СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему «Вн. чт. №1. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. Своеобразие былины «Садко».(7 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлен на основе ФГОС. Отражены цель урока и планируемые результаты.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему «Вн. чт. №1. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. Своеобразие былины «Садко».(7 класс)»

Урок № 6

Предмет русский язык

Класс 7-Б, 7-В, 7-А

Дата 12.09.2018г.


Тема урока: «Вн. чт. №1. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. Своеобразие былины «Садко»».

Цель урока: показать учащимся различие былин киевского и новгородского циклов; дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра;обратить внимание на поэтичность, музыкальность и своеобразие былины «Садко»; совершенствовать навыки выразительного чтения; познакомить с фрагментами художественного фильма по былине «Садко»,с фрагментами одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»,с иллюстрациями известных художников и сравнить с первоисточником; совершенствовать навыки устной речи; эстетическое и патриотическое воспитание.

Планируемые результаты:
предметные: Научиться владеть изученной терминологией по теме навыками устной монологической речи, составлять пересказы былин.

метапредметные:

познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель;

регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;

коммуникативные:уметь моделировать монологич.высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства.

Оборудование: презентации; фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко», репродукция картины Репина «Садко на дне морском», фрагмент фильма А. Птушко «Садко».

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Вот звонок нам дал сигнал: 
поработать час настал. 
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

- Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свои эмоции: кто-то возбуждён, кто-то огорчён, а у кого-то просто хорошее настроение. Посмотрим на своего соседа по парте и передадим ему взглядом только всё доброе и хорошее.

Проверка домашнего задания.

БЫЛИНА — русская народная эпическая песня, сказание о богатырях, народных героях. Возникла как жанр в 9-13 вв.

2.Мотивация учебной деятельности.

Целеполагание

Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»

Блиц-опрос

Прежде чем приступить к нашей сегодняшней теме, проверим, как хорошо мы усвоили материал на прошлом уроке. Объявляется блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть быстрыми и краткими.

Что такое былина? Дайте определение жанра. (Произведение УНТ о русских богатырях и народных героях)

Кто является главным героем былины? (Богатырь или народный герой)

Кто такой богатырь? (Витязь, защитник Руси, обладающий исключительной физической и духовной силой)

Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом.

Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений.

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша.

Так как былины жили в устной передаче, исполнитель старался сосредоточить внимание слушателей  на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Сегодня мы в этом убедимся на примере былины «Садко», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова. 

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

Объяснить и записать композицию былины — СЛАЙД № 4

- Зачин (здесь указывается время и место действия, называются герои, о которых идёт речь в былине)

- Основная часть (даётся описание героя, показывается его поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему даётся)

- Концовка (подводится итог всему сказанному, ещё раз восхваляются подвиги и деяния главного героя былины)

Познакомить учащихся с циклами былин, записать в тетрадь — СЛАЙД № 5

1) Киевский цикл (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; защита русских земель)

2) Новгородский (Садко, Василий Буслаев; быт купечества, торговля).

До сих пор мы встречались с былинными героями, прославившимися ратными или трудовыми подвигами. Но есть целый цикл былин, повествующих о купеческом сословии. Самый известный из таких – Садко.

Один из вариантов былины таков. Купец Садко прославился искусной игрой на гуслях. За свое мастерство он получил от водяного царя Ильмень-озера щедрый дар и отправился в торговое путешествие. На обратном пути Садко попадает к морскому царю, тешит его своей игрой, царь находит Садко невесту, щедро награждает и отпускает с миром.

Физкультминутка.

Учитель: Давайте немного отдохнем и восстановим силы.

Раз – все встали, потянулись;

Два – назад все оглянулись;

Три – руками помахали;

На четыре – пол достали;

Пять – все дружно повертелись;

Шесть – за парты все уселись.

Слово учителя о былине «Садко» как произведении, повествующем о купеческом сословии.

Рассказать о художниках и композиторах, создавших произведения по мотивам былин.

СЛАЙД № 6 — Васнецов Виктор Михайлович, Иван Яковлевич Билибин, Илья Репин

СЛАЙД № 7 — В 1897 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создаёт оперу «Садко» (прослушивание вступления «Океан-море синее» из оперы «Садко»).

Беседа с учащимися. Ответы на вопросы с элементами пересказа.

1) Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент?

2) Какую роль в былине играет природа (море-океан, Ильмень-озеро)?

3) Чем Садко отличается от остальных героев русских былин?

4) Как народ оценивает мастерство Садко?

5) Какими качествами обладает герой?

6) Какие предметы и с какой целью взял Садко, отправляясь на дно, к морскому царю?

7) Почему Садко пришлось сломать свои гусли?

8) Какую роль играет в событиях былины морская царица?

9) Какие характерные черты жанра вы заметили в былине?

10) Есть ли в былине приметы других фольклорных жанров?

Слово учителя о том, что в 1952 году режиссёр Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных произведений, поставил фильм-сказку «Садко» (просмотр фрагмента фильма «Садко на пиру») — СЛАЙД №8

-Какой эпизод былины изображен?

Повторное обращение к картине И. Репина:

в 1876 году русский художник И. Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском» - СЛАЙД №6

Беседа:

- Чем отличается фрагмент кинофильма от текста былины?

- Таким ли вы представляли себе Садко?

- Удачен ли созданный актёром образ?

- Какие черты характера воплощены в кинокартине?

Сравнительная характеристика образа богатыря Микулы Селяниновича и народного героя Садко.

Среди былин, записанных Гильфердингом, были не только былины о богатырях, но и былины о народных героях, среди которых есть и былина о Садко. Такие произведения возникают значительно позже былин о богатырях, и связано это с историческим развитием общества и  изменениями в укладе жизни людей тех далеких от нас времен. Что же это за изменения? Попробуем разобраться, проведя сопоставление образов богатыря Микулы Селяниновича и Садко. Наши выводы оформим в виде таблицы.

Вопросы

Микула Селянинович

Садко

род занятий

богатырь (пахарь и воин, защитник)

«Богатый гость» (гусляр, купец)

символические предметы, которыми обладает персонаж

«кобылка соловая»

«сошка кленовая»

«гусельки яровчатые»

«казна золотая»

личные качества

сильный

храбрый

мудрый

справедливый

степенный

красивый

умелый

хитрый

азартный

богатый

щедрый

вольнолюбивый

испытания

назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы

выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа

Вывод

Воплощение народного идеала воина-защитника; идеал традиции

Воплощение народного идеала героя-созидателя; идеал новаторства

Рефлексия

  • Какие цели мы поставили в начале урока?

  • Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?

  • Какое новое знание вы открыли?

Домашнее задание: по желанию сделать иллюстрации к любой понравившейся былине или макет памятника былинному герою; написать эссе «Мой любимый герой былины. Чем бы я хотел быть на него похожим?» или попробовать написать былину, сделав героями современных людей .
Итоги, оценки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!