V Беседа с классом О чем мечтает поэт в стихотворении «Разбуди меня завтра рано…»? - С чего начинается стихотворение? (С обращения к матери). - Как он к ней обращается? (О моя терпеливая мать!) - Почему «терпеливая»? (Мать поэта – крестьянка, хозяйка. Ее труд сложен и требует огромного терпения и сил. Еще она терпит совершенно не крестьянский труд своего сына - поэзию). - Но, все же, как он относится к матери? (С любовью, с нежностью, с заботой) - Какой яркий образ появляется в конце первой строфы? (Образ дорогого гостя) - Как его описывает поэт? Какие образы его окружают? (он оставил «след широких колес на лугу», «треплет ветер под облачной кущей золотую его дугу») - Как вы думаете, что поэт описывает в третьей строфе? (Раннее утро, когда месяц заходит, а лучи солнца только проглядываются за горизонтом). - А кто игриво мчится на кобылице в шапке-месяце? (Дорогой гость) - О чем нам поэт повествует в четвертой строфе? (Он снова просит мать разбудить его рано, он уверен, что станет знаменитым поэтом). - Кто ему об этом сказал? (Дорогой гость) - Чем завершает автор свое стихотворение? (Обещанием, что воспоет в стихах свою мать, гостя, родную природу и то, что ему близко и дорого: «Нашу печь, петуха и кров…») - Вернемся к центральному образу дорогого гостя. Как вам кажется, кто это? (Это его талант, который полностью связан с его милым домом, родным краем. Красоту родной природы он впитал с молоком матери). - О чем мечтает поэт? (О том, чтобы дорогой гость никогда не покидал его) С помощью каких средств изобразительности поэту удается передать такое настроение? - Давайте вспомним, что такое эпитет. (образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным) - Найдите эпитеты в стихотворении. («терпеливая мать», «золотая дуга», «красный хвост», «рыжие коровы») - Какой цвет преобладает в этих эпитетах? (Золотой, красный, рыжий – цвета раннего утра, солнечного света, тепла, уюта) - Давайте вспомним, что такое метафора. (Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому) - Найдите метафоры в стихотворении (Третья строфа, «на песни мои прольется молоко твоих рыжих коров» - все его творчество проникнуто впечатлениями о доме и родной природе) - Какие образы поэт использует в метафорах? (Образы деревенской жизни: Кобылица, молоко) - Что такое олицетворение? (перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления). - Найдите олицетворение. («Треплет ветер под облачной кущей/ Золотую его дугу») - Какая картина предстает перед вашими глазами, когда вы слышите: «Треплет ветер под облачной кущей/ Золотую его дугу»? - Теперь давайте обратимся к фонетическому строю стихотворения. Проследите, каких гласных звуков в стихотворении больше всего. (Звуки: [о], [а], [у]) - Ребята, какие эти звуки по своему характеру? (Тянущиеся, напевные, звуки природы) - Как называется такой прием? (Звукопись – это система звуковых повторов, подобранных с расчетом на звукоподражание) - Когда читаешь это стихотворение, создается впечатление, что ты находишься не в замкнутом помещении, а на открытом, раздольном пространстве, где-то на природе, в деревне. Такое впечатление помогают создать те средства изобразительности, которые использует автор: эпитеты, метафоры, олицетворение, звукопись. - Сейчас мы с вами будем отрабатывать выразительное чтение этого стихотворения. |