СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературномй чтению: Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Ю. Мо­риц.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературномй чтению: Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка».»

Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ю. Мо­риц.

Задачи:

Познавательная: учить определять главную мысль стихотворения;

Развивающая: продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Воспитательная: прививать интерес к чтению, истории.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД: осознавать, что такое учебная задача урока, где в учебнике он зафиксирован, в диалоге с учителем принимать учебную задачу (через чтение и обсуждение названия темы раздела и урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные УУД: учащиеся должны уметь предпо­лагать на основе названия и иллюстраций к произведению, о чем оно, определять главную мысль произведения.

Коммуникативные УУД: работать в паре, выслушивая мнения друг друга.

Личностные УУД: проявлять интерес к чтению книг и самому процессу чтения; воспитывать бережное отношение к учебникам и книгам.


Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Речевая разминка

  • Прочитайте стихотворение «Петя утомился».

Петя взял «Родную речь»,

На диван решил прилечь.

  • Дайте что-нибудь принять...

Витамины, что ли...

Слабость чувствовал опять

Я сегодня в школе.

Мать меняется в лице,

Витамины А, Б, Ц

Предлагает Пете.

(Витамины А, Б, Ц

Очень любят дети.)

Мать на Петеньку глядит

И, вздохнув украдкой,

Просит: пусть он не сидит

Долго над тетрадкой.

  • Что ж, пожалуй, ты права,

- Стонет хитрый малый. —

Отдохну часочка два...

Я такой усталый!

Сунул в шкаф «Родную речь»,

И гора свалилась С плеч.

Витамины А, Б, Ц

Катает кошка на крыльце.

А. Барто

  • Как вы поняли эти строчки?

  • В чем главный смысл стихотворения?

  • Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.

  • Прочитайте, начиная громко, постепенно затихая.

  • Прочитайте выразительно это стихотворение.

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока

  • Что вы узнали на прошлом уроке о художниках-иллюстра­торах?

  • Расскажите, как вы выполнили домашнее задание. Пока­жите, какие альбомы у вас получились.

  • Молодцы! Но не забывайте заполнять его. В конце учебного года проведем конкурс на лучший альбом иллюстраций, подведем итоги и выберем победителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором и с но­вым произведением.

  1. Работа по теме урока

  • Перечитайте еще раз текст речевой разминки. Вспомните, как мы определили тему стихотворения. (Высказывания детей.)

  • Рассмотрите иллюстрации на с. 20-21, прочитайте название стихотворения и предположите, о чем оно. (Предположе­ния учеников.)

  • Прочитаем стихотворение и проверим наши предполо­жения.

(Вопросы и задания после чтения.)

  • Какие слова и выражения вам непонятны? Найдите значе­ние слова залпом.

(Дети находят значение слова в словарике на с. 153.)

  • Какое это стихотворение: веселое или серьезное, поучи­тельное?

  • Как названы в стихотворении кошка, мышка, мальчишка? Почему?

  • Кто им противопоставлен в стихотворении?

  • В каких строчках стихотворения выражена главная мысль? Докажите.

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме урока

  • Приготовьтесь читать стихотворение выразительно. (Дети читают про себя, а потом вслух в паре, затем всему классу.)

  • Что вы знаете об авторе стихотворения? Какие стихи Ю. Мориц вы читали?

Материал для учителя

Юнна Петровна Мориц (р. 1937) — поэтесса. Родилась в Киеве. Че­тырехлетняя девочка начала сочинять стихи в военное время «от страха». Туберкулез притуплял постоянное чувство голода, зато пробуждал во­ображение. Позднее это время отразилось в целом ряде стихотворений: «...Стены плачут» (1975), «Лимонницы, капустницы, белянки...» (1977), «После войны» (1980), «Чудное мгновенье» (1986), «Лунной ночью в ян­варе...» (1986), «Детства тихая улочка...» (1988) и др.

В 1954 г. Юнна закончила школу в Киеве и поступила на заочное отделение филологического факультета Киевского университета.

В 1955 г. Мориц поступила на дневное отделение поэзии Литератур­ного института им. М. Горького и окончила его в 1961 г.

Стихи для детей Юнны Мориц были напечатаны в 1963 г. в журнале «Юность», где по этому случаю появилась рубрика «Для младших братьев и сестер». В ее творчестве для детей главенствует радость, то празднично- звонкая, то приглушенно-лирическая.

  • Что вы узнали об авторе?

(Дети рассказывают, что им запомнилось.)

  1. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Что вам показалось особенно интересным?

  • Какое произведение читали на уроке?

  • В чем его главная мысль?

  • Что узнали об авторе?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Можно приготовить выразительное чтение любого другого стихотворения этого автора. Принести свою любимую книгу.