«Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова» (8 класс)
Цели урока:
обучающая – актуализация полученных учащимися знаний о творчестве М.Ю.Лермонтова и углубление их на основе исследования одного из периодов жизни поэта;
развивающая – формировать умение выделять главное в исследуемом материале, прослушанном сообщении и обобщать материал; развивать познавательную творческую сферу учащихся;
воспитательная – прививать интерес к русской литературе, формировать представление об истинных человеческих ценностях.
Тип урока:
урок-исследование, обобщение и систематизация знаний.
Технология:
проблемно-исследовательская, диалоговая
Оборудование урока:
мультимедийный проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
I этап. Вступительное слово учителя. Установление межличностного контакта.
(Слайд 1) Учитель: М.Ю. Лермонтов. Русский поэт, имя которого стоит рядом с именем великого Пушкина. Ваше знакомство с Лермонтовым продолжается уже несколько лет. И каждый раз, когда на уроках начинается о нём разговор, вы открываете для себя нового Лермонтова, человека, поэта, личность. Сегодня мы будем говорить о лирике М.Ю.Лермонтова и, конечно же, о нем, смело встречавшем удары судьбы и так и оставшемся в памяти всех, кто его любил, человеком с большими умными и очень грустными глазами. Сегодня мы услышим поэта, который из своего времени обращается к нам с напоминанием: любите этот мир и будьте счастливы в этом лучшем из миров.
II этап. Актуализация полученных ранее знаний о поэте и его произведениях. Создание «ситуации успеха».
В начале урока проверим, насколько хорошо вы знаете уже прочитанные вами произведения Лермонтова.
Слово для проведения викторины предоставляется ученице (см. приложение).
Дополнительный вопрос (учитель): Определите название произведения Лермонтова по формулировке его идеи: постоянный поиск истины – вот непременное условие обретения гармонии, по мнению лирического героя. («Парус»)
III этап. Лермонтов и Кавказ. «Погружение в тему», постановка целей урока.
1. Учитель: Для Лермонтова условием обретения гармонии в некоторой степени и стал Кавказ. Лермонтов и Кавказ – это одна из серьезнейших тем в литературоведении. Мы же сегодня проведем свое исследование, в ходе которого попытаемся определить:
какое место в лирике Лермонтова занимает кавказская тема;
что формировало лермонтовское отношение к Кавказу;
каково общечеловеческое звучание кавказской лирики Лермонтова.
Задание учащимся: записать тему урока и в течение всего урока тезисно вести записи в тетрадях.
В.Г. Белинский, известный русский критик, в одной из своих работ, посвящённых творчеству М.Ю. Лермонтова, писал: «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов».
1-я страница устного журнала. (Слайд 2) Что значил Кавказ для Лермонтова-человека и поэта?
Проверка домашнего задания.
1). Составление логической цепочки ключевых слов, дат по статье учебника, стр. 237-239. (Один ученик работает у доски).
Кавказ: Пушкин и Лермонтов; 1825 год; стихотворение в прозе; «Люблю я Кавказ»; 1837 год; 1840 год.
2). Сообщение учащихся по каждому звену цепочки. (Слайд 3, 4). При подготовке к уроку была создана группа архивариусов, готовивших архивный материал по дополнительным источникам. Они дополняют сообщения.
3). После рассказа о стихотворении в прозе звучит аудиозапись отрывка из «Синих гор Кавказа».
Учитель: Какие картинки возникают в вашем воображении, когда вы слушаете это стихотворение?
( Миниатюра Лермонтова позволяет представить картину от неба до земли. Вверху мы видим одичалые хребты, небо, облака, громовые тучи, снега и далекие льдины утесов, восходящее солнце. Внизу – темнота, пещеры, на гладком холме – одинокое дерево, виноградник, шумящий в ущелье, речка, неизвестный путь, неожиданный выстрел.)
Учитель: Определите по толковому словарю значение слова «престол». (Престол: 1) То же, что трон. 2) Высокий стол, стоящий по середине церковного алтаря, за которым совершается богослужение.)
Почему поэт называет кавказские горы «престолами природы»? Какое изобразительное средство использует здесь поэт?
(Престолы природы – метафора, подчеркивающая царскую сущность и божественную мощь природы в восприятии М.Ю. Лермонтова.)
4). Чтение стих. «Кавказ» (1830) наизусть (подготовленный ученик).
(Слайд 5).
Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетаются в данном стихотворении с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно-славянских, книжных форм и слов.
Задание: Найдите эти слова и объясните их лексическое значение.
( «Глас» - голос, «воспомня» - вспоминая, «летах» - годах, «отторгнуть» - отделить, отнять насильственным путем).
С чем сравнивает Лермонтов Кавказ? ( Со «сладкой песней отчизны) Подберите к слову «сладкий» синонимы, объясняющие его значение в данной строке
Сладкий – сладкозвучный, приятный, отрадный, благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный.
М.Ю. Лермонтов любил вечер. Как вы думаете, почему вечер, упоминаемый в стихотворении, поэт назвал «розовым»? Какая картина встает перед глазами благодаря такому эпитету (Величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца)
Какую композиционную роль выполняет строчка «Люблю я Кавказ»? (Она создает рефрен, связывающий различные темы главной, единой мыслью.)
Учитель: Чем же стал Кавказ для Лермонтова? (Напоминание о матери, символ вольности, символ воина-защитника, символ царственного величия природы).
5). Первая ссылка на Кавказ. (Слайд 6-7)
Сообщение ученика.
Архивариус 1: Кто-то услужливо направил один из списков стихотворения Николаю 1 с символической надписью: «Воззвание к революции». Царь наложил на нем такую резолюцию:
«Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону».
Стасов вспоминает:
«... Проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи, стихотворение Лермонтова «На смерть Пушкина» глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром, в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали..., про кого это речь шла в строфе «А вы толпою жадною стоящие у трона» и т. д., но все-таки мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые, пожалуй, на что угодно, - так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление.»
2-я страница устного журнала. (Слайд 8)
Военная служба Лермонтова на Кавказе.
Учитель: Назовите наиболее важные факты из военной службы Лермонтова на Кавказе для понимания его личности.
Выступление лермонтоведов-исследователей. (На материале статьи учебника, стр. 239-243.)
1) Становление личности поэта-воина.
2) На службе в Гродненском гусарском полку.
3) Служба в Чеченском отряде Галафеева. Бой на реке Валерик. (Слайд 9)
Архивариусы:
2. Из донесения командованию:
«В делах 29 сентября и 3 октября Лермонтов обратил на себя особенное внимание отрядного начальства расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством, почему и поручена ему была команда охотников 10 октября ... Невозможно было сделать выбора удачнее: всюду поручик Лермонтов, везде первым подвергался выстрелам и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы. 12 октября бросился с горстью людей на превосходящего числом неприятеля и неоднократно отбивал его нападения на цепь наших стрелков... 15 октября он с командой первый прошел шалинский лес... При переправе через Аргун он действовал отлично ..., внезапно кинулся на партию неприятеля, которая тотчас же ускакала в ближайший лес.»
3. В «Журнале военных действий» отмечено:
«Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием».
4. Чтение отрывка из стих «Я к вам пишу случайно, право…» «… А там вдали грядой нестройной…»
Учитель: Какие слова являются здесь ключевыми? Актуально ли звучит этот отрывок сегодня?
Учитель: «Небо ясно, под небом места много всем…» Такие мудрые слова обращает к нам поэт через века. Нужно, чтобы они были услышаны. Военные конфликты, теракты – явление нашего времени. За всем этим - кровь, страдания, смерть, что противоречит природе мироздания, его великолепию.
3-я страница журнала. «Погиб поэт! Невольник чести…»
Рассказ учителя о последних днях жизни Лермонтова.
IV этап. Рефлексия. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Я понял, что…
– Меня удивило…
– Урок дал мне для жизни…
– Мне захотелось…
V этап. Подведение итогов урока. Оценки.
Домашнее задание: прочитать поэму Лермонтова «Мцыри», составить композиционный план. Индивид. задание: «Творческая история написания поэмы».