СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему "Нравственно-философский смысл истории о "невозможной" любви" ("Гранатовый браслет"А.И. Куприна)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение творчества А.И. Куприна.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему "Нравственно-философский смысл истории о "невозможной" любви" ("Гранатовый браслет"А.И. Куприна)»


Урок литературы в 11 классе («Гранатовый браслет» А. И. Куприна)

Тема: Нравственно – философский смысл истории о «невозможной» любви.

Своеобразие «музыкальной» организации повествования.

Цели: организовать деятельность учащихся по расширению и углублению представлений их об А. И. Куприне, мастере художественного слова, передавшем в слове силу редчайшего дара великой любви, показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека, помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, формировать эстетическое восприятие.

Оборудование: портрет А. И. Куприна, компьютерная презентация, запись сонаты № 2 ор. 2 Л.В. Бетховена.

Ход урока

  1. Подготовка к восприятию

Слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем изучение творчества А. И. Куприна. « Всмотримся» в тему. (Учащиеся дают определение понятиям нравственный, философский).

Сейчас прозвучит эпиграф к нашему уроку. Это вторая соната (ор. 2, № 2) Бетховена. Почему я взяла такой необычный эпиграф к уроку? (Звучат несколько музыкальных фраз). Это произведение – эпиграф к рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

И наша сегодняшняя задача…

(Учащиеся формулируют цель урока).

Мне бы хотелось, чтобы вы соизмерили прочитанное с миром собственной души, задумались о себе.

- В каком году был написан рассказ? (В 1911 году).

Первое десятилетие прошлого века. Этот период красноречиво охарактеризован в романе А.Н. Толстого «Хождение по мукам».

Ученица читает: «То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.

«Разрушение считалось хорошим вкусом…» - в этой фразе сконцентрирована трагическая сущность того времени. Вот почему свою писательскую задачу Куприн видел в том, чтобы восполнить свежие запасы высоких чувств: любви, верности, чести.

  1. Беседа по содержанию рассказа

Ваши впечатления от рассказа. (Ответы обучающихся).

Тема рассказа «Гранатовый браслет». (История любви мелкого чиновника Желткова к великосветской даме В. Н. Шеиной).

Что же хотел сказать автор? Всмотримся глубже. Начнём с сюжета.

Воссоздать сюжет помогут иллюстрации Е. М. Дробязина..

Алгоритм работы с иллюстрациями на слайде:

  1. показывается иллюстрация; 2) учащиеся поясняют её.

Иллюстрация 1. Княгиня Вера Николаевна Шеина. (Дама из высшего света. Замужем за Василием Львовичем Шеиным, предводителем дворянства,детей у В. Н. Шеиной нет).

Иллюстрация 2. Обед по случаю дня рождения 9именин). (17 сентября – именины В. Н. Шеиной. Она готовится к приходу гостей).

Иллюстрация 3. Князь Шеин,предводитель дворянства (Князь Шеин, муж

Веры Николаевны, уважаем в обществе). Именно он рассказывает историю любви «телеграфиста» к жене, преподносит её в пародийном виде.

Иллюстрация 4. Подарок для княгини. (Вера Николаевна получает гранатовый браслет от своего тайного поклонника.)

Иллюстрация 5. Желтков. (Мелкий чиновник, восемь лет влюблен в Веру Николаевну).

Иллюстрация 6. Приём гостей. (Гости расходятся, генерал Аносов расспрашивает Веру о «телеграфисте»).

Иллюстрация 7. В доме у князя и княгини. (Муж и брат княгини принимают решение – найти «телеграфиста», так как в подарке видят оскорбление фамильной чести).

Иллюстрация 8. Желтков и гости.

Иллюстрация 9. После смерти Желткова.

(Ваше мнение о поступке Желткова (ответы обучающихся).

Как относиться к нему? Сочувствовать, восхищаться, презирать? Мы можем относиться как угодно, но нам надо определить позицию автора

- Кто Желтков по роду своих занятий? (Мелкий чиновник контрольной палаты). Представление о персонаже мы имеем , всмотревшись в его интерьер.

- Где живёт Желтков? («Заплеванная лестница пахла мышами», «Комната была очень низкой»).

О чём свидетельствует описание его жилища? (Свидетельствует о его бедности).

Найдите портрет Желткова. (Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми мягкими волосами, очень бледный, лет ему было, должно быть, около тридцати, тридцати пяти).

Как раскрывается автором внутренний мир персонажа?

Проанализируем поведение Желткова во время прихода гостей.

Как ведёт себя Желтков во время прихода гостей?

(« Желтков, совершенно растерявшись, опустился на диван и пролепетал омертвевшими губами».)

Когда его поведение меняется?

Когда задето его человеческое достоинство-

«Желтков рассмеялся. Вы хотите обратиться к власти. Именно так вы сказали».



Найдите в словах автора, рисующих поведение Желткова, свидетельство того, что его поступками движет огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным?

- «Опустил ресницы благоговейно …»

-«Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами.

Нельзя не поверить его словам: «Что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Остаётся только одна смерть».

Душа Желткова раскрывается через его письма.

Что говорит Вера Николаевна о его письмах того периода, когда он только начал ей писать?(Письма носили вульгарный и курьёзно пылкий характер.)

Для справки:

Вульгарный – пошлый, грубый, непристойный.

Курьёзный – странный, диковинный, смешной.

Прочитаем его последнее письмо .( Чтение последнего письма учеником.)

Как изменился внутренний мир человека (сравните первые и последние письма?)

(Первые письма были вульгарными, прошло семь долгих лет любви, безответной, не требующей наград, и вот такое письмо, полное скорбной сдержанности, благородства). (Письма отражают духовный рост личности).

Характеристика персонажа – это его оценка другими персонажами.

Что говорит о нём Аносов? («Безумец. Может быть, твой жизненный путь пересекла, Верочка, именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины», - гл. 8).

Что говорит о нём князь Шеин? («Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать, что присутствую при какой- то громадной трагедии души» - гл.10.)

Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушёл из жизни из-за неё? (Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворенное выражение на масках великих страдальцев Пушкина и Наполеона).

Не жалким, не потерянным, а беспредельно любящим уходит из жизни Желтков. Желтков велик своим страданием. Прощаясь с нею перед смертью, он боится испугать своим поступком. Вот где истинная сила любви, вот где сила смерти.

Теперь правомерен вопрос: каков же нравственно – философский смысл рассказа? (Показана бескорыстная, самоотверженная, не требующая награды любовь. Любовь, которая бывает раз в тысячу лет. Показано, как любовь изменяет человека, его внутренний мир).

А могла ли быть в действительности такая любовь?

Сообщение ученицы: «История во многом реальна. Прототипом Веры стала жена губернатора г. Вильно Л.И Любилова, которой влюблённый в неё человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никакой надежды: между ним, «маленьким человеком», и ею – непреодолимая пропасть.

Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюблённый осмелился прислать в подарок браслет. Возмущённые муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращён, а Желтков поклялся больше не писать.»

Почему рассказ открывается пейзажем? Вспомните о роли пейзажа в литературном произведении, и вы ответите на этот вопрос.(Пейзаж выполняет две функции: является фоном или средством раскрытия внутреннего мира).

Работаем по группам, ищем ответ на вопрос: как помогает пейзаж понять настроение и внутренний мир Веры Шеиной.

1-я группа – 1-я глава.

2-я группа – 2-я глава.

Чтение последнего письма, глава 13. (Под музыку Бетховена (2 соната, ор. 2, № 2).

Так в чём же нравственно- философский смысл рассказа?

Смысл – не только в прославлении чувства любви, но и в утверждении благородства простых людей. Любовь пробуждает другого человека, его сердце, его душу, если речь идёт об изменении сознания, - это уже философия. Музыка внятно рассказала Вере, что есть жизнь и что есть смерть. Это последний дар Желткова, который в юности увидел подлинность и совершенство Веры, неясные ей самой. Такой она и останется.

Так быстро объяснить могут три вещи: любовь, смерть, музыка.


Обобщение. Звучащая в произведении музыка – воплощение вечного музыкально – романтического смысла любви.

В рассказе Куприна говорится о том, чего не должно быть, чего мы лишимся, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить большое, настоящее в жизни.

Рефлексия.

Что было интересным на уроке?

Что было трудным?

Домашнее задание.

  1. Прочитать рассказ

  2. Ответить письменно. Как вы понимаете слова А. И. Куприна из письма к Ф. Д. Батюшкову: «Не в силе, не в ловкости, не в уме,не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».

Л. Сафронова,учитель русского языка и

литературы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!