СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 8 классе Тема: Н.В.Гоголь «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 8 классе Тема: Н.В.Гоголь «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина».»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района

«Школа-интернат основного общего образования»


















Конспект урока по литературе в 8 классе


Тема: Н.В.Гоголь «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина».


Учитель: Альберт Марина Сергеевна




















г.Куйбышев, 2020




Урок литературы в 8 классе

Тема: Н.В.Гоголь «Ревизор». Хлестаков и «хлестаковщина».

Цели: обобщение изученного по комедии Гоголя «Ревизор»; определение понятия «хлестаковщина» как социального явления; формирование учебных умений, связанных с развитием речи.

Задачи:

  1. отработка навыка словесно-логического обобщения.

  2. развитие критического мышления, творческого воображения учащихся.

  3. воспитание вдумчивого зрителя, читателя; формирование устойчивой нравственной позиции.



Прогнозируемые результаты:

  • знают характеристику персонажей, особенности использования художественных приемов для создания образов героев;

  • умеют выделять художественные особенности комедии; определяют понятие «хлестаковщина», дают ему характеристику, связывают с современность.

Оборудование: интерактивное оборудование, презентация по теме урока, учебная литература и художественный текст, иллюстрации, театральные маски на доске (театральная тумба), листы А3, маркеры, стикеры, листы для оценивания.



Ход урока:

1. Организационно-мотивационный этап.

  1. Приветствие учащихся. «Давайте говорить друг другу комплименты…»

  2. Работа над эпиграфом

Происходит странная вещь.

Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков

силою страха и благоговения к нему

вырастает в персону, становится сановником,

становится тем, кого в нем видят…

Г.А. Гуковский

«Реализм Гоголя

3. Постановка темы и цели урока.  «О чем будем говорить на уроке?»

- Через характеристику Хлестакова выявить социальное явление «хлестаковщина»


2. Этап актуализации опорных знаний.


  1. Прием «Верные и неверные утверждения».

- Определите, какие утверждения верные, а какие неверные

  • Сюжет комедии подарил Гоголю А.С.Пушкин.

  • Н.В.Гоголь работал над комедией 15 лет.

  • Пьеса «Ревизор» является сатирической.

  • Городничий – это начальник уездного города.

  • Богоугодные заведения – это больницы, приюты, дома для престарелых.

  • И.А.Хлестаков служил в Петербурге.

  • Место действия в комедии – столичный город.


2) Прием «Морфологический ящик».

- Соберите «характеристику» героя по предложенным критериям (Приложение 1)

3. Операционно-деятельный этап

1) Характеристика образа Хлестакова.

- Есть в пьесе еще один герой, который поможет правильно понять комедию.

Ответ на вопрос:

  1. Кого и чего боятся чиновники?

  2. Кто такой ревизор?

  3. Кого принимают за ревизора?

Страх чиновников перед ревизором является основой развития действия комедии. Ревизора они боятся, так как у каждого есть «грешки». За ревизора принимают приезжего чиновника из Петербурга.


2) Первое знакомство.

- Итак, кто же он такой, Иван Александрович Хлестаков?

- Какие положительные и отрицательные качества мы видим при первом знакомстве с ним?

Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. Характеристика Хлестакова словами его слуги Осипа

- Какие “+” и “ - ” Хлестакова можно отметить?

“+”: молодой человек лет 23-24, одет по моде;

“-”: труслив, высокомерен, нагл


3) Хлестаков в доме Городничего.

- Какую сцену вы считаете кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова? (Речь и действия в доме городничего, Действие III, явл.6)

Интересное прочтение образа Хлестакова предложил режиссёр Н. Михалков в фильме “Ревизор”. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из этого фильма.

Просмотр фрагмента “Хлестаков в доме городничего”.

- Внимательно посмотрите отрывок фильма. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации.

“+”: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей;

“-”: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы.


4) Хлестаков и женская половина города.

Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщинам. Не претендуя на театральную постановку, мы постараемся сыграть сцену ухаживания за дочерью и женой городничего.

- Внимательно посмотрите отрывок, вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове.

(Учащиеся инсценируют этот эпизод комедии.)

- Большое спасибо артистам, я думаю, они сумели передать особенности своих персонажей, вжиться в них и полюбить.

- Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?


5) Хлестаков в письме Тряпичкина.

Мне кажется, что ещё один герой комедии мог бы охарактеризовать Ивана Александровича Хлестакова и дополнить наш портрет. Это его друг Тряпичкин. Этот герой не введён Гоголем в комедию. Но мы дадим ему слово. Творческое домашнее задание – сочинить ответ Тряпичкина на письмо Хлестакова.

- Какие новые качества Хлестакова раскрывает его друг Тряпичкин?

“+”: разбирается в людях

“-”: ленив


6) Работа в группах. Обобщение по образу Хлестакова в виде таблицы.

Положительное +

Отрицательное -

“каждый день доставай билеты в кеятр”;

молодой человек лет 23-24;

не наказывает слугу;

разговаривает с Осипом, уговаривая его;

одет по моде;

знаком с русской и зарубежной литературой;

умеет увлечь слушателей;

нравится женщинам;

разбирается в людях.

“профинтил денежки”;

“сидит и хвост подвернул, не горячится”;

“кутит на батюшкины деньги”;

“продаёт всё до последней рубашки”;

“делом не занимается”;

“гуляет по прешпекту”;

не платит в трактире;

труслив; ленив;

высокомерен, нагл;

преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и   службе в столице;

придумывает небылицы;

берёт взятки;

волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам.



7) Прием «Шесть шляп».

- Мы пришли к выводу, что Хлестаков – в большей степени отрицательный герой. Какие черты высмеивает автор в Хлестакове? (Лживость, трусость, высокомерность, лень, наглость и т.д.)

  • Что такое “хлестаковщина”?  (чрезмерное хвастовство, позерство, безоглядная ложь и болтливость).

- Как становится понятно из определения, данный термин применяется при характеристике личности человека или для обозначения целого социального явления, которое так и называется — Хлестаковщина.

  • Оцените данное явление с точки зрения 6 шляп мышления.



4. Рефлексивно-оценочный этап.

  1. Подведение итогов.

  1. Достаточный уровень. Стратегия «Синквейн» на тему «хлестаковщина».

  2. Продвинутый уровень. Стратегия «Свободное письмо»

«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым…И ловкий гвардейский офицер… и государственный муж… и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым». Так говорил Н.В. Гоголь.

  • Как вы понимаете его смысл? Хлестаковщина – это современное явление?


5. Домашнее задание

  1. Эссе «Есть ли в вас частичка «хлестаковщины»?

  2. Читать Гоголь «Шинель». Подготовить сообщения «В чем смысл названия повести «Шинель»?»








Приложение 1

Морфологический ящик

«Персонажи комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»



1

2

3

4

5

6

Характеристика героя в «Замечаниях для господ актёров» Н.В.Гоголя

А

Молодой человек лет 23, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове… слова вылетают из уст его совершенно неожиданно.

Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Человек, прочитавший 5 или 6 книг, и потому несколько вольнодумен. Говорит басом, с … хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом бьют.

Простодушный до наивности человек.

Говорит серьёзно, смотрит несколько вниз, резонёр … Голос его всегда почти ровен.. не любит много говорить…

.. очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно… говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.

Положение персонажа

Б

почтмейстер

слуга Хлестакова

городничий

чиновник из Петербурга

судья

попечитель богоугодных заведений

Информация о героя из текста

В

Благоустройством города не занимается, государственные деньги им расхищаются. Попустительствует во взяточничестве чиновникам.

Больные, как мухи, выздоравливают, кормит их вместо положенной пищи прокисшей капустой, а лекарств дорогих не употребляет.

Занимается больше охотой, нежели своими прямыми обязанностями, берёт взятки борзыми щенками.

Вскрывает и читает чужие письма.

Житьё в Питере, по его мнению, лучше всего.

Любит приврать, берёт якобы в долг, но отдавать не собирается. Не прочь поволочиться и за дочерью, и за матерью.

Реплики героя

Г

«Я всякий день на балах». «Меня сам государственный совет боится». «А мне нравится здешний городок. Конечно, не так многолюдно – ну что ж! Ведь это не столица».

«… как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда».

«Сегодня мне всю ночь снились две какие-то необыкновенные крысы». «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!..»

«Чёрт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы».

«Человек простой: если умрёт, он и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

«.. это преинтересное чтение: иное письмо с наслаждением прочтёшь: так описываются разные пассажи – а назидательность какая.. Лучше, чем в «Московских ведомостях»!»



  • Используя «морфологический ящик», составьте характеристики Сквозник - Дмухановского, Осипа, Хлестакова, Ляпкина – Тяпкина, Земляники, Шпекина



  • Ответы:

Сквозник – Дмухановский - А6, Б3, В1, Г3

Осип – А5, Б2, В5, Г4

Хлестаков – А1, Б4, В6, Г1

Ляпкин – Тяпкин – А3, Б5, В3, Г2

Земляника – А2, Б6, В2, Г5

Шпекин – А4, Б1, В4, Г












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!