СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме:"Своеобразие жанра «стихотворение в прозе». Мир и человек в стихотворении И.С.Тургенева “Природа”.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ лирического произведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме:"Своеобразие жанра «стихотворение в прозе». Мир и человек в стихотворении И.С.Тургенева “Природа”.»

Своеобразие жанра «стихотворение в прозе».

Мир и человек в стихотворении И.С.Тургенева “Природа”.

10 класс


Тема урока: Своеобразие жанра «стихотворение в прозе». Мир и человек в стихотворении И.С.Тургенева “Природа”.


Класс: 10

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока:

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия.

Образовательная:

- расширить представления учащихся о жанровой форме стихотворение в прозе;

- познакомить с литературным циклом И.С. Тургенева “Стихотворения в прозе”;

- формировать навык комплексного анализа текста.

Оборудование: портрет писателя И.С.Тургенева; сборник ”Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева;

«Словарь литературоведческих терминов» под редакцией Л.И.Тимофеева, С.В.Тураева.

Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы с учащимися: словесные; проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы;

Личностные: формированию духовно-нравственных принципов в сознании

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Ход урока


  1. Организационный момент.

  1. Установка на работу.

Слово учителя.

- Сегодня нам предстоит приоткрыть одну из граней таланта И.С.Тургенева, познакомившись с литературным циклом писателя «Стихотворения в прозе».

2.

Для более глубокого понимания темы вам предложены индивидуальные задания:

1.Характеристика жанра стихотворение в прозе (работа со словарем литературоведческих терминов).

2. Наблюдение над лексическим и грамматическим строем стихотворения И.С.Тургенева «Природа».

3. Художественная интерпретация текста.

4. Исторический комментарий к стихотворению «Русский язык».

II. Изучение нового материала.

1.

-Как вы понимаете термин «стихотворение в прозе»?

- Обратимся к словарю, к объяснению данного понятия литературоведами.

Ученик зачитывает определение из словаря литературоведческих терминов.

Учитель:

Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме. Не следует путать стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по метрическому признаку, - с ритмической прозой и свободным стихом. Форма стихотворения в прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов. Первым образцом стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы" (1842). Термин "ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878-1882. [2.]

2.

- Запишем в тетрадь

Особенности жанра:

- преобладает не повествовательный, а субъективно - оценочный момент;

- большое значение приобретает эмоциональная окраска речи;

- характерно повторение ритмически подобных синтаксических конструкций;

- используются изобразительно-выразительные средства языка;

- небольшой объем;

- графически текст представлен как проза.

  1. История написания.

Слово учителя.

И.С.Тургенев рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл, объединенный общей тональностью. Стихотворения написаны в 1877-1882г.г. Общее настроение писателя в эти годы становилось все мрачнее. «Стихотворения в прозе» проникнуты усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти: «Уйди в себя, в свои воспоминанья…Но будь осторожен…не гляди вперед, бедный старик!» («Старик», июль 1878г).

Читая воспоминания современников о последних годах жизни И.С.Тургенева, можно отметить, что писатель понимал под этим жанром «…нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину. Стихотворения в прозе позволяют коротко, ёмко изложить мгновенное впечатление, ощущение жизни, настроение ушедшего, безвозвратного: молодости, красоты, свободы…». (Из письма И.С.Тургенева М.М.Стасюлевичу, 29.09.1882г.).

Весной 1882 г. обнаружились первые призна­ки тяжелой болезни, которая оказалась для Тургенева смертельной. Но в моменты временного облегче­ния страданий писатель продолжал работать и за несколько месяцев до смерти издал первую часть «Стихотворений в прозе». Этот цикл лири­ческих миниатюр явился своеобразным прощани­ем Тургенева с жизнью, родиной и искусством. Последняя книга писателя собрала в себе главные темы и мотивы его творчества. Здесь выразилось преклонение перед силой самоотверженной любви и нравствен­ным величием подвига, увлечение пылким идеализ­мом молодости, тончайшее чувство природы, поэзии и красоты, а рядом с этим — ощущение разочарования и одиночества, ужас перед ничто­жеством человека и всемогуществом разруши­тельных сил смерти, усталое отвращение ко лжи, пошлости и глупости, к их неизбывному присут­ствию в человеческой жизни. И все это много­образие тем обрело эстетическую завершенность благодаря глубоко символическому обрамлению цикла. [1.]

Литературовед Л.М. Гроссман считал, что «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева — это особым образом организованная философская поэма, целенаправленно разбитая автором на строфы-песни. Генеалогию такого жанра он возводит к формам средневековой поэзии, для которой характерна исповедальность.

Первоначально цикл имел название «Posthuma» («Посмертные»), в последующем «Senilia» («Старческое»). И в окончательном варианте «Стихотворения в прозе».

Круг тем, затронутых в стихотворении, обширен.

  1. Запись в тетрадях и на доске:

  1. Тема нравственного подвига. («Порог», «Чернорабочий и белоручка»)

  2. Размышления о судьбе русского крестьянина («Деревня», «Щи»)

  3. Вера в великое будущее русского народа. («Русский язык»).

  4. Философские размышления. («Молитва», «Монах»).

  5. Психологические наброски человеческих характеров. («Близнецы», «Эгоист»)

  6. Тема любви, молодости. («Мы еще повоюем», «Воробей»)

Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня» («...на тысячу верст кругом Россия — родной край»), а завершал ее «Русский язык», лирический гимн, исполненный веры Ивана Сергеевича в великое предназначение своей страны.

  1. Анализ стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык».

1.

Учитель:

- Стихотворение «Русский язык» написано в 1882г. Чем ознаменовался этот год?

Историческую справку дает ученик, получивший задание на дом.

Ответ ученика:

Усиление реакции царского правительства в связи с убийством 1 марта 1882г. царя Александра I. В августе 1882г. приняты «Временные правила о печати». С 1883г. стала действовать жандармерия, специализирующаяся на агентурной деятельности. 1 июля 1887г. издан «Циркуляр о кухаркиных детях», предписывавший не допускать в гимназии детей из низших сословий.

2.

Учитель:

- Внимательно прослушайте стихотворение.

Ученик читает стихотворение наизусть.

- Как Тургенев, не раскрывая конкретных реалий времени, определяет свои чувства?

-Какими эпитетами писатель характеризует русский язык?

-Каким пафосом проникнуто стихотворение?

IV. Философское понимание И.С.Тургеневым основ мировой гармонии.

  1. Слово учителя.

Тема бога, роли человека и осознание им своего места на земле, тема природы являются основными в стихотворном цикле.

Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой. Но природа и ужасала писателя равнодушием и отсутствием видимой цели в творимой ею жизни: «...она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого моего участия, и она же заставляет звезды появляться на небе, как прыщи на коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это штука — равнодушная, повелительная, прожорливая, себялюбивая, подавляющая — это жизнь, природа или Бог; называйте её, как хотите, но не поклоняйтесь ей... Ибо в акте творения заключается не больше славы, чем есть славы в падающем камне, в текущей воде, в переваривающемся желудке...» — писал И. С. Тургенев 28 июля 1849 года Полине Виардо. Безразличие природы, воплощенное в незыблемости ее законов,— вот что питало космический пессимизм Тургенева. «Для меня в непреложности законов природы есть самое ужасное, так как я никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них»,— говорил он Полонскому в конце жизни.

2.Словарная работа. Слова записаны на доске.

- Как вы понимаете семантику слов: гармония, миропонимание, мироздание, миросозерцание?

(После самостоятельного объяснения значения слов учащимися обращаемся к словарю русского языка под редакцией С.И.Ожегова.)

- Прокомментируйте высказывание И.С.Тургенева. В чем, по-вашему, писатель видел основы мироздания?

Грустным итогом размышлений Ивана Сергеевича стало стихотворение в прозе «Природа», которое написано в августе 1879г.

  1. Работа над идейным содержанием произведения «Природа».

  1. Установка на работу.

Учитель:

- Внимательно прослушайте стихотворение И.С.Тургенева.

Заранее подготовленный ученик читает произведение. Тексты лежат на партах. Дальнейшая работа по анализу стихотворения проводится непосредственно на листах с текстом.

  1. Чтение текста. (Глобальное слушание)

  2. Художественная интерпретация текста.

- Перед вами лежат листы чистой бумаги, попытайтесь зарисовать на них ваше первичное восприятие стихотворения.(2 минуты)

- Обратимся к вашим работам. Прокомментируйте свое видение текста, отображенное в рисунках.

- Ученица самостоятельно выполнила подобную работу дома, познакомимся с её творческим раскрытием лирического произведения.

(Ответ ученицы)

4. Беседа по тексту.

Учитель:

- Попытаемся осознать художественное пространство стихотворения. Сколько смысловых частей имеет текст?

А)

- Прочитайте I абзац. (Чтение текста)

- В каком состоянии находится герой? (Герой находится в ирреальном состоянии сна)

- Какова метафизическая природа сна?

- Какие образы возникают в стихотворении?

- Назовите эпитет, характеризующий слово «храмина». Какой смысл вносит это слово-образ для понимания идейного замысла писателя?

- Что мы можем сказать о природе света, освещающего храмину, откуда он возник?

Б)

- Прочитайте II абзац. (Чтение текста)

- Привычен ли образ Природы? Каким вы представляли его вне текста Тургенева, в своём сознании?

- Где находится женщина?

- В каком состоянии она пребывает?

- Посредством каких тропов писатель создает образ героини? Приведите примеры.

- Во что она одета? Какого цвета одеяние женщины?

- Одежда простая, но как автор создает эффект значимости персонажа?

- Какова реакция человека на осознание того, кто перед ним?

В)

- Прочитайте III абзац. (Чтение по ролям)

- Какую форму речи использует автор? Почему?

-Объясните смысл диалога героев? Подтвердите свои суждения ключевыми словами из текста.

- Предсказуема ли реакция человека на слова женщины? Был ли он готов к такому ответу?

- Почему герой не возражает? С какой целью автор вносит знак умолчания в последних строках?

- Какими средствами словесной образности писатель создает портретную характеристику героев?

- Как расширяют смысловые границы происходящего фигуры речи?

- Какими словами заканчивается произведение? Возможна ли другая фраза, определяющая концовку стихотворения? Приведите свои варианты.

- Какова цветовая палитра лирической миниатюры?

- Слова какой части речи позволили писателю выразить смысловую гамму стихотворения?

- Есть ли в тексте динамика?

5. Работа над композиционными единицами текста.

- Составим схему, которая отражает последовательность изложения сюжета.

В результате работы на уроке учащиеся составляют таблицу-схему, которая отражает последовательность изложения сюжета, определяя при этом идейный замысел писателя.

Ученик работает у доски

Человек

Природа

Психологическое состояние:

Состояние сна (ирреальность, абстракция)

Пребывает в состоянии покоя. Ровный свет освещает храмину.

«Величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета».

«Она казалась погруженной в глубокую думу».

Осознание того, кто перед ним

(«…сама Природа»)


«..Мгновенный холод»;

« …внедрился благоговейный страх»


Действия: почтительный поклон, приблизился к ней. Обратился к женщине с вопросом: о чем она думает? (Речь героя пафосна)


«Пролепетал…»

(Удивлен; себялюбие, эгоизм не позволяют человеку понять, что он то, что и всё вокруг)


«Хотел было возражать…»

(Форма оборота предполагает желательность, но не возможность действия).

Глаголы: «снилось, вошел, приблизился, пролепетал, хотел было возражать» -характеризуют реакцию человека.

Не обратила внимания на появление человека

( равнодушна)

Реакция на слова человека


« Медленно обратила темные, грозные глаза; раздался зычный голос, подобный лязгу железа»


« Наморщила лоб»


«Равновесие нападения и отпора нарушено…

Все твари мои дети». «Мне всё равно…»


6. Заключительный этап работы над текстом.

- Определите композиционные особенности стихотворения.

- Обратимся к вашим рисункам, что бы вы внесли в них после осознанного прочтения текста?

- Каково идейно-философское содержание произведения? В чем заключается его художественное своеобразие?

- Соотнесите теоретические сведения о жанре с текстом И.С.Тургенева.

V. Итог работы.

- Мы попытались прочитать одно из стихотворений И.С. Тургенева литературного цикла “Стихотворения в прозе”. Какое место занимают лирические миниатюры цикла в творческой судьбе писателя?

VI. Домашнее задание:

  1. Сочинение - рассуждение: « Философские размышления Тургенева о месте человека в мире, в природе».

  2. Прочитать «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева.


На втором уроке при изучении стихотворного цикла Тургенева можно разделить ребят по группам. Деление на группы определяется тематикой стихотворений.



Литература:

  1. Николаев П.А. Библиографический словарь// Русские писатели. - М.: Просвещение, 1990. -326с.

  2. Кожевников В.М., Николаев П.А. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Просвещение, 1987. - 425с.

  3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов - М.: Просвещение, 1974.- 386с.

4. www.ref.by/refs/33/6671/1.html

5. ru.wikipedia.org/wiki/Циркуляр о кухаркиных детях