Стихотворение состоит из нескольких частей, которые Некрасовым не названы. Озаглавьте их. О чём каждая часть? (Одним предложением) IV. Деление текста на части и составление плана. 1.Охотник рад возвращению в родную деревню. 2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина. 3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми. 4.Раздумья о детском труде. 5.Встреча поэта с «мужичком» Власом. 6.Представление Фингала для деревенских зрителей. 7. Проза разлучает с крестьянскими детьми. Выразительно прочитать отрывок, в котором говорится о труде крестьянских детей и об их отношении к труду. Кто является примером для крестьянских детей? (группа) - Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика) Труд перед Ванюшей предстает “нарядной своей стороной”). - В каких строчках звучит поэзия крестьянского труда? (Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно...). Устаревшими или архаизмами). Учитель: эти слова не случайно прозвучали в этом отрывке, потому что они созвучны поэзии крестьянского труда. - Каким показывает Некрасов Ванюшу в этой части? (Он в деревню въезжает царем). Какое интересное выражение... - А что означает это выражение “въезжает царем”? (Ванюше не приходилось сталкиваться с тяжелым трудом крестьян, он только наблюдал за работой, и поэтому чувствует себя “царем”). - Кто говорит: “Родной”, “Полезай постреленок” (Эти слова говорит отец, крестьяне). — Дайте объяснение слову “постреленок” (озорник). — Какое отношение выражает автор, этим словом, вкладывая его в уста отца? (В этом слове автор выражает любовь не только отца, но и любование автором Ванюшей). — Какая часть слова демонстрирует это отношение к Ванюше? (В этом слове автор употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс “енок”, который выражает любовь к этому ребенку). - Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе? - Понравилась вам игра актеров? — Какие чувства возникли у вас, когда вы наблюдали за игрой актеров? (Актеры передали своей игрой чувство печали, как тяжело крестьянским детям достается хлеб). — О каком времени вспоминает рассказчик в данном отрывке? (Он вспоминает о времени, когда в России было крепостное право). Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок (вполголоса) - Откройте учебники на с.122 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух. Чтение вслух. Словарная работа. Однажды в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. - Что значит "студёная пора"? (очень холодно) Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. - Подумайте, что такое "полушубок"? ПОЛУШУБОК Короткая, до колен, верхняя одежда на меху. - Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!" - Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо, Отец, слышишь, рубит, а я отвожу". - Что значит "вестимо"? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется) (В лесу раздавался топор дровосека.) А что у отца-то большая семья? "Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я…" Так вон оно что! А как звать тебя?- "Власом", - А кой тебе годик? – "Шестой миновал… Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом, Рванул под уздцы и быстрей зашагал… 2. Словарная работа. Беседа по содержанию прочитанного текста. - Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал) - Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание. В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… - Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.) - Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу) - В какое время года произошла встреча? (зимой) - Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события. Однажды, в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел, был сильный мороз. - Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым. |