СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе "Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенев

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС. Это 5 урок в системе уроков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Образ Герасима в рассказе "Муму" И.С.Тургенев»

Урок литературы в 5 классе

Тема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима.

Учитель русского языка и литературы Напреева Н.Н.

Данный урок проводится в 5классе при изучении творчества И.С.Тургенева. В ряду уроков, отведенных на изучение рассказа «Муму», данный урок четвертый.
Цели для учителя:

Воспитательные цели:

  1. Способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса.

  2. Воспитывать чувство собственного достоинства, стремление к активному, действенному добру.

  3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Образовательная цель: выявить особенности характера героя, авторской позиции.

Развивающие цели:

  1. Совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения.

  2. Развивать аналитическое мышление.

Оборудование: иллюстрации, рисунки, карточки - задания для работы в группах, мультимедийный проектор, компьютер.

Цель урока: Подвести итог изученного рассказа; рассмотреть образ Герасима, его отношение к героям рассказа.

Задачи:

Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа; умение работать в группах и парах: умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.

Образовательные: закрепить знания учащихся по рассказу И.С. Тургенева «Муму»; развить интерес к личности писателя и его творчеству; провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение главным героем.

Развивающие: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы; формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов; учить сжато излагать повествовательный текст; развитие культуры речи школьников, работа над выразительным чтением учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: подвести итог изучения рассказа; проверить знания текста; умение ориентироваться в содержании произведения; определять роль портрета, пейзажа, интерьера в раскрытии характеров героев и замысла автора.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; уметь характеризовать исторические события, описанные в тексте; уметь применять полученных знаний, умений и навыков анализа произведения на межпредметном уровне.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе; умение анализировать высказанные мнения; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Тип урока: повторение, обобщение изученного (комбинированный)

Методы и формы обучения: наблюдение, создание проблемной ситуации; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.




ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. – Здравствуйте! Сегодня урок литературы проведу с вами я, зовут меня…

Приятно, что передо мной такие красивые, приятные, улыбчивые ребята. Вы очень похожи на моих пятиклашек, таких же добрых и непосредственных, и я надеюсь, что урок у нас обязательно удастся, правда?

2.Вступительное слово учителя

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения

мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева Варвара Петровна),

восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у

себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке

воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка —и того лучше!Для мужика городская работа —легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это,рассудила отдать ее замуж за другого —он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу,

из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.Всё вынес...

Ребята, кого напоминают герои этой истории?

/Напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил/

Вы правы, действительно, это герои рассказа Ивана

Сергеевича Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. История, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле. А мать Тургенева Варвара Петровна и немой дворник –прототипы героев –барыня и Герасима.

Слайд Прототип -реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

3.Актуализация знаний

Поиграем в «да - нетку»

1. Герасим всю жизнь прожил в доме барыни...

2. Герасим выполнял в доме обязанности дворника и сторожа...

3. Соперника Герасима звали Платоном...

4. Хозяйка Герасима жила в Москве...

5. Герасим нашёл собаку, когда возвращался с реки...

6. Герасим вернулся в дом хозяйки после смерти Муму...

7. Муму прожила у Герасима два года..

8. Действие рассказа происходит в городе Москве...

9. У барыни не было родственников...

10. Неистомная работа –это тяжёлая работа...

Правильные ответы:

1.Нет (жил в деревне)

2.Да

3.Нет (Капитон Климов)

4.Да

5.Нет (провожал Татьяну)

6.Нет (вернулся в деревню)

7.Нет (один год)

8.Да

9.Нет (были дети), которые жили в другом городе)

10.Нет (неистомная работа -работа без устали)


4)Беседа. (Слайд 1)

-Сегодня мы продолжим разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении, рассказе «Муму», великого русского писателя XIX века И.С.Тургенева.

- Назовем героев рассказа. (Уч-ся называют, а учитель пишет их имена на доске)


5) Мотивировка темы. (Слайд №2)

Уч: Героев в произведении много. Есть главные и второстепенные. Кто является главным героем? (Герасим) Почему? (Все события связаны с ним).

Как вы думаете, какова тема нашего урока? Цель урока? (Анализировать содержание рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима); оценивать поступки героя — обобщать, делать выводы; обогащать словарный запас; уважать мнение собеседника)

Сегодня на уроке постараемся выявить особенности характера героя, отношение автора к своему герою.

4) Сообщение о значении имени Герасим (Слайд №3)

- И.С.Тургенев не случайно дал своему герою имя Герасим. Имя «Герасим» переводится с греческого языка как «почтенный, уважаемый». Происхождение: имя Герасим пришло в Россию из Византии вместе с христианством. В имени Герасим довольно хорошо сочетаются добродушие, твердость.

Человек с этим именем обладает очень чувствительной натурой. Добрый и отзывчивый, он помогает всем, кто к нему обращается, но нередко сам становится жертвой своей доброты. Это человек неконфликтный, в обществе он держится довольно уравновешенно, однако в некоторых, довольно редких случаях, все же может и вспылить. При этом остановить его бывает очень тяжело. Он трудолюбив.

(Попутно проводится словарная работа: слова и их лексические значения записаны на доске: Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его. Уважаемый - уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих – либо достоинств.)

Беседа по вопросам:

IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

1. Объясните, почему Тургенев так назвал героя?

- Охарактеризуйте одним словом (эпитетом(Эпитет — это образное определение, средство художественной выразительности, которое используют для создания художественного образа и характеристики литературного героя или обстановки;) могучий, здоровый) Герасима. (Ответ ученика)

-Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.

1) Работая над образом Герасима, мы составим своеобразную цепочку черт, качеств героя. Начало цепочки у нас записано на доске: «Герасим – это…».

  1. Работа в группах

Уч: Чтобы выявить особенности характера героя нам предстоит поработать в группах. (Класс делится на 4 группы методом свободного выбора. Каждая группа получает задания. После подготовки учащиеся каждой группы отвечают. Делают выводы.Учитель направляет, руководит деятельностью учащихся)

1 группаКак описывает автор Герасима? ( Зачитать И.С. Тургенев пишет: « Из числа всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения… Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок» (12 вершков –это 12*4,5=54см? 4,5*12 = 54 см.

Что??? Это рост новорожденного младенца, никак не богатыря.

Все дело в том, что в старину рост человека и лошади считали над двумя аршинами. Эти два аршина не упоминали, но имели в виду.

Аршин - 71 см. Рост Герасима 71*2 + 54 = 196 см. Да, действительно богатырский рост)

Вывод: Герасим богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий. (Слайд № 4)

(Попутно объясняем слово «замечательный» - исключительный по своим достоинствам)


2 группа - Отношение к труду. ( Зачитать И.С. Тургенев пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...»)

Вывод: Герасим сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность. (Слайд № 5)

(Попутно объясняем слово «неистомная» - неутомимая, «славный» - очень хороший)


3 группаИнтерьер каморки. (Зачитать«...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

Вывод: нелюдимый, все делает основательно. (Слайд №6)


4 группаОтношение окружающих к герою. ( Зачитать. Все в околотке стали уважать его после того, как Герасим расправился с ворами, незнакомые люди отмахивались и кричали на него. «Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, - а в коротких: он считал их за своих»)

Вывод: одинокий, сильный, был в коротких отношениях с челядью.


(Слайд №7) (Попутно объясняем слово «челядь» - дворовые слуги помещика)


3) Общие выводы.

- Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? (Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой,

здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа– с метлой и лопатой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность.)

- Как автор относится к своему герою? (Автор восхищается монолитной фигурой крестьянского богатыря, показывает, как крепко связан он с родной землёй и своей нелёгкой работой. Писатель не равнодушно фиксирует происходящее. Он горячо сочувствует Герасиму, и это выявляется как в прямых оценках, так и в сравнениях, которые раскрывают отношение писателя к происходящему. Тургенев подчёркивает близость Герасима к земле, к природе, а потому и сравнивает его с деревом, растущим на плодородной земле, с молодым, здоровым быком; с пойманным зверем, который потерял самое дорогое – свободу)

-Составление ассоциативного ряда.

Уч: Автор называет своего героя богатырем. Какие ассоциации возникают у вас со словом «богатырь»? (ответы учащихся)

(Слайд №8)


Обобщение

1) Уч: - Какие качества присущи Герасиму? (Учитель с учащимися дополняют цепочку черт, качеств героя: Герасим – это богатырь, замечательное лицо, глухонемой, серьезный, строгий, сильный, ловкий, умелый, трудолюбивый, неутомимый, славный, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нелюдимый, все делает основательно… )

- Какие качества вам близки?

- Какие выводы вы сделали для себя?( Отвеьы детей; Мне кажется, что Герасим был очень хорошим человеком. Он был молчаливым и угрюмым, но он всегда был готов помочь другим и заботился о тех, кого любил. Я считаю, что Герасим заслуживает уважения за свою доброту и трудолюбие. Он был хорошим примером для других людей, как нужно относиться к своим обязанностям и беречь своих близких)


- И.С.Тургенев подчеркивает не столько физическую, но прежде нравственную силу Герасима. В чем, кроме трудолюбия, она проявляется? (Оторванный от родного окружения и привычной работы, используемый в барском доме лишь в качестве «представительной фигуры», Герасим сумел сохранить чувство собственного достоинства, остаться таким же трудолюбивым, собранным и прямым, каким был в родной деревне).

2) Уч: В завершении урока составим синквейн к слову Герасим. (Уч – ся работают в группах) Вспомним, что называется синквейном?

Слово "синквейн" происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Таким образом, синквейн - это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово - понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова - описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова - действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме.

  • Пятая строка. 1 слово - синоним, который повторяет суть темы.


Например,

Герасим

Могучий, работящий

Служит, любит, работает

Имеет широкую деревенскую душу

Богатырь

V.Рефлексия деятельности.

- Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

- Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.

- Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.

- Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.

- Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим.

Выставление оценок

VI. Домашнее задание. Составить письменный или устный рассказ о героях, живущих в доме барыни: Татьяна, Капитон, Гаврила. (по выбору)