплый хлеб в сказке Паустовского может символизировать доброту, сердечность, мир и добрый труд на общее благо).

-Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»).


(Слайд №4) Тема урока К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

Записывают тему в тетрадь.

Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица

«Споткнулся — выравнивайся».

(Слайд№5) Какие задачи ставит перед нами тема урока?

(Проанализировать поведение и поступки героев, поразмышлять о том, легко ли исправлять ошибки и как это делать; доказать, что эпиграф соответствует главной мысли произведения К.Г. Паустовского и проследить, как изменился Филька.)

III. Работа по теме урока.

Наш урок начнём с проверки знания текста.

1)Задание «Лови ошибку!»

  • Действие сказки разворачивается в деревне Барашки. (Бережки)

  • В деревне считали, что конь принадлежал Панкрату, и кормить его должен только он. (Конь был общественным, и каждый считал своим долгом покормить его)

  • Коня выходила бабка Фильки (Панкрат)

  • Панкрат рассказал Фильке историю про злого мужика и солдата. (Бабка рассказала)

  • В сенях у бабки жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте, подслушивала. (Сорока жила у Панкрата)

  • Пятьдесят лет назад на округу напал такой же лютый мороз. (Сто)

  • Я, дедушка Панкрат, как высплюсь, к вечеру соберу ребят. (На рассвете)

  • Бабка помогла Фильке исправить беду. (Ребята и Панкрат)

  • Филька разломил буханку, посолил хлеб и протянул коню. Конь сразу взял хлеб. (Но конь хлеба не взял)

2) Вступительное слово учителя об авторе.

Константин Георгиевич Паустовский (1892 – 1968) – человек, который любил природу, знал её; писатель, который очень серьёзно относился к творчеству. Родился 31 мая 1892 года в Москве. В первые годы жизни много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учёбы в гимназии написал свой первый рассказ «На воде» и опубликовал его в киевском журнале «Огни». 

В 1912 году поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Завершить образование не удалось: из-за войны он покинул университет. 

После службы в санитарном отряде много работал на различных заводах. Переехав в Москву в 1917 году, сменил работу на более интеллектуальную: стал репортёром. 

Первый сборник рассказов «Встречные корабли» вышел в свет в 1928 году. Популярность писателю принесла повесть «Кара-Бугаз», напечатанная в 1932 году. 

С началом Великой Отечественной войны Паустовский стал работать военным корреспондентом. 

К писателю приходит мировое признание в середине 1950-х годов. В это время он много путешествует по Европе. В 1965 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но её не получил. 

Константин Георгиевич Паустовский длительное время болел астмой, пережил несколько инфарктов. Скончался писатель 4 июля 1968 года в Москве и был похоронен на кладбище Тарусы.

В раннем детстве он полюбил поэзию, с удовольствием слушал рассказы о Запорожской Сечи, разные песни, истории. Паустовский обладал способностью разглядеть поэзию там, где мы. Обыкновенные люди, её не видим. Поэтому проза Паустовского лирическая. В своем творчестве он прежде всего выражает свое собственное отношение к миру. Его отношение к миру, людям подчинено большой мечте о прекрасном человеке на прекрасной земле. В своем творчестве писатель прославляет доброту человеческую и труд, который всему голова.

Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».

- В какое время происходят события описанные в рассказе «Теплый хлеб»? Какое это время? (События, описанные в ней, происходят в годы Гражданской войны, это тоже трудное время).

Для Паустовского было очень важно дать ребятам советы в эти непростые годы.

-Где происходят события? (В деревне Бережки)

-Что вы можете сказать о названии деревни? От какого слова образовано это название? (Образовано от слов «беречь», оберегать»).

Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне, должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.

3) Образы героев сказки.

-Назовите главных героев сказки. Как о них говорит автор?

(Конь Мальчик – вороной конь, «раненый, пострадал от врага».

Мельник Панкрат – «скорый на работу, сердитый старик…ребята считали его колдуном».

Мальчик Филька по прозвищу «Ну тебя» - «молчаливый, недоверчивый»).

-Какие слова и выражения помогают нам лучше представить Фильку и Панкрата?

(О Фильке: «Отвечал сердитым басом», «бабка выговаривала ему за неласковость», «встал нехотя», «ударил коня по губам», «заплакал от страха».

О Панкрате: «быстрые глаза», «мучная пыль навеки въелась в Панкрата», «вылечил коня», «починил мельницу»).

-Как прозвище «Ну Тебя» характеризует героя Фильку? (Ему наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе).

-Как Филька обидел коня?

-Почему Филька так поступил?

-Что случилось после того, как Филька обидел коня?

4) Анализ эпизода «Разговор бабки с Филькой» (от слов «Метель начала затихать к вечеру…» до слов «-Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих»).

-Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре? (Слова бабки: мороз стрясся «от злобы людской»; мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца»).

-Как вы понимаете выражение «от охлаждения сердца»?

-Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На что решился Филька, чтобы исправить злодейство?

-Филька должен догадаться, что ему надо совершить добрый поступок. Что придумал Филька?

-Что же победило лютый мороз? (добро, взаимовыручка, совместная дружная работа, изменился сам Филька).

-Расскажите о том, как Филька помирился с конём.

-А вы знаете, что обозначает имя Филипп? (Филипп – греч. – любитель лошадей).

-Соответствует ли имя мальчика его поступкам?

-Ребята, тяжело просить прощение, прощать? Но, каким себя потом ощутил Филька?

-Счастливым. Зачитайте отрывок в учебнике.

(Слайд №6Давайте построим схему исправления ошибки Филькой?

  • Преодолеть…

  • Исправиться…

  • Раскаяться…

  • Осознать…

5) Релаксация (включается музыка).

-Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.

А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру.

Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы.

Все дотянулись? Возьмите его в руки.

Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.

6) Самостоятельная работа.

(Слайд №7). Перед вами лежат заготовленные кластеры - таблицы, которую нам нужно будет сейчас заполнить. Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу?


Филька

до разговора с бабушкой

Филька

после разговора с бабушкой



  1. Отношение к окружающим:



  1. Отношение к лошади:



  1. Речевая характеристика:





Вывод


Учащиеся: (примерные ответы)

Филька

до разговора с бабушкой

Филька

после разговора с бабушкой

невежа, живет с бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый,

любимое выражение «Да ну тебя!», наотмашь ударил коня по губам.

деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.

Вывод: научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.


-Всё, верно, вы без труда справились с поставленной задачей и заполнили кластер.

IV. Этап включения в систему знаний и повторения.

-В чем мудрость сказки «Теплый хлеб»? Давайте вернёмся к нашему эпиграфу. Согласны ли вы с этим высказыванием? Как оно соотносится со сказкой Паустовского К.Г. «Тёплый хлеб»?

Теперь вы можете сказать, почему К.Г. Паустовский назвал сказку «Тёплый хлеб»? Что олицетворяет собой хлеб?

-Теперь я предлагаю вам сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Записать обобщение в тетрадь.

Правило 1. …..

Правило 2. …..

Правило 3. …..


V. Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите предложения:  

Сегодня я познакомился (узнал)…__________________________________________

Самым интересным для меня.._____________________________________________

Мне непонятно…_______________________________________________________

Я ещё хотел бы узнать…_________________________________________________


Учитель: Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Доброе дело

Как бы жизнь ни летела,

Дней своих не жалей

Ради доброго дела

Для себя и людей!

Как бы ни было трудно,

Выстой, веру храня

В нежность доброго утра,

В доблесть славного дня!

Пусть кричит ошалело

И кружит воронье —

Делай доброе дело,

Делай дело свое!..

Анатолий Лесных

VI. Определение и разъяснение домашнего задания.

1. Написать мини – сочинение «Чему учит сказка К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

2. Составить шкатулку «Нравственный кодекс»

3. Письменный ответ на вопрос «Совершали ли вы в своей жизни плохой поступок и признавали ли свои ошибки?»