СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему "Портреты и рассказы мальчиков в рассказе "Бежин луг""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему "Портреты и рассказы мальчиков в рассказе "Бежин луг""»

Тема урока №30: Портреты и рассказы мальчиков в рассказе  И. С. Тургенева  «Бежин луг».

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала

Цели деятельности учителя: охарактеризовать героев произведения, обратить внимание на их портретные и речевые  характеристики; развивать способность искать нужные цитаты. Выделять из текста речевые и портретные характеристики героев произведения, читать вслух с выражением; понимать разницу между быличкой и сказкой, грамотно отвечать на вопросы.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знание основных сведений о жизни и творчестве И.С.Тургенева, сюжета и героев рассказа «Бежин луг»; умение извлекать из текста необходимую информацию.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации о личности и творчестве И. С. Тургенева; использование выразительного и осознанного чтения умение анализировать текст.

Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в  паре.

Оборудование: учебник, презентация.


Ход урока:

I. Организационный момент.

Добрый день! Приготовьтесь к уроку, откройте тетради и запишите число классная работа. II. Актуализация опорных знаний (проверка д/з)

1. Метод «Воспроизведения» (подготовить пересказ фрагментов: встреча охотника с мальчиками, портреты мальчиков, их характеристика).

III. Постановка темы и цели урока.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о писателе Иване Сергеевиче Тургеневе. Сегодня мы продолжим знакомство с его творчеством посредством одного из цикла «Записки охотника». Дома вы должны были составить характеристику главных герое рассказа, над чем и будем мы работать.

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

1. Прием «Угадай героя»

1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной  улыбкой. (Федя).

2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.  (Павлуша).

3.Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)

4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.  (Костя).

V. Первичное изучение новых знаний

  1. Текстуальный анализ.

- Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянских ребятишек? Для многих крестьянских ребятишек игры заканчивались очень рано, и они начинали трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждались в помощи даже таких маленьких, но уже рабочих рук. На протяжении всего дня ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, праздные прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для крестьянских детей.

- В рассказе Тургенева Ильюша рассказывает о том, что работает. Где работает Ильюша вместе со своим братом? «Мы в лисовщиках состоим». Как к этому отнеслись другие ребята? Мы видим реакцию Павлуши, который говорит с уважением: «Вишь, ты – фабричные!»

- Начнем с характеристики мальчиков. Ориентируемся на данные вам вопросы. О чем говорит внешность мальчика, на какие портретные детали обращает внимание автор. Как характеризует героя его манера рассказывать. Каково авторское отношение к герою, в чем оно выражается. Кто из мальчиков вам понравился больше всего и почему?


Персонаж

Возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в ночное время

Характер

Основные черты

Где и в чем проявились

Впечатление автора


Федя. Единственный из ребят, кто выехал в поле не по нужде, а для забавы, потому что принадлежит к богатой семье. Это видно по одежде. Пестрая ситцевая рубаха, новый армячок, сапоги его …были точно его сапоги, не отцовские. Внешне красив и статен, кроме того, он старший, сознает сове превосходство и значимость, ведет себя соответственно, об этом нам говорят авторские замечания. Федя деловито управляет разговором – «сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство», «с покровительствующим видом сказал Федя».

Костя: мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, ….Автор обращает особое внимание на глаза Кости: «странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, по крайней мере, - не было слов».

- Почему автор обращает особое внимание на глаза Кости? Взгляд характеризует мальчика как очень интересного человека, в его глазах скрыта какая-то тайна.

Ильюша внешне непримечателен. «Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно». Но Ильюша самый талантливый рассказчик, «лучше других знал все сельские поверья».

Ваня обращает внимание на красоту ночного неба, а до этого так долго молчит:

«-Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, …гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!». «Он выставил свой свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза». Самый маленький мальчик острее всех чувствует красоту природы. Ваня добрый мальчик: отказывается от предложенного Федей гостинца для сестренки, ценит, что она добрая.

Павлуша: «Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу». Дальше автор называет мальчика Павлом, что говорит о его уважении к мальчику. И ТОЛЬКО О ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ сообщает Тургенев.

В Павле есть рискованное начало.

«Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Русское слово храбрость не равнозначно слову героизм. Это удаль, а удаль – это храбрость в широком движении. Добрый человек в русском представлении удалой, а не просто смелый или отважный, т.е. не расчетливо идущий на смелый поступок, а тот, кто личным выбором решается на рискованный шаг. Тургенев обращает внимание на то, что Павел – удалой наездник, найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль: «Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с неё Павлуша».

Павел действительно смелый мальчик: «Ну, ничего, пущай! – произнес Павел решительно и сел опять, - своей судьбы не минуешь». Он один не испугался поехать за собаками, которые подняли лай. «Я думал, волк, - прибавил он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью».

VI. Первичная проверка понимания

1. Работа с текстом с подтверждением цитат (Манера рассказывать мальчиков).

Говорят больше всего Илюша (очень эмоционально):

-Варнавицы?.. Ещё бы! ещё какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали….. «с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья…», «с жаром подхватил Ильюша».

Костя, который действительно верит в то, что рассказывает. Костя очень выразительно рассказывает о горе Феоктисты, у которой сын утонул, сочувствует её горю: «уж как же она его любила, Васю-то!».

Павел немногословен, делает наблюдения, что происходит за пределами узкого круга ребят, изредка интересуясь предметом разговора «Вишь как! …Чего же он [домовой] раскашлялся?». Павел деловит. В то время, как Илья с жаром рассказывает про Тришку, несколько раз повторяя одно и то же: «такой удивительный человек», Павел: «продолжал своим неторопливым голосом».

2. Физминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

VII. Закрепление изученного материала

  1. Анализ рассказа

- Как ведут себя мальчики, боятся ли этих страшных историй, которые слушают и рассказывают? (Они боятся их и в то же время относятся к ним как к чему-то привычному, житейскому.)

- Как Павел реагирует на страшные истории? (Павел всегда находит им правдоподобное объяснение, он уже имеет большой житейский опыт.)

- Что необычного произошло с самим Павлом? (Пока он ходил на реку за водой, мальчики разговаривали об утопленниках и утонувшем Васе, мать которого предчувствовала его смерть. Вернувшись, Павел сказал, что слышал у реки голос Васи, Илья говорит, что это дурная примета, но Павел отвечает, что своей судьбы не минуешь.)

2. Теоретический материал

- Давайте прочитаем, что такое былички, и объясним это понятие. (Быличка- это небольшое по объёму произведение устного народного творчества, имеющее мифологическую основу, традиционный набор сюжетов, установку на достоверность и трагический исход сюжета. Это короткие истории сказочного характера о встречах человека с домовыми. Эти явления воспринимаются слушателем как реальные, невымышленные. Их обычно рассказывает свидетель проишедшего.)

- Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички, сказки- всё это произведения устного народного творчества, фольклор. Как вы считаете, похожа ли быличка на сказку?( Сказка- это всегда вымышленная история, которая заканчивается хорошо, а быличка рассказывает о том, что было на самом деле, с каким- конкретным человеком, это страшная история, и заканчивается она трагично..)

VIII. Домашнее задание (письменно ответить на заданные вопросы в тетради).

1.О чём говорят мальчики у костра?

 Они  говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное  затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.  3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете?  Павел. Он не боится  поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

IX. Подведение итогов. Выставление оценок.

Рефлексия

Сегодня на уроке я…

Нам  понравилось…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!