СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: "В. Г. Распутин. Рассказ "Уроки французского". Образ главного героя"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: "В. Г. Распутин. Рассказ "Уроки французского". Образ главного героя"»



Конспект урока по литературе

для 6 класса по теме: « В. Г. Распутин

«Уроки французского». Образ главного героя».

Составила:

Учитель русского языка и литературы

ГБУ ОО ЗО «СОШ №6»

Г.Мелитополь

Евженко Елена Ивановна

Тема. Валентин Григорьевич Распутин «Уроки французского». Образ главного героя.

Цели урока:

Образовательные: раскрыть сюжет рассказа, охарактеризовать образ главного героя, анализировать тематику и проблематику;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, творческие способности, речевую культуру обучающихся.

Воспитательные: воспитывать доброту, гуманизм, отзывчивость, мужество, пробуждать добрые чувства друг к другу.

Планируемые результаты:

-предметные:

  • расширить знания учащихся о творчестве Распутина;

  • знать сюжет рассказа, уметь четко и лаконично пересказывать;

  • предупреждение речевых ошибок в устной и письменной речи;

  • воспитание интереса к изучению творчества писателя.

-личностные УУД:

  • охарактеризовать образ главного героя;

  • оценить поступки литературных героев;

  • определить главные проблемы и темы, раскрытые автором в рассказе;

-регулятивные УУД:

  • работать соответственно плану;

  • понимать и стараться выполнить учебную задачу урока;

  • научиться определять цель деятельности, соотносить результат с целью.

-познавательные УУД:

  • научиться анализировать художественный текст;

  • характеризовать литературных героев, их речь и поступки;

  • формировать исследовательскую позицию.

-коммуникативные УУД:

  • собирать и выделять информацию для решения проблемы, под руководством учителя;

  • делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;

  • научиться объяснять свою позицию, работать в группе, вести диалог.

-метапредметные:

  • развивать логическое мышление;

  • уметь работать индивидуально, находить общие решения;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Формы и методы:

1. Фронтальный опрос.

2. Индивидуальный опрос.

3. Индивидуальные задания.

4. Составление синквейна.

5. Работа со словарем

6. Работа парная и групповая.

Оформление доски:

1.Запись темы урока: «В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского. Образ главного героя».

2.Цитаты великих русских писателей о доброте и милосердии.

3.Смайлики «настроение»

2.Эпиграфы к уроку:

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н.Толстой).

«Доброта – превыше всех благ» (М.Горький).

Словарная работа (повторение литературных терминов):

Основные жанры литературы:

Лирика –один из трёх основных родов художественной литературы наряду с эпосом и драмой, где предметом изображения является духовная жизнь человека, мир его идей и чувств.

Драма – один из трёх родов литературы, принадлежащий одновременно двум видам искусства: литературе и театру.

Эпос – род литературы, в котором рассказывается о героических приключениях, подвигах и жизни народа в целом.

Повесть – это прозаический жанр, среднее по объёму художественное произведение с небольшим количеством персонажей

Рассказ – это жанр эпической прозы малой формы, повествовательное произведение небольшого размера.

Роман – большое по объёму повествовательное произведение, обычно в прозе, со сложным и развитым сюжетом

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Методика «Настроение»

Вступительное слово. Ребята, приветствую вас, рада всех видеть. Надеюсь на то, что все сегодня настроены позитивно и от урока возьмут только всю самую интересную и полезную информацию. У вас на партах лежат смайлики «настроение». Выберите себе, пожалуйста, тот смайлик, который соответствует на данный момент вашему настроению. Покажите нам его и отложите на край парты. Очень надеюсь, что в конце урока у нас все выберут только позитивные смайлики.

Сегодня тема нашего урока «Образ главного героя в рассказе В.Распутина «Уроки французского». На предыдущем уроке мы прочитали рассказ «Уроки французского». Посмотрите на наш эпиграф к уроку.

Дети, прослушайте, пожалуйста, притчу.

Притча: Два волка

Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — темный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель. Ребята, скажите, что для вас означает «доброта»? Как вы думаете, почему бывают плохие люди? (ответы обучающихся).

Посмотрите на доску, давайте каждый из вас выберет тот эпиграф, который больше всего понравился, и запишите его себе в тетрадях.

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о главном герое рассказа «Уроки французского» 11-летнем мальчике из бедной деревенской семьи. На прошлом уроке мы ознакомились с рассказом. Давайте попробуем ответить на некоторые вопросы из текста:

1.В каком классе учился главный герой рассказа? (5)

2.За сколько километров от дома находилась школа? (50)

3.Сколько всего в семье было детей? (3)

4.Чем питался главный весной, когда было особенно туго? (глазками проросшей картошки, зёрнами овса и ржи)

5.Ходил ли главный герой в школу с удовольствием? (да)

6.Как звали учительницу французского языка? (Лидия Михайловна)

II. Основная часть

1.Ребята, вы молодцы! А сейчас мы с вами перейдем к характеристике главного героя. Рассказ «Уроки французского» - одно из лучших произведений Валентина Распутина. Это автобиографическое произведение, события которого происходят в первые послевоенные годы. А главный герой рассказа - одиннадцатилетний мальчик, имя которого не упоминается и от лица которого ведётся повествование.

Из текста рассказа мы увидели, что наш герой действительно многое испытал в своей жизни. Главное, что он остался человеком, приобрел духовный опыт самостоятельно. Доброта и сострадание играют большую роль в жизни человека, и я надеюсь, что вы будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту. Я предлагаю вам составить синквейн к слову доброта. (дети составляют синквейны)

Доброта

Безмерная, природная

Укрепляет, создает, вызывает

Добрый человек всегда искренен

Человечность

2.У каждого из вас на партах лежат карточки «Характеристика главного героя». Сейчас мы с вами напишем основные черты характера мальчика, а также опишем его внешность и умение контролировать свои поступки.

Черты характера

Внешность и умение контролировать свои поступки

Мужественный, терпеливый

Худой от постоянного недоедания

Робкий, стеснительный

Одетый в старую поношенную одежду

Умный, старательный

Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи.

Целеустремленный




Дети, а давайте придумаем синонимы к слову доброта. (ответы обучающихся)

(отзывчивость, душевность,, добродушие, сострадание, милосердие, забота, сопереживание).

А теперь заполним табличку

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

Мужественный, настойчивый, умный, добросовестный, смелый

Излишне робкий, замкнутый, упрямый





3.Работа с текстом.

Ребята, давайте найдем из текста и выпишем себе в тетради портретную характеристику главного героя. (Дети находят в учебниках цитатные характеристики)

Художественный портрет: «Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».

«Так, в одиннадцать лет…».

«…а нас у матери было трое, я самый старший».

«…отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой…».

«Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда».

«Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось, иначе я покупал бы его и здесь. Откуда им в колхозе взяться?»

3. Физкультминутка:

Учитель:

А теперь давайте встанем,

Руки к потолку потянем.

Покажите мне, где дверь?

Смотрим все в окно теперь.

В синем небе летит птица,

Ну а нам пора учиться...

Учащиеся:

Выполняют физические упражнения вместе с учителем



4. Практическая работа. У ребят на партах карточки с вопросами, на которые нужно дать письменный ответ.

-Чем сопровождается постоянное недоедание главного героя? (сильной слабостью)

- Что решает делать классный руководитель мальчика, когда узнает, что мальчик играет на деньги? (решает дополнительно заниматься с ним французским языком)

- Правда ли что в родной деревне герой считается одним из самых грамотных, и его часто просят написать или прочесть письма? (да, правда)

- Что получал мальчик от односельчан за свою помощь? (вознаграждение в виде еды, которая особенно ценилась в те голодные годы).

Учитель. Молодцы, ребята! Обмениваемся карточками, проверяем ответы.

III.Рефлексия.

Подведение итогов.

1.Тестовые задания.

  1. Кто посоветовал матери отдать толкового сына в школу в райцентре?

А)братья б)родственники по маме в)односельчане

2.С каким уроком были проблемы к мальчика?

А)с математикой б) с французским языком в)ни с каким

3.Что случилось вскоре с мальчиком?

А)попал в сомнительную компанию б)начал прогуливать школу

В)уехал в путешествие

4. После какого события Лидия Михайловна оставила мальчика после уроков и расспросила о жизни.

А)после грубого нарушения поведения; б)после прогула уроков;

В)увидев синяки на лице мальчика;

5.Чего мальчик больше всего боялся?

А)что его исключат из школы;

Б)боялся, что его не пустят гулять;

В)боялся, что узнает мама.

Учитель. Наш урок подходит к концу, и я хочу узнать у вас:

- Что было трудно на уроке?

- Что понравилось на уроке?

Ребята, а теперь выберите себе смайлик «настроение». Совпадают ли ваши настроения в начале урока и в конце? (ответы обучающихся)

Учащиеся:

Проводят анализ и самооценку собственной учебной деятельности.

  1. Домашнее задание.

Подводя итог, хочется сказать, что наша с вами работа была плодотворной, вы работали активно, новый материал был успешно усвоен. На этом урок окончен, спасибо за внимание!