Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий. Наблюдение за рисунком стихотворного ритма. Экран. На дво-рах и до-мах | | | (Б-Б-У-Б-Б-У) | Снег ле-жит по-лот-ном | | | (Б-Б-У-Б-Б-У) | И от солн-ца блес-тит | | | (Б-Б-У-Б-Б-У) | Раз-но-цвет-ным ог-нем. | | | (Б-Б-У-Б-Б-У) | - Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать. Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина.(Простучать ритм). - Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения. (Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк) Самопроверка. Экран. Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У Вывод: ритм - важная составляющая стихотворной речи. Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке. От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.
Понятие о рифме. - Что же такое рифма? Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк. Рифма: Делает звучание красивым. Помогает почувствовать ритм: говорит о том, что строка закончена. Придает стихам единство, связывает рифмующиеся строки между собой.) - Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»? Игра «Найди рифму». парта - …(карта) ученик -…(озорник) пенал - … (журнал) указка - … (сказка) ручка - … (штучка)
Знакомство с видами рифмы. - •Виды рифмы. - А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма. - На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.
Перекрёстная АБАБ А У Лукоморья дуб зелёный; Б Златая цепь на дубе том: А И днём и ночью кот учёный Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ А В темнице там царевна тужит, А А бурый волк ей верно служит; Б Там ступа с Бабою Ягой Б Идёт, бредёт сама собой… Опоясывающая АББА А И там я был, и мёд я пил; Б У моря видел дуб зелёный; Б Под ним сидел, и кот учёный А Свои мне сказки говорил. - Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях? (Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы). 
- Как вы думаете, почему так названы рифмы? (Показать рисунок рифмы на индивидуальных карточках). - Итак, что такое стихотворная рифма? - Какие виды рифмы вы узнали? |