СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в6 классе. С.Есенин. Стихотворение " Разбуди меня завтра рано"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Воспитывать интерес к творчеству С.А. Есенина; любовь к родной природе.
  2. Учить понятию «поэтический образ».
  3. Развивать навыки выразительного чтения, устную речь, логику мышления.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в6 классе. С.Есенин. Стихотворение " Разбуди меня завтра рано"»

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему:


«С.А. Есенин. Одухотворенная природа – один из основных образов в стихотворении «Разбуди меня завтра рано»».


Цели:

  1. Воспитывать интерес к творчеству С.А. Есенина; любовь к родной природе.

  2. Учить понятию «поэтический образ».

  3. Развивать навыки выразительного чтения, устную речь, логику мышления.


Оборудование: мел, доска, магнитофон.

Эпиграф: Родился я с песнями в травном одеяле,
     Зори меня вешние в радугу свивали.

С.А. Есенин

ХОД УРОКА

1 мин

Цель познания урока:

I Орг.момент


Как проявляется авторская позиция в стихотворении?

10 мин






II Проверка дом задания


- Наизусть прочитать стихотворение «Песнь о собаке».


2 мин

Цель познания:

III Слово учителя


Какова история создания стихотворения?


Ребята, сегодня на уроке мы с вами обратимся к еще одному стихотворению С. А. Есенина «Разбуди меня завтра рано». Мы говорили о том, что мир поэзии С.Есенина многогранен и разнообразен. Это стихотворение значительно отличается от того, которое мы изучали на прошлом уроке. Оно написано в 1917 году. Этот год для страны был необычайно сложным – это год февральской революции. Сам С. Есенин говорил, что это стихотворение явилось первый откликом на февральскую революцию.



2 мин

Цель познания:


Включаю запись

IV Чтение стихотворения


Какое настроение передает это стихотворение?


25 мин

Цель познания:









































Цель познания:










































Вывод:






4 ученика

V Беседа с классом


О чем мечтает поэт в стихотворении «Разбуди меня завтра рано…»?


- С чего начинается стихотворение? (С обращения к матери).


- Как он к ней обращается? (О моя терпеливая мать!)


- Почему «терпеливая»? (Мать поэта – крестьянка, хозяйка. Ее труд сложен и требует огромного терпения и сил. Еще она терпит совершенно не крестьянский труд своего сына - поэзию).


- Но, все же, как он относится к матери? (С любовью, с нежностью, с заботой)


- Какой яркий образ появляется в конце первой строфы?

(Образ дорогого гостя)


- Как его описывает поэт? Какие образы его окружают? (он оставил «след широких колес на лугу», «треплет ветер под облачной кущей золотую его дугу»)


- Как вы думаете, что поэт описывает в третьей строфе? (Раннее утро, когда месяц заходит, а лучи солнца только проглядываются за горизонтом).


- А кто игриво мчится на кобылице в шапке-месяце? (Дорогой гость)


- О чем нам поэт повествует в четвертой строфе? (Он снова просит мать разбудить его рано, он уверен, что станет знаменитым поэтом).


- Кто ему об этом сказал? (Дорогой гость)


- Чем завершает автор свое стихотворение? (Обещанием, что воспоет в стихах свою мать, гостя, родную природу и то, что ему близко и дорого: «Нашу печь, петуха и кров…»)


- Вернемся к центральному образу дорогого гостя. Как вам кажется, кто это? (Это его талант, который полностью связан с его милым домом, родным краем. Красоту родной природы он впитал с молоком матери).


- О чем мечтает поэт? (О том, чтобы дорогой гость никогда не покидал его)



С помощью каких средств изобразительности поэту удается передать такое настроение?


- Давайте вспомним, что такое эпитет. (образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным)


- Найдите эпитеты в стихотворении. («терпеливая мать», «золотая дуга», «красный хвост», «рыжие коровы»)


- Какой цвет преобладает в этих эпитетах? (Золотой, красный, рыжий – цвета раннего утра, солнечного света, тепла, уюта)


- Давайте вспомним, что такое метафора. (Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому)

- Найдите метафоры в стихотворении (Третья строфа, «на песни мои прольется молоко твоих рыжих коров» - все его творчество проникнуто впечатлениями о доме и родной природе)


- Какие образы поэт использует в метафорах? (Образы деревенской жизни:

Кобылица, молоко)


- Что такое олицетворение? (перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления).


- Найдите олицетворение. («Треплет ветер под облачной кущей/ Золотую его дугу»)


- Какая картина предстает перед вашими глазами, когда вы слышите: «Треплет ветер под облачной кущей/ Золотую его дугу»?


- Теперь давайте обратимся к фонетическому строю стихотворения. Проследите, каких гласных звуков в стихотворении больше всего. (Звуки: [о], [а], [у])


- Ребята, какие эти звуки по своему характеру? (Тянущиеся, напевные, звуки природы)


- Как называется такой прием? (Звукопись – это система звуковых повторов, подобранных с расчетом на звукоподражание)


- Когда читаешь это стихотворение, создается впечатление, что ты находишься не в замкнутом помещении, а на открытом, раздольном пространстве, где-то на природе, в деревне. Такое впечатление помогают создать те средства изобразительности, которые использует автор: эпитеты, метафоры, олицетворение, звукопись.


- Сейчас мы с вами будем отрабатывать выразительное чтение этого стихотворения.





1 мин

VI Дом задание


Выучить стихотворение «Разбуди меня завтра рано»









Оформление доски






Число

Одухотворенная природа – один из основных образов в стихотворении «Разбуди меня завтра рано»

Родился я с песнями в травном одеяле.
     Зори меня вешние в радугу свивали.
С.А. Есенин


Д\З: Выучить стихотворение «Разбуди меня завтра рано»