СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Тема: М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Тема: М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»»

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ЗернПК)










ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урока литературного чтения,

проведённого «10» мая 2023 года в 1 «А» классе МБОУ СОШ №17 с. Крученая Балка

в процессе прохождения ПМ.01 Преподавание по программам НОО

студенткой 4 «А» группы

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Григорьевой Елизаветой Андреевной












Зерноград,

2023



Класс 1 «А», предмет литературное чтение

Тема: М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»

Цель: формирование умений определять смысловые части произведения и давать характеристику героям произведения.

Задачи урока:

Дидактические:

- актуализировать знания о прочитанном стихотворении С. Маршака «Хороший день»;

- содействовать усвоению знаний определять главную мысль;

- формировать умения у обучающихся находить смысловые части текста.

Развивающие:

- способствовать развитию грамотной устной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества;

- способствовать воспитанию нравственных качеств личности: доброжелательность, дружелюбность.

Планируемые результаты урока:

Предметные

— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя;

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

П1:

— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали);

Р1: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

Р2: — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

К1: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой

среде;

К2: — проявлять уважительное отношение к собеседнику

Личностные

Л1: - становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
Л2: - освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
Л3: - осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.


Результаты сформулированы в ФГОС НОО, программе дисциплины, методическом пособии и т.д. (не в поурочных разработках!!)

Межпредметные связи: окружающий мир

Оснащение урока:

- дидактические средства: карточки для самостоятельной работы, карточки для самооценки, карточки для парной работы.

- интерактивное/электронное оборудование: проектор, компьютер

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Формы контроля: Взаимоконтроль, самоконтроль, учительский контроль




ХОД УРОКА


Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Пред-

метные

Мета-пред-метные

Личностные

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)

Задача этапа:

- способствовать развитию грамотной устной речи;

- воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества;

- способствовать воспитанию нравственных качеств личности: доброжелательность, дружелюбность.

Беседа








Временная работа в парах

Приветствует обучающихся. Предлагает вспомнить о каких двух ценностей для человека они говорили на протяжении нескольких уроков.

Предлагает вспомнить, с помощью какого жанра народ на Руси передавал эти ценности.

Обращает внимание, что пословицы и поговорки разломаны.

Предлагает восстановить пословицы и поговорки в паре.

Нет друга – ищи, нашёл – береги.

Дружбу за деньги не купишь.


Приветствуют учителя

Вспоминают о изученном


К1

К2

Л1

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Задача этапа: - актуализировать знания о прочитанном стихотворении С. Маршака «Хороший день»;

Беседа



Жужжащее чтение


Выборочное чтение

Предлагает вспомнить о произведении прошлого урока и о его авторе.

Организует жужжащее чтение произведения С.Я. Маршака «Хороший день».

Организует выборочное чтение.

Отвечают на вопросы учителя



Читают произведение

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

К1

К2

Л1




3.ОРГАНИЗАЦИЯ


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


3.1. Целеполагание


Задача этапа:

- способствовать развитию грамотной устной речи;


Беседа


Иллюстрация


Беседа


Предлагает узнать тему урока, посмотрев на иллюстрации.

Предлагает прочитать название произведения.

Спрашивает обучающихся, как они считают, что такое смысловая часть.

Предлагает узнать, что это.

Предлагает поставить цель, расставив слова в верной последовательности. «Научиться находить смысловые части произведения и характеризовать героев».

Определяют тему урока




Отвечают на вопрос учителя.




Ставят цель





К1

К2


3.2. Открытие нового знания.


Задача этапа:

- содействовать усвоению знаний определять главную мысль;

- способствовать развитию грамотной устной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Рассказ





Беседа







Демонстрация

Работа с учебником

Беседа



Демонстрация

Объяснение

Рассказывает обучающимся о творчестве и жизни М. Пляцковского. Предлагает вспомнить какое произведение они недавно читали на уроках.

Обращает внимание, что часто люди говорят: «Собака – лучший друг человека». Спрашивает у обучающихся согласны ли они с этим утверждением, почему?

Предлагает вспомнить из уроков окружающего мира собака это дикое или домашнее животное?

Обращает внимание, что и у М. Пляцковского была одна знакомая собака, а звали её сердитый дог Буль.

Предлагает предположить почему именно так звали эту собаку.

Предлагает узнать близки ли их предположения, прочитав произведение.

Организует беседу о прочитанном. Предлагает выделить главную мысль.

Предлагает узнать, что такое смысловая часть из презентации.

Объясняет, демонстрирует наглядный пример.

Слушают учителя


Отвечают на вопрос



Слушают учителя


Отвечают на вопросы








Слушают чтение учителя, следя в учебнике

— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

К1

К2

П1

Л3

3.3. Первичное закрепление


Задача этапа:

- формировать умения у обучающихся находить смысловые части текста.

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Беседа


Жужжащее чтение

Чтение по цепочке







Выборочное чтение

Работа с книгой

Предлагает найти смысловые части текста, но для начала хорошо ознакомиться с текстом.

Организует жужжащее чтение.

Организует чтение по цепочке.

Предлагает выделить смысловые части. Помогает обучающимся с помощью вопросов.

Предлагает следующие смысловые части: все боятся дога Буля; разговор Крячика и Буля; кто согласится дружить с вредным псом?

Предлагает найти в тексте первую смысловую часть и найти её.

Предлагает найти следующую часть и прочитать её.

Предлагает найти последнюю смысловую часть.




Читают произведение


Выделяют смысловые части







Находят в тексте и прочитывают смысловые части


— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;

П1

К1

К2

Л3

3.4. Самостоятельная работ

а

Задача этапа:

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Упражнение



Взаимопроверка

Объяснение

Предлагает выполнить задание на карточке, соотнести характеристики героев



Организует взаимопроверку и пояснение

Выполняют задание самостоятельно


Проверяют работу соседа.



Р1

Р2

К1



3.5. Повторение и включение в систему знаний

Задача этапа: - способствовать развитию грамотной устной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

- воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества;

- способствовать воспитанию нравственных качеств личности: доброжелательность, дружелюбность.

Диалог

Беседа



Спрашивает, так что такое смысловая часть текста?

Организует работу с пословицами: «Какую пословицу вы бы отнесли к прочитанному произведению?»

Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

С любовью везде простор, со злом везде теснота.

Душа всего дороже.


Отвечают на вопрос учителя



Работают с пословицами

— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

К1

К2

Л1

Л2

4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задача этапа:

- способствовать развитию грамотной устной речи;

Самооценка

Организует самооценку деятельности, дополнив предложения (Я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…)

Оценивают свою деятельность


Р1

К1

К2






















  1. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем говорить о самом важном и ценном для человека – это дружба и семья. Как вы уже знаете, наш русский народ ещё с издавна выделяет главную ценность – семью и дружбу, и поэтому мы с вами видим великое множество устного народного творчества о семье и дружбе. Это сказки, загадки, пословицы, поговорки, небылицы…

- На протяжении многих уроков мы с вами читали и разбирали пословицы и поговорки. Но случилось несчастье, наши пословицы сломались, нам нужно их собрать.

На что клад, коли в семье лад.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

- О чём эти пословицы?

  1. Актуализация опорных знаний

- Я предлагаю вам вспомнить, какое произведение мы читали на прошлом уроке. Верно, «Хороший день», а кто его написал?

- Самуил Яковлевич Маршак. Что вы запомнили о его творчестве?

- Сейчас, жужжащим чтением я предлагаю вам вспомнить о чём говорится в этом стихотворении.

- О чём говорится в этом стихотворении?

- Что для героя значит «Хороший день»?

- Почему этот день для него «хороший»?

2.1. Целеполагание

- Ребята, а о чём мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю вам узнать, посмотрев на иллюстрацию

- Да, тема нашего урока «Сердитый дог Буль», ребята позже мы с вами узнаем, что это за произведение и кто его написал.

- Давайте поставим цель урока. (научиться определять главную мысль прочитанного текста)

2.2. Открытие нового знания

- Ребята, мы с вами узнали, что друзьями могут быть и люди, и игрушки, а собаки?

- Хорошо. Ребята, с творчеством Михаила Пляцковского, мы знакомились на прошлых уроках.

- Он придумал одну историю, героями которой являются собака и утенок. Познакомимся с этой историей.



- Я хочу, чтобы вы не просто научились читать, а думать, рассуждать, высказывать свою точку зрения, анализировать поступки героев.

- Следите внимательно, сначала прочитаю я.

- Если не понятные для вас слова?

Первичное закрепление

Организует чтение обучающихся: жужжащее чтение, чтение по цепочке, выборочное чтение.

- Ребята, а о чём же это произведение?

- Да, о дружбе. А помните, мы с вами делали солнышко советов для друзей. Давайте вспомним их и дадим дог Булю.

Физ.минутка

Самостоятельная работа

- Ребята, я предлагаю вам охарактеризовать героев с помощью слов, находящихся на карточке. Распределите их в верные колонки.

Дог Буль









Крячик

Сердитый, добрый, дружелюбный, смелый, злой, вредный.



- Кто желает поделиться?

3.5 Повторение и включение в систему знаний

- Ребята, я предлагаю вам найти в тексте смысловые части и прочитать их.

- В сказке есть три смысловые части: все боятся дога Буля, разговор Крячика и Буля.

Организует работу со смысловыми частями

- Какую бы пословицу вы бы отнесли к этому произведению?

Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

С любовью везде простор, со злом везде теснота.

Душа всего дороже.



4. Рефлексия

- Оцените свою деятельность, дополнив предложения: Я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…