Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ЗернПК)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урока литературного чтения,
проведённого «10» мая 2023 года в 1 «А» классе МБОУ СОШ №17 с. Крученая Балка
в процессе прохождения ПМ.01 Преподавание по программам НОО
студенткой 4 «А» группы
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Григорьевой Елизаветой Андреевной
Зерноград,
2023
Класс 1 «А», предмет литературное чтение
Тема: М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»
Цель: формирование умений определять смысловые части произведения и давать характеристику героям произведения.
Задачи урока: Дидактические: - актуализировать знания о прочитанном стихотворении С. Маршака «Хороший день»; - содействовать усвоению знаний определять главную мысль; - формировать умения у обучающихся находить смысловые части текста. |
Развивающие: - способствовать развитию грамотной устной речи; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. |
Воспитательные: - воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества; - способствовать воспитанию нравственных качеств личности: доброжелательность, дружелюбность. |
Планируемые результаты урока:
Предметные | — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; — владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя; — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; |
Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | П1: — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали); Р1: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; Р2: — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. К1: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; К2: — проявлять уважительное отношение к собеседнику |
Личностные | Л1: - становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; Л2: - освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; Л3: - осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора. |
Результаты сформулированы в ФГОС НОО, программе дисциплины, методическом пособии и т.д. (не в поурочных разработках!!)
Межпредметные связи: окружающий мир
Оснащение урока:
- дидактические средства: карточки для самостоятельной работы, карточки для самооценки, карточки для парной работы.
- интерактивное/электронное оборудование: проектор, компьютер
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Формы контроля: Взаимоконтроль, самоконтроль, учительский контроль
ХОД УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Пред- метные | Мета-пред-метные | Личностные |
1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) | Задача этапа: - способствовать развитию грамотной устной речи; - воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества; - способствовать воспитанию нравственных качеств личности: доброжелательность, дружелюбность. | Беседа Временная работа в парах | Приветствует обучающихся. Предлагает вспомнить о каких двух ценностей для человека они говорили на протяжении нескольких уроков. Предлагает вспомнить, с помощью какого жанра народ на Руси передавал эти ценности. Обращает внимание, что пословицы и поговорки разломаны. Предлагает восстановить пословицы и поговорки в паре. Нет друга – ищи, нашёл – береги. Дружбу за деньги не купишь. | | Приветствуют учителя Вспоминают о изученном | | К1 К2 | Л1 |
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ | Задача этапа: - актуализировать знания о прочитанном стихотворении С. Маршака «Хороший день»; | Беседа Жужжащее чтение Выборочное чтение | Предлагает вспомнить о произведении прошлого урока и о его авторе. Организует жужжащее чтение произведения С.Я. Маршака «Хороший день». Организует выборочное чтение. | Отвечают на вопросы учителя Читают произведение | — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; | К1 К2 | Л1 |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 3.1. Целеполагание | Задача этапа: - способствовать развитию грамотной устной речи; | Беседа Иллюстрация Беседа | Предлагает узнать тему урока, посмотрев на иллюстрации. Предлагает прочитать название произведения. Спрашивает обучающихся, как они считают, что такое смысловая часть. Предлагает узнать, что это. Предлагает поставить цель, расставив слова в верной последовательности. «Научиться находить смысловые части произведения и характеризовать героев». | Определяют тему урока Отвечают на вопрос учителя. Ставят цель | | К1 К2 | |
3.2. Открытие нового знания. | Задача этапа: - содействовать усвоению знаний определять главную мысль; - способствовать развитию грамотной устной речи; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. | Рассказ Беседа Демонстрация Работа с учебником Беседа Демонстрация Объяснение | Рассказывает обучающимся о творчестве и жизни М. Пляцковского. Предлагает вспомнить какое произведение они недавно читали на уроках. Обращает внимание, что часто люди говорят: «Собака – лучший друг человека». Спрашивает у обучающихся согласны ли они с этим утверждением, почему? Предлагает вспомнить из уроков окружающего мира собака это дикое или домашнее животное? Обращает внимание, что и у М. Пляцковского была одна знакомая собака, а звали её сердитый дог Буль. Предлагает предположить почему именно так звали эту собаку. Предлагает узнать близки ли их предположения, прочитав произведение. Организует беседу о прочитанном. Предлагает выделить главную мысль. Предлагает узнать, что такое смысловая часть из презентации. Объясняет, демонстрирует наглядный пример. | Слушают учителя Отвечают на вопрос Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают чтение учителя, следя в учебнике | — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; | К1 К2 П1 | Л3 |
3.3. Первичное закрепление | Задача этапа: - формировать умения у обучающихся находить смысловые части текста. - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. | Беседа Жужжащее чтение Чтение по цепочке Выборочное чтение Работа с книгой | Предлагает найти смысловые части текста, но для начала хорошо ознакомиться с текстом. Организует жужжащее чтение. Организует чтение по цепочке. Предлагает выделить смысловые части. Помогает обучающимся с помощью вопросов. Предлагает следующие смысловые части: все боятся дога Буля; разговор Крячика и Буля; кто согласится дружить с вредным псом? Предлагает найти в тексте первую смысловую часть и найти её. Предлагает найти следующую часть и прочитать её. Предлагает найти последнюю смысловую часть. | Читают произведение Выделяют смысловые части Находят в тексте и прочитывают смысловые части | — владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря; | П1 К1 К2 | Л3 |
3.4. Самостоятельная работ а | Задача этапа: - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. | Упражнение Взаимопроверка Объяснение | Предлагает выполнить задание на карточке, соотнести характеристики героев Организует взаимопроверку и пояснение | Выполняют задание самостоятельно Проверяют работу соседа. | | Р1 Р2 К1 | |
3.5. Повторение и включение в систему знаний | Задача этапа: - способствовать развитию грамотной устной речи; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. - воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества; - способствовать воспитанию нравственных качеств личности: доброжелательность, дружелюбность. | Диалог Беседа | Спрашивает, так что такое смысловая часть текста? Организует работу с пословицами: «Какую пословицу вы бы отнесли к прочитанному произведению?» Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. С любовью везде простор, со злом везде теснота. Душа всего дороже. | | Отвечают на вопрос учителя Работают с пословицами | — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; — владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря; — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; | К1 К2 | Л1 Л2 |
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Задача этапа: - способствовать развитию грамотной устной речи; | Самооценка | Организует самооценку деятельности, дополнив предложения (Я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно…) | Оценивают свою деятельность | | Р1 К1 К2 | |
Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем говорить о самом важном и ценном для человека – это дружба и семья. Как вы уже знаете, наш русский народ ещё с издавна выделяет главную ценность – семью и дружбу, и поэтому мы с вами видим великое множество устного народного творчества о семье и дружбе. Это сказки, загадки, пословицы, поговорки, небылицы…
- На протяжении многих уроков мы с вами читали и разбирали пословицы и поговорки. Но случилось несчастье, наши пословицы сломались, нам нужно их собрать.
На что клад, коли в семье лад. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. |
- О чём эти пословицы?
Актуализация опорных знаний
- Я предлагаю вам вспомнить, какое произведение мы читали на прошлом уроке. Верно, «Хороший день», а кто его написал?
- Самуил Яковлевич Маршак. Что вы запомнили о его творчестве?
- Сейчас, жужжащим чтением я предлагаю вам вспомнить о чём говорится в этом стихотворении.
- О чём говорится в этом стихотворении?
- Что для героя значит «Хороший день»?
- Почему этот день для него «хороший»?
2.1. Целеполагание
- Ребята, а о чём мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю вам узнать, посмотрев на иллюстрацию
- Да, тема нашего урока «Сердитый дог Буль», ребята позже мы с вами узнаем, что это за произведение и кто его написал.
- Давайте поставим цель урока. (научиться определять главную мысль прочитанного текста)
2.2. Открытие нового знания
- Ребята, мы с вами узнали, что друзьями могут быть и люди, и игрушки, а собаки?
- Хорошо. Ребята, с творчеством Михаила Пляцковского, мы знакомились на прошлых уроках.
- Он придумал одну историю, героями которой являются собака и утенок. Познакомимся с этой историей.
- Я хочу, чтобы вы не просто научились читать, а думать, рассуждать, высказывать свою точку зрения, анализировать поступки героев.
- Следите внимательно, сначала прочитаю я.
- Если не понятные для вас слова?
Первичное закрепление
Организует чтение обучающихся: жужжащее чтение, чтение по цепочке, выборочное чтение.
- Ребята, а о чём же это произведение?
- Да, о дружбе. А помните, мы с вами делали солнышко советов для друзей. Давайте вспомним их и дадим дог Булю.
Физ.минутка
Самостоятельная работа
- Ребята, я предлагаю вам охарактеризовать героев с помощью слов, находящихся на карточке. Распределите их в верные колонки.
Дог Буль | Крячик |
Сердитый, добрый, дружелюбный, смелый, злой, вредный. |
- Кто желает поделиться?
3.5 Повторение и включение в систему знаний
- Ребята, я предлагаю вам найти в тексте смысловые части и прочитать их.
- В сказке есть три смысловые части: все боятся дога Буля, разговор Крячика и Буля.
Организует работу со смысловыми частями
- Какую бы пословицу вы бы отнесли к этому произведению?
Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. С любовью везде простор, со злом везде теснота. Душа всего дороже. |
4. Рефлексия
- Оцените свою деятельность, дополнив предложения: Я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…