СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 8 классе на тему «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»»

«Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова» (8 класс)


Цели урока:

обучающая – актуализация полученных учащимися знаний о творчестве М.Ю.Лермонтова и углубление их на основе исследования одного из периодов жизни поэта;

развивающая – формировать умение выделять главное в исследуемом материале, прослушанном сообщении и обобщать материал; развивать познавательную творческую сферу учащихся;

воспитательная – прививать интерес к русской литературе, формировать представление об истинных человеческих ценностях.

Тип урока:

урок-исследование, обобщение и систематизация знаний.

Технология:

проблемно-исследовательская, диалоговая

Оборудование урока:

мультимедийный проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал.


Ход урока.


I этап. Вступительное слово учителя. Установление межличностного контакта.

(Слайд 1) Учитель: М.Ю. Лермонтов. Русский поэт, имя которого стоит рядом с именем великого Пушкина. Ваше знакомство с Лермонтовым продолжается уже несколько лет. И каждый раз, когда на уроках начинается о нём разговор, вы открываете для себя нового Лермонтова, человека, поэта, личность. Сегодня мы будем говорить о лирике М.Ю.Лермонтова и, конечно же, о нем, смело встречавшем удары судьбы и так и оставшемся в памяти всех, кто его любил, человеком с большими умными и очень грустными глазами. Сегодня мы услышим поэта, который из своего времени обращается к нам с напоминанием: любите этот мир и будьте счастливы в этом лучшем из миров.





II этап. Актуализация полученных ранее знаний о поэте и его произведениях. Создание «ситуации успеха».


В начале урока проверим, насколько хорошо вы знаете уже прочитанные вами произведения Лермонтова.

Слово для проведения викторины предоставляется ученице (см. приложение).


Дополнительный вопрос (учитель): Определите название произведения Лермонтова по формулировке его идеи: постоянный поиск истины – вот непременное условие обретения гармонии, по мнению лирического героя. («Парус»)



III этап. Лермонтов и Кавказ. «Погружение в тему», постановка целей урока.


1. Учитель: Для Лермонтова условием обретения гармонии в некоторой степени и стал Кавказ. Лермонтов и Кавказ – это одна из серьезнейших тем в литературоведении. Мы же сегодня проведем свое исследование, в ходе которого попытаемся определить:


какое место в лирике Лермонтова занимает кавказская тема;

что формировало лермонтовское отношение к Кавказу;

каково общечеловеческое звучание кавказской лирики Лермонтова.


Задание учащимся: записать тему урока и в течение всего урока тезисно вести записи в тетрадях.


В.Г. Белинский, известный русский критик, в одной из своих работ, посвящённых творчеству М.Ю. Лермонтова, писал: «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов».


1-я страница устного журнала. (Слайд 2) Что значил Кавказ для Лермонтова-человека и поэта?


Проверка домашнего задания.

1). Составление логической цепочки ключевых слов, дат по статье учебника, стр. 237-239. (Один ученик работает у доски).

Кавказ: Пушкин и Лермонтов; 1825 год; стихотворение в прозе; «Люблю я Кавказ»; 1837 год; 1840 год.

2). Сообщение учащихся по каждому звену цепочки. (Слайд 3, 4). При подготовке к уроку была создана группа архивариусов, готовивших архивный материал по дополнительным источникам. Они дополняют сообщения.

3). После рассказа о стихотворении в прозе звучит аудиозапись отрывка из «Синих гор Кавказа».

Учитель: Какие картинки возникают в вашем воображении, когда вы слушаете это стихотворение?

Миниатюра Лермонтова позволяет представить картину от неба до земли. Вверху мы видим одичалые хребты, небо, облака, громовые тучи, снега и далекие льдины утесов, восходящее солнце.  Внизу – темнота, пещеры, на гладком холме – одинокое дерево, виноградник, шумящий в ущелье, речка, неизвестный путь, неожиданный выстрел.)

Учитель: Определите по толковому словарю значение слова «престол».  (Престол: 1) То же, что трон. 2) Высокий стол, стоящий по середине церковного алтаря, за которым совершается богослужение.)

Почему поэт называет кавказские горы «престолами природы»? Какое изобразительное средство использует здесь поэт?

(Престолы природы – метафора, подчеркивающая царскую сущность и божественную мощь природы в восприятии М.Ю. Лермонтова.)


4). Чтение стих. «Кавказ» (1830) наизусть (подготовленный ученик).

(Слайд 5).

Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетаются в данном стихотворении с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно-славянских, книжных форм и слов.


Задание: Найдите эти слова и объясните их лексическое значение.    

( «Глас» - голос, «воспомня» - вспоминая, «летах» - годах, «отторгнуть» - отделить, отнять насильственным путем).

С чем сравнивает Лермонтов Кавказ? ( Со «сладкой песней отчизны) Подберите к слову «сладкий» синонимы, объясняющие его значение в данной строке

Сладкий – сладкозвучный, приятный, отрадный, благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный.

М.Ю. Лермонтов любил вечер. Как вы думаете, почему вечер, упоминаемый в стихотворении, поэт назвал «розовым»? Какая картина встает перед глазами благодаря такому эпитету (Величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца)

Какую композиционную роль выполняет строчка «Люблю я Кавказ»? (Она создает рефрен, связывающий различные темы главной, единой мыслью.)


Учитель: Чем же стал Кавказ для Лермонтова? (Напоминание о матери, символ вольности, символ воина-защитника, символ царственного величия природы).




5). Первая ссылка на Кавказ. (Слайд 6-7)

Сообщение ученика.

Архивариус 1: Кто-то услужливо направил один из списков стихотворения Николаю 1 с символической надписью: «Воззвание к революции». Царь наложил на нем такую резолюцию:

«Приятные стихи, нечего сказать... Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону».

Стасов вспоминает:

«... Проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи, стихотворение Лермонтова «На смерть Пушкина» глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром, в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали..., про кого это речь шла в строфе «А вы толпою жадною стоящие у трона» и т. д., но все-таки мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые, пожалуй, на что угодно, - так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление.»

2-я страница устного журнала. (Слайд 8)

Военная служба Лермонтова на Кавказе.

Учитель: Назовите наиболее важные факты из военной службы Лермонтова на Кавказе для понимания его личности.

Выступление лермонтоведов-исследователей. (На материале статьи учебника, стр. 239-243.)

1) Становление личности поэта-воина.

2) На службе в Гродненском гусарском полку.

3) Служба в Чеченском отряде Галафеева. Бой на реке Валерик. (Слайд 9)

Архивариусы:

2. Из донесения командованию:


«В делах 29 сентября и 3 октября Лермонтов обратил на себя особенное внимание отрядного начальства расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством, почему и поручена ему была команда охотников 10 октября ... Невозможно было сделать выбора удачнее: всюду поручик Лермонтов, везде первым подвергался выстрелам и во всех делах оказывал самоотвержение и распорядительность выше всякой похвалы. 12 октября бросился с горстью людей на превосходящего числом неприятеля и неоднократно отбивал его нападения на цепь наших стрелков... 15 октября он с командой первый прошел шалинский лес... При переправе через Аргун он действовал отлично ..., внезапно кинулся на партию неприятеля, которая тотчас же ускакала в ближайший лес.»


3. В «Журнале военных действий» отмечено:

«Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием».


4. Чтение отрывка из стих «Я к вам пишу случайно, право…» «… А там вдали грядой нестройной…»


Учитель: Какие слова являются здесь ключевыми? Актуально ли звучит этот отрывок сегодня?


Учитель: «Небо ясно, под небом места много всем…» Такие мудрые слова обращает к нам поэт через века. Нужно, чтобы они были услышаны. Военные конфликты, теракты – явление нашего времени. За всем этим - кровь, страдания, смерть, что противоречит природе мироздания, его великолепию.



3-я страница журнала. «Погиб поэт! Невольник чести…»


Рассказ учителя о последних днях жизни Лермонтова.


IV этап. Рефлексия. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:


– Сегодня я узнал…
– Было интересно…

– Я понял, что…

– Меня удивило…
– Урок дал мне для жизни…
– Мне захотелось…


V этап. Подведение итогов урока. Оценки.



Домашнее задание: прочитать поэму Лермонтова «Мцыри», составить композиционный план. Индивид. задание: «Творческая история написания поэмы».