СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Оргмомент

 

  1. Выборочная проверка домашнего задания

 

  1. Выводы по повести «В дурном обществе»

 

  1. Знакомство с биографией
  1. Чтение биографии из учебника (стр.56)
  2. Комментарий учителя
  3. Фоторяд
  4. Письменное задание: составить план к тексту биографии П.П. Бажова

 

Просмотр содержимого документа
«1 урок. Биография, чтение Хозяйки»

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

  1. Оргмомент


  1. Выборочная проверка домашнего задания


  1. Выводы по повести «В дурном обществе»


  1. Знакомство с биографией

  1. Чтение биографии из учебника (стр.56)

  2. Комментарий учителя

  3. Фоторяд

  4. Письменное задание: составить план к тексту биографии П.П. Бажова



  1. Комментированное чтение сказа «Медной горы Хозяйка»

Сначала учитель, потом дети

Как только  девочка на Руси достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу, сплетенную обычно из трех прядей. Первая коса – новая взрослая жизнь.  Вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда. Коса – девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу, прибегали к гнусному обману - вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Если девушка носила одну косу – означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины.

Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.


  1. Показать иллюстрации


  1. Беседа

- Что необычного вы заметили в языке произведения, давайте прочитаем начало сказа. (Речь насыщена разговорными словами и оборотами)

Жарко – страсть

Робили (работали)

Протча (прочее)

Пташки поют – радуются.

- Кто герои этого произведения?

- К каким мастерам принадлежат наши герои?

- Почему у них “в глазах зелено и щеки будто зеленью подернулись?”

Это хорошие мастера, они давно и много работают с малахитом, поэтому зеленая малахитовая пыль въелась в кожу.

- Но вот появляется Хозяйка.

Какой её видит Степан?

Прочитайте её описание (с. 66–67)

Со слов “Глядит… весело, видно, ей.

Они разговорились и Хозяйка дает Степану первое испытание.

- Расскажите это испытание.

(“Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красного – ого рудника убирался… я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть”.)

Трудно было решиться Степану, чтобы передать этот приказ. Но не привык он отступать, бояться чего-то.

- Расскажите, как было выполнено это поручение?

- Как был наказан Степан за свои дерзкие слова?

Мастер Степан – человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них причудливые фигурки и цветы. И опять встречаются герои: мастер Степан с Хозяйкой.

- Прочитаем этот эпизод (или рассказать близко к тексту) с. 71–72.

Со слов “И видно ст. огром. Комнату…до слов невесты бывает.

- Какой новый приказ последовал от героини? (Берешь замуж али нет?)

- А почему Степан сразу не сказал, что у него есть невеста? (Он человек честный, прямой, открытый. Слово для него дороже олова.)

Невеста, его Настенька, сирота, девушка бедная, но именно ей Степан обещал жениться. А коли слово один раз сказано – держать его Степан будет всегда.

- Чем решила привлечь Степана Хозяйка? (Показать ему несметные богатства.)

- Завидует ли Степан, хочет иметь эти богатства у себя? (Нет)

Любой бы захотел иметь их у себя, но не Степан.

Камни эти излучали удивительную красоту их мастеров.

И он любовался ими, завидуя умельцам,

Сотворившим неземную красоту.

- А какие черты в Степане привлекают нас, читателей? Есть ли в нём то, что нам нравится?

Вот за эти качества: прямоту, доброту, честное слово и выделяет его среди всех мастеров сама Хозяйка Медной горы. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело – это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится будто живой.

Уважает Степана Хозяйка

- А как мы догадываемся, что он ей нравится? (По имени, отчеству, выделяют его)

Нравится ей очень то, что у него золотые руки, но и прекрасная человеческая душа. Он красив не только внешне, но и прекрасен своими поступками. Он привык жить честно, в ладу со своей совестью и с людьми, рядом с которыми он трудится.

Он очень ценит таких же мастеров, как и сам. Их уважением дорожит, а дружбу не променяет даже на богатство Медной горы Хозяйки.

Мы видим, что с течением сказа отношение героини к Степану меняется. Вначале она мудровала над ним, прельщала несменными богатствами, да не поддался на её уговоры Степан, рабочий человек. Характер у него под стать тем драгоценным металлам, такой же крепкий и прекрасный.

И последнее испытание услышал Степан из уст Хозяйки.

- О чём она его просит? (Не говорить и не вспоминать)

Но в судьбе Степана Хозяйка оставила неизгладимый след. Стали замечать люди, что Степан ходит невесёлый, всё время о чём-то думает. Тосковал, видно, по Хозяйке. Осталось у него на память о ней горсть драгоценных камешков, да шкатулка, наполненная украшениями.

- Как закончилась жизнь Степана?


8. Сравнение понятий "сказ" и "сказка"

- Ребята, вы видели костер? Как он разгорается? (Медленно, постепенно).

- Вот с таким "костром, разгоревшимся и ярко пылающим и согревающим добротой нашу душу и сердце", сравнил творчество П.П. Бажова, другой писатель Евгений Пермяк, называя его "уральским сказителем".

- К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель (сказка).

-Действительно, "сказ" и "сказка" - очень близкие слова. Но есть между ними разница.

- Дайте определение сказки (занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях).

- А что такое сказ? Как его определял сам Бажов? Вспомните. (Сказ - это быль с элементами сказочного)

- Что общего у сказа и сказки? (Есть элемент фантастики).

- В чем разница между сказкой и сказом? (проверка д/з, таблицы)

сказка

сказ

Волшебные герои - добрые или злые.

Нет рассказчика.

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

Не имеют реальной основы.

Герои - люди обыкновенные.

Фольклорная первооснова.

Присутствие рассказчика - человека из народа.

Волшебство и таинственность - неотъемлемая часть повествования.



Вот такой красивый, необычный сказ.

- Кто вам, ребята, особенно понравился в сказе и почему?

Вывод. Обобщение

Итак, ребята. Вы правы, Бажов нарисовал нам прекрасного человека, у которого доброе сердце, красивая душа и золотые руки большого мастера.

Писатель любуется своим героем, потому что трудом таких людей, как Степан, как считает автор, держится государство, крепнет мощь русской земли.

- А теперь, ребята, скажите, что здесь есть сказочного и что были?

1. Герои – обыкновенные люди.

2. Элементы фольклора.

3. Присутствие рассказчика.

4. Волшебство и таинственность в повествовании)