Своеобразие жанра «стихотворение в прозе».
Мир и человек в стихотворении И.С.Тургенева “Природа”.
10 класс
Тема урока: Своеобразие жанра «стихотворение в прозе». Мир и человек в стихотворении И.С.Тургенева “Природа”.
Класс: 10
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока:
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия.
Образовательная:
- расширить представления учащихся о жанровой форме стихотворение в прозе;
- познакомить с литературным циклом И.С. Тургенева “Стихотворения в прозе”;
- формировать навык комплексного анализа текста.
Оборудование: портрет писателя И.С.Тургенева; сборник ”Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева;
«Словарь литературоведческих терминов» под редакцией Л.И.Тимофеева, С.В.Тураева.
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы с учащимися: словесные; проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы;
Личностные: формированию духовно-нравственных принципов в сознании
Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Ход урока
Организационный момент.
Установка на работу.
Слово учителя.
- Сегодня нам предстоит приоткрыть одну из граней таланта И.С.Тургенева, познакомившись с литературным циклом писателя «Стихотворения в прозе».
2.
Для более глубокого понимания темы вам предложены индивидуальные задания:
1.Характеристика жанра стихотворение в прозе (работа со словарем литературоведческих терминов).
2. Наблюдение над лексическим и грамматическим строем стихотворения И.С.Тургенева «Природа».
3. Художественная интерпретация текста.
4. Исторический комментарий к стихотворению «Русский язык».
II. Изучение нового материала.
1.
-Как вы понимаете термин «стихотворение в прозе»?
- Обратимся к словарю, к объяснению данного понятия литературоведами.
Ученик зачитывает определение из словаря литературоведческих терминов.
Учитель:
Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме. Не следует путать стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по метрическому признаку, - с ритмической прозой и свободным стихом. Форма стихотворения в прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов. Первым образцом стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы" (1842). Термин "ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878-1882. [2.]
2.
- Запишем в тетрадь
Особенности жанра:
- преобладает не повествовательный, а субъективно - оценочный момент;
- большое значение приобретает эмоциональная окраска речи;
- характерно повторение ритмически подобных синтаксических конструкций;
- используются изобразительно-выразительные средства языка;
- небольшой объем;
- графически текст представлен как проза.
История написания.
Слово учителя.
И.С.Тургенев рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл, объединенный общей тональностью. Стихотворения написаны в 1877-1882г.г. Общее настроение писателя в эти годы становилось все мрачнее. «Стихотворения в прозе» проникнуты усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти: «Уйди в себя, в свои воспоминанья…Но будь осторожен…не гляди вперед, бедный старик!» («Старик», июль 1878г).
Читая воспоминания современников о последних годах жизни И.С.Тургенева, можно отметить, что писатель понимал под этим жанром «…нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину. Стихотворения в прозе позволяют коротко, ёмко изложить мгновенное впечатление, ощущение жизни, настроение ушедшего, безвозвратного: молодости, красоты, свободы…». (Из письма И.С.Тургенева М.М.Стасюлевичу, 29.09.1882г.).
Весной 1882 г. обнаружились первые признаки тяжелой болезни, которая оказалась для Тургенева смертельной. Но в моменты временного облегчения страданий писатель продолжал работать и за несколько месяцев до смерти издал первую часть «Стихотворений в прозе». Этот цикл лирических миниатюр явился своеобразным прощанием Тургенева с жизнью, родиной и искусством. Последняя книга писателя собрала в себе главные темы и мотивы его творчества. Здесь выразилось преклонение перед силой самоотверженной любви и нравственным величием подвига, увлечение пылким идеализмом молодости, тончайшее чувство природы, поэзии и красоты, а рядом с этим — ощущение разочарования и одиночества, ужас перед ничтожеством человека и всемогуществом разрушительных сил смерти, усталое отвращение ко лжи, пошлости и глупости, к их неизбывному присутствию в человеческой жизни. И все это многообразие тем обрело эстетическую завершенность благодаря глубоко символическому обрамлению цикла. [1.]
Литературовед Л.М. Гроссман считал, что «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева — это особым образом организованная философская поэма, целенаправленно разбитая автором на строфы-песни. Генеалогию такого жанра он возводит к формам средневековой поэзии, для которой характерна исповедальность.
Первоначально цикл имел название «Posthuma» («Посмертные»), в последующем «Senilia» («Старческое»). И в окончательном варианте «Стихотворения в прозе».
Круг тем, затронутых в стихотворении, обширен.
Запись в тетрадях и на доске:
Тема нравственного подвига. («Порог», «Чернорабочий и белоручка»)
Размышления о судьбе русского крестьянина («Деревня», «Щи»)
Вера в великое будущее русского народа. («Русский язык»).
Философские размышления. («Молитва», «Монах»).
Психологические наброски человеческих характеров. («Близнецы», «Эгоист»)
Тема любви, молодости. («Мы еще повоюем», «Воробей»)
Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня» («...на тысячу верст кругом Россия — родной край»), а завершал ее «Русский язык», лирический гимн, исполненный веры Ивана Сергеевича в великое предназначение своей страны.
Анализ стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык».
1.
Учитель:
- Стихотворение «Русский язык» написано в 1882г. Чем ознаменовался этот год?
Историческую справку дает ученик, получивший задание на дом.
Ответ ученика:
Усиление реакции царского правительства в связи с убийством 1 марта 1882г. царя Александра I. В августе 1882г. приняты «Временные правила о печати». С 1883г. стала действовать жандармерия, специализирующаяся на агентурной деятельности. 1 июля 1887г. издан «Циркуляр о кухаркиных детях», предписывавший не допускать в гимназии детей из низших сословий.
2.
Учитель:
- Внимательно прослушайте стихотворение.
Ученик читает стихотворение наизусть.
- Как Тургенев, не раскрывая конкретных реалий времени, определяет свои чувства?
-Какими эпитетами писатель характеризует русский язык?
-Каким пафосом проникнуто стихотворение?
IV. Философское понимание И.С.Тургеневым основ мировой гармонии.
Слово учителя.
Тема бога, роли человека и осознание им своего места на земле, тема природы являются основными в стихотворном цикле.
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой. Но природа и ужасала писателя равнодушием и отсутствием видимой цели в творимой ею жизни: «...она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого моего участия, и она же заставляет звезды появляться на небе, как прыщи на коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это штука — равнодушная, повелительная, прожорливая, себялюбивая, подавляющая — это жизнь, природа или Бог; называйте её, как хотите, но не поклоняйтесь ей... Ибо в акте творения заключается не больше славы, чем есть славы в падающем камне, в текущей воде, в переваривающемся желудке...» — писал И. С. Тургенев 28 июля 1849 года Полине Виардо. Безразличие природы, воплощенное в незыблемости ее законов,— вот что питало космический пессимизм Тургенева. «Для меня в непреложности законов природы есть самое ужасное, так как я никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них»,— говорил он Полонскому в конце жизни.
2.Словарная работа. Слова записаны на доске.
- Как вы понимаете семантику слов: гармония, миропонимание, мироздание, миросозерцание?
(После самостоятельного объяснения значения слов учащимися обращаемся к словарю русского языка под редакцией С.И.Ожегова.)
- Прокомментируйте высказывание И.С.Тургенева. В чем, по-вашему, писатель видел основы мироздания?
Грустным итогом размышлений Ивана Сергеевича стало стихотворение в прозе «Природа», которое написано в августе 1879г.
Работа над идейным содержанием произведения «Природа».
Установка на работу.
Учитель:
- Внимательно прослушайте стихотворение И.С.Тургенева.
Заранее подготовленный ученик читает произведение. Тексты лежат на партах. Дальнейшая работа по анализу стихотворения проводится непосредственно на листах с текстом.
Чтение текста. (Глобальное слушание)
Художественная интерпретация текста.
- Перед вами лежат листы чистой бумаги, попытайтесь зарисовать на них ваше первичное восприятие стихотворения.(2 минуты)
- Обратимся к вашим работам. Прокомментируйте свое видение текста, отображенное в рисунках.
- Ученица самостоятельно выполнила подобную работу дома, познакомимся с её творческим раскрытием лирического произведения.
(Ответ ученицы)
4. Беседа по тексту.
Учитель:
- Попытаемся осознать художественное пространство стихотворения. Сколько смысловых частей имеет текст?
А)
- Прочитайте I абзац. (Чтение текста)
- В каком состоянии находится герой? (Герой находится в ирреальном состоянии сна)
- Какова метафизическая природа сна?
- Какие образы возникают в стихотворении?
- Назовите эпитет, характеризующий слово «храмина». Какой смысл вносит это слово-образ для понимания идейного замысла писателя?
- Что мы можем сказать о природе света, освещающего храмину, откуда он возник?
Б)
- Прочитайте II абзац. (Чтение текста)
- Привычен ли образ Природы? Каким вы представляли его вне текста Тургенева, в своём сознании?
- Где находится женщина?
- В каком состоянии она пребывает?
- Посредством каких тропов писатель создает образ героини? Приведите примеры.
- Во что она одета? Какого цвета одеяние женщины?
- Одежда простая, но как автор создает эффект значимости персонажа?
- Какова реакция человека на осознание того, кто перед ним?
В)
- Прочитайте III абзац. (Чтение по ролям)
- Какую форму речи использует автор? Почему?
-Объясните смысл диалога героев? Подтвердите свои суждения ключевыми словами из текста.
- Предсказуема ли реакция человека на слова женщины? Был ли он готов к такому ответу?
- Почему герой не возражает? С какой целью автор вносит знак умолчания в последних строках?
- Какими средствами словесной образности писатель создает портретную характеристику героев?
- Как расширяют смысловые границы происходящего фигуры речи?
- Какими словами заканчивается произведение? Возможна ли другая фраза, определяющая концовку стихотворения? Приведите свои варианты.
- Какова цветовая палитра лирической миниатюры?
- Слова какой части речи позволили писателю выразить смысловую гамму стихотворения?
- Есть ли в тексте динамика?
5. Работа над композиционными единицами текста.
- Составим схему, которая отражает последовательность изложения сюжета.
В результате работы на уроке учащиеся составляют таблицу-схему, которая отражает последовательность изложения сюжета, определяя при этом идейный замысел писателя.
Ученик работает у доски
Человек | Природа |
Психологическое состояние: Состояние сна (ирреальность, абстракция) | Пребывает в состоянии покоя. Ровный свет освещает храмину. «Величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета». «Она казалась погруженной в глубокую думу». |
Осознание того, кто перед ним («…сама Природа») «..Мгновенный холод»; « …внедрился благоговейный страх» Действия: почтительный поклон, приблизился к ней. Обратился к женщине с вопросом: о чем она думает? (Речь героя пафосна) «Пролепетал…» (Удивлен; себялюбие, эгоизм не позволяют человеку понять, что он то, что и всё вокруг) «Хотел было возражать…» (Форма оборота предполагает желательность, но не возможность действия). Глаголы: «снилось, вошел, приблизился, пролепетал, хотел было возражать» -характеризуют реакцию человека. | Не обратила внимания на появление человека ( равнодушна) Реакция на слова человека « Медленно обратила темные, грозные глаза; раздался зычный голос, подобный лязгу железа» « Наморщила лоб» «Равновесие нападения и отпора нарушено… Все твари мои дети». «Мне всё равно…» |
6. Заключительный этап работы над текстом.
- Определите композиционные особенности стихотворения.
- Обратимся к вашим рисункам, что бы вы внесли в них после осознанного прочтения текста?
- Каково идейно-философское содержание произведения? В чем заключается его художественное своеобразие?
- Соотнесите теоретические сведения о жанре с текстом И.С.Тургенева.
V. Итог работы.
- Мы попытались прочитать одно из стихотворений И.С. Тургенева литературного цикла “Стихотворения в прозе”. Какое место занимают лирические миниатюры цикла в творческой судьбе писателя?
VI. Домашнее задание:
Сочинение - рассуждение: « Философские размышления Тургенева о месте человека в мире, в природе».
Прочитать «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева.
На втором уроке при изучении стихотворного цикла Тургенева можно разделить ребят по группам. Деление на группы определяется тематикой стихотворений.
Литература:
Николаев П.А. Библиографический словарь// Русские писатели. - М.: Просвещение, 1990. -326с.
Кожевников В.М., Николаев П.А. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Просвещение, 1987. - 425с.
Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов - М.: Просвещение, 1974.- 386с.
4. www.ref.by/refs/33/6671/1.html
5. ru.wikipedia.org/wiki/Циркуляр о кухаркиных детях