Урок № 6
Предмет русский язык
Класс 7-Б, 7-В, 7-А
Дата 12.09.2018г.
Тема урока: «Вн. чт. №1. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. Своеобразие былины «Садко»».
Цель урока: показать учащимся различие былин киевского и новгородского циклов; дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра;обратить внимание на поэтичность, музыкальность и своеобразие былины «Садко»; совершенствовать навыки выразительного чтения; познакомить с фрагментами художественного фильма по былине «Садко»,с фрагментами одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»,с иллюстрациями известных художников и сравнить с первоисточником; совершенствовать навыки устной речи; эстетическое и патриотическое воспитание.
Планируемые результаты:
предметные: Научиться владеть изученной терминологией по теме навыками устной монологической речи, составлять пересказы былин.
метапредметные:
познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель;
регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;
коммуникативные:уметь моделировать монологич.высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
личностные: формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства.
Оборудование: презентации; фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко», репродукция картины Репина «Садко на дне морском», фрагмент фильма А. Птушко «Садко».
Ход урока.
Орг. момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
- Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас свои эмоции: кто-то возбуждён, кто-то огорчён, а у кого-то просто хорошее настроение. Посмотрим на своего соседа по парте и передадим ему взглядом только всё доброе и хорошее.
Проверка домашнего задания.
БЫЛИНА — русская народная эпическая песня, сказание о богатырях, народных героях. Возникла как жанр в 9-13 вв.
2.Мотивация учебной деятельности.
Целеполагание
Русский фольклорист, собиратель и исследователь былин Александр Федорович Гильфердинг справедливо отмечал: «Каждая былина вмещает в себя и наследие предков, и личный вклад певца, но, сверх того, она носит на себе отпечаток местности…»
Блиц-опрос
Прежде чем приступить к нашей сегодняшней теме, проверим, как хорошо мы усвоили материал на прошлом уроке. Объявляется блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть быстрыми и краткими.
Что такое былина? Дайте определение жанра. (Произведение УНТ о русских богатырях и народных героях)
Кто является главным героем былины? (Богатырь или народный герой)
Кто такой богатырь? (Витязь, защитник Руси, обладающий исключительной физической и духовной силой)
Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом.
Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений.
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша.
Так как былины жили в устной передаче, исполнитель старался сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Сегодня мы в этом убедимся на примере былины «Садко», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку.
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.
Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.
Объяснить и записать композицию былины — СЛАЙД № 4
- Зачин (здесь указывается время и место действия, называются герои, о которых идёт речь в былине)
- Основная часть (даётся описание героя, показывается его поведение, говорится об ответственном поручении, которое ему даётся)
- Концовка (подводится итог всему сказанному, ещё раз восхваляются подвиги и деяния главного героя былины)
Познакомить учащихся с циклами былин, записать в тетрадь — СЛАЙД № 5
1) Киевский цикл (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович; защита русских земель)
2) Новгородский (Садко, Василий Буслаев; быт купечества, торговля).
До сих пор мы встречались с былинными героями, прославившимися ратными или трудовыми подвигами. Но есть целый цикл былин, повествующих о купеческом сословии. Самый известный из таких – Садко.
Один из вариантов былины таков. Купец Садко прославился искусной игрой на гуслях. За свое мастерство он получил от водяного царя Ильмень-озера щедрый дар и отправился в торговое путешествие. На обратном пути Садко попадает к морскому царю, тешит его своей игрой, царь находит Садко невесту, щедро награждает и отпускает с миром.
Физкультминутка.
Учитель: Давайте немного отдохнем и восстановим силы.
Раз – все встали, потянулись;
Два – назад все оглянулись;
Три – руками помахали;
На четыре – пол достали;
Пять – все дружно повертелись;
Шесть – за парты все уселись.
Слово учителя о былине «Садко» как произведении, повествующем о купеческом сословии.
Рассказать о художниках и композиторах, создавших произведения по мотивам былин.
СЛАЙД № 6 — Васнецов Виктор Михайлович, Иван Яковлевич Билибин, Илья Репин
СЛАЙД № 7 — В 1897 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков создаёт оперу «Садко» (прослушивание вступления «Океан-море синее» из оперы «Садко»).
Беседа с учащимися. Ответы на вопросы с элементами пересказа.
1) Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент?
2) Какую роль в былине играет природа (море-океан, Ильмень-озеро)?
3) Чем Садко отличается от остальных героев русских былин?
4) Как народ оценивает мастерство Садко?
5) Какими качествами обладает герой?
6) Какие предметы и с какой целью взял Садко, отправляясь на дно, к морскому царю?
7) Почему Садко пришлось сломать свои гусли?
8) Какую роль играет в событиях былины морская царица?
9) Какие характерные черты жанра вы заметили в былине?
10) Есть ли в былине приметы других фольклорных жанров?
Слово учителя о том, что в 1952 году режиссёр Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных произведений, поставил фильм-сказку «Садко» (просмотр фрагмента фильма «Садко на пиру») — СЛАЙД №8
-Какой эпизод былины изображен?
Повторное обращение к картине И. Репина:
в 1876 году русский художник И. Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском» - СЛАЙД №6
Беседа:
- Чем отличается фрагмент кинофильма от текста былины?
- Таким ли вы представляли себе Садко?
- Удачен ли созданный актёром образ?
- Какие черты характера воплощены в кинокартине?
Сравнительная характеристика образа богатыря Микулы Селяниновича и народного героя Садко.
Среди былин, записанных Гильфердингом, были не только былины о богатырях, но и былины о народных героях, среди которых есть и былина о Садко. Такие произведения возникают значительно позже былин о богатырях, и связано это с историческим развитием общества и изменениями в укладе жизни людей тех далеких от нас времен. Что же это за изменения? Попробуем разобраться, проведя сопоставление образов богатыря Микулы Селяниновича и Садко. Наши выводы оформим в виде таблицы.
Вопросы | Микула Селянинович | Садко |
род занятий | богатырь (пахарь и воин, защитник) | «Богатый гость» (гусляр, купец) |
символические предметы, которыми обладает персонаж | «кобылка соловая» «сошка кленовая» | «гусельки яровчатые» «казна золотая» |
личные качества | сильный храбрый мудрый справедливый степенный красивый | умелый хитрый азартный богатый щедрый вольнолюбивый |
испытания | назначает сам для других героев; проверяет, достоин ли князь его службы | выполняет наказы; проходит испытания характера на прочность, на стойкость духа |
Вывод | Воплощение народного идеала воина-защитника; идеал традиции | Воплощение народного идеала героя-созидателя; идеал новаторства |
Рефлексия
Какие цели мы поставили в начале урока?
Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?
Какое новое знание вы открыли?
Домашнее задание: по желанию сделать иллюстрации к любой понравившейся былине или макет памятника былинному герою; написать эссе «Мой любимый герой былины. Чем бы я хотел быть на него похожим?» или попробовать написать былину, сделав героями современных людей .
Итоги, оценки.